Настоятель храма Сергий Демьянов

О посте

Посты установлены Церковью как особенное, выделенное из будничного, время, когда христианин усиленно работает над очищением своей души и тела, молясь, исповедуя свои грехи, приобщаясь Святых Христовых Тайн.

Постом воздерживаются от скоромной пищи — мяса, молока, яиц, иногда рыбы.

История постов.

Пост существовал во времена Ветхого Завета, христиане же стали поститься с самого основания Церкви, следуя в этом примеру Самого Господа и апостолов. Древнейшие из церковных писателей утверждают, что апостолы установили первый сорока-дневный пост в подражание пророку Моисею и Спасителю, которые постились сорок дней в пустыне. Отсюда появилось название Великого поста — Четыредесятница.

Некоторые церковные ученые думают, что пост поначалу состоял из сорока часов. Древние христианские книги II и III веков рассказывают нам об обычае поститься в продолжение двух суток. Пост пред Пасхой тянулся шесть дней, как рассказывает об этом Дионисий Александрийский.

Таким образом, Святая Четыредесятница, или Великий пост, в том виде, в котором он сегодня существует, сложился постепенно. Церковные историки считают, что он окончательно оформился, когда вошло в обычай крестить новообращенных на Пасху и готовить их к принятию Таинства продолжительным постом. Из чувства братства и любви вместе с ними в этом посте стали принимать участие и все верующие.

Уже в IV веке Великий пост существовал в Церкви повсеместно, но начинался не везде в одно время и не везде продолжался сорок дней. Пост был очень строгим. Древний христианский писатель Тертуллиан рассказывает, что разрешались только хлеб, сушеные овощи и фрукты, и то не раньше вечера. Это называлось сухоядением. В течение дня не пили даже воду. На Востоке сухоядение держалось до XII века, потом постными стали считаться не только овощи, но и рыба, и даже некоторые птицы.

Любая радость и веселье считались нарушением поста. Общее правило заключалось в воздержании от возбуждающей пищи и умеренном употреблении даже разрешенных продуктов.

В последующие времена появились ереси, одни из которых считали пост главной обязанностью христианина, другие, наоборот, совершенно отрицали его значение. Церковные же правила, обобщившие опыт первых веков, предают анафеме не только всякого, кто без необходимости для здоровья нарушает установленный пост, но и тех, кто утверждает, что есть мясо -грех даже в праздники, и осуждает употребление мясной пищи в дозволенное время.

В дни Великого поста в христианских странах запрещались всякие зрелища, закрывались бани, лавки, торговля мясом и другими скоромными продуктами, продавались только предметы первой необходимости. Прекращались даже заседания в судах. Христиане занимались благотворительностью. В эти дни рабы часто отпускались на волю или освобождались от работы.

ПОСТЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Посты делятся на однодневные и многодневные.

К многодневным относятся: Великий пост, или Святая Четыредесятница; Петровский пост; Успенский пост; Рождественский пост.

К однодневным постам относятся: еженедельные посты в среду и пятницу в память предательства и в память страданий и смерти Спасителя.

Однако в среды и пятницы некоторых недель поста нет. Это: пасхальная неделя, которая почитается как бы за один светлый день; неделя после Троицы; так называемые Святки, то есть время от Рождества до Крещения (кроме последнего перед Крещением дня — крещенского сочельника); неделя Мытаря и Фарисея перед Великим постом; масленица, хотя во время нее действует запрет на мясо.

Однодневные посты это также: праздник Воздвижения Креста Господня 27 сентября; пост в день усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября; крещенский сочельник, то есть день накануне Крещения, 18 января.

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Великий пост состоит из 40 дней (Четыредесятница); двух праздничных дней — Лазаревой субботы и Вербного воскресения, а также Страстной седмицы. Всего 48 дней. Его называют Великим не только из-за продолжительности (он длиннее всех остальных), но и по причине великого значения этого поста в церковной жизни христианина.

Кроме семи недель самого поста, уставом предписываются еще три подготовительные недели к нему. Начинаются они с недели Мытаря и Фарисея. С начала третьей седмицы и до ее конца мяса на трапезе уже не бывает, оно появится только на разговенье во время пасхальной трапезы. Вся третья седмица называется также сырной, или масляной, в просторечии масленицей, потому что основной пищей во время нее являются молочные продукты, рыба, яйца, сыр.

