О таинствах

Здравствуйте!

Прошу вашего совета, можно ли нам с мужем венчаться (брак зарегистрирован в ЗАГСе), если я крещеная, а мой муж (по национальности татарин) нет. Если нет, то что нам необходимо сделать, чтобы вступить в освященный церковный брак? Извините за беспокойство! Заранее спасибо за ответ!

Светлана.

Ответ:

Здравствуйте Светлана.

К таинству Венчания, как в прочем, и к другим таинствам Церкви, могу приступать только люди, уверовавшие во Христа и принявшие Святое крещение. Национальность вашего мужа здесь не имеет значения, проблема в том, что он не крещеный. Если ваш муж проявляет интерес к христианству, тогда надо прийти ему в православный храм и там подскажут как подготовиться к принятию Святого крещения и на катехизических беседах расскажут ему о существе христианской веры.

Священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте.

У меня такой вопрос. Я повенчался с супругой около 8 лет назад. Но так как она начала вести разгульный образ жизни, и семейная жизнь ей оказалась не по душе, мы развелись с ней 4 года назад. Она уже живет с четвертым после меня человеком, от одного из них ребенок. Сходиться с ней я не собираюсь, несмотря на то что её родители периодически на этом настаивают, но я не хочу, а у нее ветер в голове. Вообще. венчаться пошли, только потому что ей хотелось красивой церемонии. Когда мы венчались, Священник сказал, если надумаете разводиться, то придете ко мне. Я пришел, он мне сказал — вы повенчались, а брак заключен на небесах, надо жить вместе, а проблемы твои это ничего серьезного и вообще у тебя есть доказательна измены? Она гуляет до утра, забыв о 2-х летнем ребенке, приходит под утро с подарками и цветами, не отвечает на сотовый, мне этого вполне хватает. Разговор со священником оказался бесполезным. Он настаивал на своем. Я подал на развод, развелись. И уже 4 года безуспешно пытаюсь построить с кем-либо серьезные отношения. Как проклятый. Неужели нет какого-то способа, обряда, молитв, чтобы расторгнуть брак на небесах? Я так понимаю, дело именно в этом. Особенно если учесть что я как белая ворона в этом обществе, ответственный, верный, трудолюбивый, искренний, не наркоман, не курю, способный к самопожертвованию в семейной жизни. И в то же время никому не нужен. Даже если венчание здесь не причем, я так понимаю желательно расторгнуть этот брак(венчание). Как это сделать?

Алексей.

Ответ:

Здравствуйте Алексей.

Расторгнуть церковный брак может только правящий архиерей той епархии, где совершалось венчание. При измене одного из супругов и тем более в случае последующего его вступления в многократные гражданские браки это возможно. При этом пострадавший супруг может вступить в повторный церковный брак. Ни какого духовного чина развенчания в Церкве нет, вам выдадут только справку о расторжении брака. Чтобы залечить духовную рану сердца, нанесённую грехом расторжения брака, надо каяться пред Богом в своей части вины разрушения семьи и идти на исповедь. Это важнее чем получение справки. Чтобы узнать как получить церковный развод, обратитетесь в ваше епархиальное управление. Там вам подскажут что необходимо сделать для этого. В разных епархиях разные требования, но обязательно имейте при себе свидетельство о церковном браке и о гражданском разводе. Как подготовиться к Исповеди вы можете прочитать на нашем сайте.

Священник Сергий Демьянов.

Ответ:

Здравствуйте Марина.

Вы совсем впали в уныние. Как можно так говорить: «получается я и Богу не нужна»? Бог любит всех людей и желает, чтобы все спаслись и в разум истины пришли (1Тим. 2, 4). Не зная вас лично и вашей исповеди, я не смогу вам дать ответ о причинах такого вашего духовного расстройства после причастия, но причина эта не в Боге, а внутри вас.

Приведу вам слова прп. Симеона Нового Богослова (Слово 41): «Хлеб этот для тех, которые не возвысились над чувственным, является простым хлебом, хотя таинственно он есть свет невместимый и неприступный. И вино таинственно есть свет, жизнь, огонь, вода живая. Итак, когда вкушаешь ты этот Божественный Хлеб и пьешь это Вино Радования, а между тем не ощущаешь, что зажил жизнью бессмертной, восприняв в себя светоносную и огненную силу, как пророк Исаия принял в уста уголь горящий, если не ощущаешь в себе, что испил Кровь Господню, как воду живую, то как можешь думать, что приобщился Жизни Вечной, приступил к неприступному Свету Божества, стал причастником вечного Света? Нет, брат мой, нет; ничего такого не совершается с тобою, так как ты не чувствуешь в себе ничего подобного. Но Свет этот светит на тебя, а ты слеп и не просвещаешься. И огонь излучает на тебя тепло, а ты остаешься холодным. И жизнь вошла в тебя, а ты не чувствуешь и пребываешь мертвым. И вода живая протекла по душе твоей, как по желобу, но не осталась в тебе, потому что не нашла в тебе достойного себе вместилища, чтобы вселиться внутрь тебя. Поэтому если ты причащаешься Пречистых Таин, но не ощущаешь какой-либо благодати в своей душе, то причащаешься только по видимости, а в себя самого ничего не принимаешь. Ибо те, которые достойно приступают к этим Таинствам и должным образом приготовляются к принятию в них Сына Божия — этого Хлеба Жизни, сходящего с Неба, к тем Он прикасается ощутимо и с теми соединяется, давая осязательно испытывать Свое благодатное присутствие».