За три недели до Великого поста, в воскресенье, когда читается на литургии евангельский текст притчи о Мытаре и Фарисее, в богослужении начинают пользоваться Постной Триодью — книгой богослужебных текстов. Именно эта книга определяет особенности богослужения во время Великого поста.

Накануне воскресенья, которое получило название «Неделя о Мытаре и Фарисее», на всенощном бдении поют особую покаянную молитву «Покаяния отверзи ми двери…». Это начало подготовки к посту. Это пение продолжается на всех воскресных всенощных по 5-ю Неделю поста включительно. На седмице мытаря и фарисея нет поста в среду и пятницу, дабы мы не уподобились фарисею, который хвалился своим благочестием.

«Неделя о блудном сыне» — вторая подготовительная неделя. В воскресенье за литургией читается Евангелие с притчей о блудном сыне. Накануне на всенощной звучит новое покаянное песнопение «На реках Вавилонских…».

«Неделя о Страшном суде» — третья подготовительная неделя. В воскресенье читается Евангелие о Страшном суде. Это воскресенье называется еще мясопустным, ибо это последний день Мясоеда. С понедельника до Пасхи мясо есть уже нельзя.

Накануне мясопустного воскресенья поминаются все усопшие.

Следующая за этим воскресеньем седмица называется масленицей.

«Неделя об Адамовом изгнании» — прощеное воскресенье. В этот воскресный день читается Евангельский отрывок о прощении обид и о посте. Адамово изгнание вспоминается во многих богослужебных текстах. Вечером все собираются в храм на чин прощения. Служба уже постовая, облачение черное, поклоны и пение покаянное. В конце службы читаются проповедь о прощении обид, о посте и молитва с благословением на Великий пост. Священнослужители, начиная со старшего, испрашивают у народа и друг у друга прощение. Затем все подходят к священникам по очереди, кланяются, просят простить и сами прощают им все грехи и обиды, при этом целуют крест и Евангелие, в знак искренности произносимого. Так же прихожане просят прощения и друг у друга. Такое прощение взаимных обид является непременным условием очищения сердца и успешного проведения Великого поста.

Великий пост отличается от остального года особыми богослужениями.

Во-первых, в понедельник, вторник и четверг не служится Божественная литургия (кроме нескольких праздников); а в среду и пятницу совершается литургия Преждеосвященных Даров, а по воскресеньям литургия Василия Великого.

Во-вторых, в богослужении увеличивается объем текстов, читаемых по Псалтири, пения становится гораздо меньше.

В-третьих, читается молитва святого Ефрема Сирина с 16 поклонами, поясными и земными. К богослужению добавляются особые молитвы с поклонами и коленопреклоненным стоянием.

Все эти отличия определяют особую духовную атмосферу поста, не свойственную всему году. Православные чаще, чем всегда, посещают храм, чтобы не пропустить особых служб. Основные из них следующие.

ПЕРВАЯ СЕДМИЦА

Чтение покаянного канона Андрея Критского в понедельник, вторник, среду и четверг на вечернем богослужении. В среду утром первая литургия Преждеосвященных Даров. В пятницу утром, после литургии, молебен с освящением колива (в воспоминание чуда великомученика Феодора Тирона). Коливо — это вареное зерно с сухофруктами, чаще всего рис с изюмом. Освященное коливо раздается присутствующим и употребляется натощак в тот же день. Первая седмица заканчивается Неделей первой, то есть первым воскресеньем поста. В это воскресенье празднуется Торжество Православия -восстановление иконопочитания на VII Вселенском Соборе.

ВТОРАЯ СЕДМИЦА

В субботу поминовение усопших. В воскресенье вечером во многих храмах служится первая Пассия — поклонение страданиям Спасителя. Это служба с акафистом Страстям Христовым. Остальные три Пассии служатся в последующие воскресенья. Хотя Пассия не является уставным богослужением, она уже вошла в благочестивую традицию.

ТРЕТЬЯ СЕДМИЦА

В субботу поминовение усопших. Седмица заканчивается Неделей третьей, Крестопоклонной. Накануне, на воскресной Всенощной на середину храма выносится Крест Господень для поклонения. Такое поклонение совершается под пение «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое поем и славим». Крест остается в центре храма всю неделю.

ЧЕТВЕРТАЯ СЕДМИЦА, КРЕСТОПОКЛОННАЯ

Эта седмица более строгого поста, чем 2-я и 3-я. В среду — преполовение Великого поста, то есть его середина. Во все дни седмицы совершается поклонение Кресту. В пятницу на вечерне Крест уносится в алтарь. В субботу поминовение усопших. Заканчивается седмица Неделей четвертой, посвященной памяти преподобного Иоанна Лествичника, игумена и строгого аскета.
ПЯТАЯ СЕДМИЦА q В среду вечером «Мариино стояние». Служба посвящена преподобной Марии Египетской. На этой службе полностью читается канон Андрея Критского. Ради этого литургия Преждеосвященных Даров совершается в четверг. Суббота пятой седмицы называется Субботой Акафиста или Похвалой Пресвятой Богородицы. Накануне за вечерним богослужением читается Акафист Богородице с особыми праздничными песнопениями. Но пост в этот день не ослабляется.

ШЕСТАЯ СЕДМИЦА

В пятницу этой недели заканчивается Четыредесятница. В субботу память праведного Лазаря, воскрешенного Иисусом Христом на четвертый день после его смерти, — Лазарева суббота. Заканчивается эта седмица Вербным воскресеньем (см. «Вход Господень в Иерусалим»).

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА Строгий пост. Богослужения все особенные.

В первые три дня поются особые песнопения: «Се Жених грядет в полунощи…» и «Чертог Твой…». Это напоминание о предстоящей нам встрече со Христом, небесным Женихом душ наших, в Его Царствии — прекрасном Чертоге. В эти дни служится литургия Преждеосвященных Даров.

В среду вечером исповедь для всех желающих облегчить свою душу перед Пасхой. В Великий Четверг воспоминается Тайная вечеря, на которой Господь установил Таинство Причащения -Евхаристию. В этот день все, кто может, причащаются Святых Христовых Таин.

Вечером служба Страстям Христовым. На ней читаются двенадцать избранных евангельских отрывков, повествующих о всех страданиях и смерти Иисуса Христа. Эти «12 евангелий» и составляют главную особенность службы. Во время чтения все стоят со свечами. Свечу, горевшую во время чтений «12 евангелий», называют «Четверговой» и непотушенной уносят домой, чтобы затеплить лампаду, прочертить пламенем крест над косяком двери.

В Великую Пятницу литургия не служится. Утром совершаются Царские часы. В середине дня совершается вынос Плащаницы -вышитой иконы Спасителя, снятого с Креста и приготовленного к погребению. Плащаница ставится посредине храма в окружении цветов. Все кланяются ей и прикладываются. Вечером того же дня совершается погребение Плащаницы. В конце службы, плащаница с крестным ходом обносится вокруг храма.

В Великую Субботу утром совершаются: часы, вечерня и литургия Василия Великого. На вечерне читаются 15 Паримий, то есть чтений Ветхого Завета, в которых собраны пророчества о Христе и о Его Воскресении. В начале литургии все облачения меняются с черных на белые.

В этот день с утра начинается освящение пасхальных яств — куличей, пасок, яиц, мяса. Освящение может быть продолжено на Пасху.

На этом заканчиваются богослужения Постной Триоди, таким образом, заканчивается и сам Великий пост.

ПЕТРОВСКИЙ ПОСТ

Иначе называется апостольским. Начало этого поста зависит от времени празднования Пасхи, и поэтому он бывает то короче, то длиннее. Пост начинается через неделю после Троицы и заканчивается праздником первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля. Самая большая возможная продолжительность Петровского поста — шесть недель, самая малая — восемь дней. Его начало идет из глубокой древности, он заповедовался еще в апостольских постановлениях, но особенно часто упоминается с IV века.

Здесь я хочу прервать повествование из «Книги о Церкви» и сделать вставку из весьма интересных рассуждений о. Андрея Кураева о петровском посте из книги «Неамериканский миссионер» (http://www.koob.ru/kuraev_andrej/neamerikanskij_missioner ).

Сохранился и ревностно соблюдается апостольский пост. Современными православными он даже стал более ценим, чем прежними. Ведь при переходе на новый стиль (при условии сохранения старой пасхалии) Петров пост может в иные годы совсем исчезать (если Пасха будет поздней, Троица может оказаться столь близкой к 29 июня / 12 июля, что не останется времени для поста). Человек особо ценит то, что может потерять: поскольку переход на новый стиль угрожает утратой Петрова поста, то этот летний пост особенно становится ценим ревнителями церковных традиций.

И вот каждый год благочестивые толкования объясняют нам смысл этого апостольского поста: «Церковь призывает нас к посту по примеру святых апостолов, которые в посте и молитве приготовлялись ко всемирной проповеди Евангелия»…

Меня коробит, когда я слышу такие объяснения.

Апостолы действительно постились. Но исторически Петров пост не имеет к этому никакого отношения. Впервые упоминает об этом посте «Апостольское предание» святого Ипполита Римского (III век). Тогда этот пост никак не связывался с апостолами, а считался компенсаторным: то есть те, кто не смог поститься перед Пасхой, да постятся по окончании праздничного ряда (от Пасхи к Троице).

Сегодня же пост именуется апостольским — и тут и возникает огромнейшее недоумение: да в чем же именно мы подражаем апостолам?! Как все перевернулось с ног на голову! Пусть, в самом деле, мы постимся в подражание апостолам, которые делали это, прежде чем пойти на проповедь. Только у меня вопрос: скажите, почему мы подражаем апостолам в подготовке к делу и не подражаем в самом деле?

Для апостолов пост был средством, чем-то служебным для их цели. Целью же была проповедь Евангелия. А нами сегодня именно средство блюдется со всею тщательностью, вот только цель, ради которой это средство блюдется, как-то забылась. Кто из православных отправляется на проповедь в Петров день (12 июля по новому стилю)? Кто в подражание апостолам постится до 12 июля с тем, чтобы 13-го уподобиться апостолам и в том, чтобы уйти в миссионерское путешествие (хотя бы в соседний детский летний лагерь)? Хорошо, предположим, что миряне не должны нести апостольское служение и браться за «самочинную проповедь». Но что же духовенство? Для нас в промежуток между Петровым и Успенским постами начинается пора летних отпусков…

Представьте, если бы приходской священник сказал бы: «Братья! Через неделю — день памяти святого князя Александра Невского, защитившего нашу страну от нашествия латинян. Почтим же его память подражанием его делам! Нам известно, что всю неделю до битвы дружинники святого князя примеряли кольчужки — коротки они или нет. Вот и мы давайте всю неделю будем надевать и снимать кольчуги, чистить мечи… А в день святого Александра поедем… Нет, нет, не на битву — на загородный пикник». Смешно? Ну, вот точно так же мы подражаем апостолам.



Далее вновь повествование из «Книги о Церкви».

УСПЕНСКИЙ ПОСТ

Пост в честь Пресвятой Богородицы продолжается две недели — с 14 по 28 августа, до праздника Успения. Этот пост по строгости напоминает Великий, но ослабляется по воскресным дням, а также в праздник Преображения Господня 19 августа.

В древней Церкви он назывался осенним. Были разногласия по поводу его продолжительности, некоторые разрешали себе уже на Преображение употреблять в пищу мясо. Но действующие с ХII века церковные правила не позволяют этого.

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ

Он начинается за сорок дней до Рождества Христова и поэтому, как и Великий пост, иногда называется Четыредесятницей. Его называют также Филипповским, потому что в день его начала, 28 ноября, празднуется память апостола Филиппа.

Этот пост не такой строгий, как Великий, разрешена рыба. Но за несколько дней до Рождества Христова воздержание усиливается, и, наконец, в Сочельник, последний день перед Рождеством, ничего не едят до вечерней звезды, в память о звезде, явившейся над Вифлеемом при Рождестве Спасителя.

О Рождественском посте в церковных книгах упоминается с IV века, в современном виде он принят Церковью с ХII века. В этот день с утра начинается освящение пасхальных яств — куличей, пасок, яиц, мяса. Освящение может быть продолжено на Пасху.