Возможно, с вами приключилось и по словам прп. Амвросия Оптинского: «Когда усердно молишься, то так и смотри, что искушение будет. Это и со всеми случается». «К празднику всегда враг старается сделать неприятность, скорбь. Кому удар, кому щелчок, всем старается что-нибудь преподнести для праздника. И чем живешь внимательнее к себе, строже, тем более и сильнее вооружается враг, и в особенности к празднику чем-нибудь да угостит. Всего надо ожидать, ко всему готовиться».

Советую вам также прочитать внимательно статью на нашем сайте в разделе «Школа духовной жизни» «Причащение Святых Христовых Таин».

Священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте!!! Скажите пожалуйста, я исповедовалась вчера, сегодня утром планировала пойти причаститься… но по некоторым причинам не смога прийти, хотя готовилась. Могу ли я пойти причаститься завтра? или же не допустимо причащаться спустя 2 дня после исповедования??? Заранее спасибо за ответ!!!

Анастасия.

Ответ:

Здравствуйте Анастасия.

Таинство Исповеди и Таинство Святаго Причастия – два разные, не связанные напрямую друг с другом церковные Таинства. Но по сложившейся в последнее тысячелетие традиции в Православной Церкви перед Святым Причастием необходимо исповедоваться в день Причастия, или накануне когда начинается богослужение следующего дня. В настоящее время, вы можете встретить и другую точку зрения, что если особо ничем не согрешили, то и не требуется еще одна исповедь. Что исповедь требуется только когда человек совершает грех, отлучающий его от церковного общения. Но я бы не советовал так поступать. Если какие-то греховные страсти и не проявились явным образом через греховные поступки, то это не значит, что человек исцелился от этих греховных страстей, а отказ от исповеди приводит к внутреннему самоуспокоению, вводит человека в состояние «мнения о себе» и нечувствительности к греху. А как следствие, возможного причащения в осуждение себе. Подробно об истории развития Таинства Исповеди можно прочитать в книге прот. Александра Шмемана «Святая Святым».

Священник Сергий Демьянов.

Батюшка вы пишете о том, что тяжкий (смертный) грех вроде как является «противопоказанием» к крещению младенца, а если грех раскаянный и человек несёт епитимию? И ещё вопрос приступить к причастию можно только после как епитимия закончена? Если она дана мне на всю жизнь?

Елена.

Ответ:

Здравствуйте Елена.

Там подразумеваются грехи нераскаянные и неисповеданные. Раскаянный и исповеданный грех, несомненно, прощается Господом. Что значит раскаяние и исповедание греха? Это мольба ко Господу исцелить тяжкую или даже смертную рану, которую я нанес своей душе. И каждому кающемуся грешнику Господь врачует его душу. Епитимья – это лекарство, которое прописывается духовником для лучшего и быстрейшего исцеления души. Епитимья может быть наложена на всю жизнь, но отлучение от церковных Таинств может быть только на какой-то конкретный, указанный духовником, срок. Возможна епитимья вообще без отлучения от церковных Таинств. Если вас не отлучали от Причастия, то вы можете участвовать и в Таинстве Крещения. Если отлучение от Причастия еще не закончилось, то нужно воздержаться и от других церковных Таинств, кроме исповеди.

Священник Сергий Демьянов.

Добрый день, батюшка! У моей мамы страшный диагноз-рак 4 стадии. Мне хотелось бы, чтобы она пособоровалась. Что для этого нужно и как часто в таких случаях можно участвовать в таком таинстве. Заранее спасибо.

Неонилла.

Ответ:

Здравствуйте Неонилла.

Таинство соборования, точнее оно называется таинство Святого елея или елеосвящение – это таинство, в котором при помазании тела елеем (т.е. освященным маслом) призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Это таинство в церкви установлено по словам апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак 5, 14-15). Как видите, непременным условием совершения таинства является желание пособороваться самого болящего («да призовет пресвитеров», т.е. священников), т.е. его живая вера. Если этого нет, постарайтесь маме подробнее рассказать об этом таинстве, предварительно сами прочитайте о нем подробнее. Немного есть на нашем сайте. Если и после этого не будет личной веры болящей, то к таинству приступать не стоит.

Вторым важным условием, является желание человека покаяться пред Богом, поэтому сначала необходимо личная полная исповедь болящей. Если ваша мама исповедовалась не так давно, то допустима исповедь после соборования перед Причастием Святых Христовых Таин, которым необходимо завершить соборование. Если же ваша мама никогда не приступала к таинствам исповеди и Святаго Причастия, то помните, что эти таинства для нее будут гораздо важнее, чем соборование. Как приготовиться к таинствам исповеди и Причастия вы можете найти на нашем сайте.

Как часто можно участвовать в этом таинстве? В настольной книге священно-церковно-служителя можно найти следующее указание: «По требнику митрополита Петра (Могилы) в одной и той же болезни, продолжающейся непрерывно, не должно быть повторяемо это таинство над болящим, как бы ни была болезнь продолжительна; но, по заявлению некоторых, на практике таинство сие, подобно таинствам покаянию и причащению, повторяется и в течение одной и той же болезни». По практике, сложившейся в настоящее время, обычно приступают к таинству елеосвящения один раз в год.

Священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте Батюшка!

Скажите, пожалуйста, как правильно подготовиться к исповеди и причастию на масленичной неделе? Нужно ли поститься?

Наталья.

Ответ:

Здравствуйте Наталья.

Лучше с этим вопросом обратиться к священнику, у которого вы обычно исповедуетесь и причащаетесь, потому что на разных приходах и у разных священников по этому вопросу могут быть разные ответы. Прихожанам нашего храма я советую не накладывать на себя самочинных постов даже при подготовке к Причастию, когда церковный устав отменяет постные дни. Т.е. для тех, кто обычно стремится соблюдать установленные уставом посты, при подготовке к Причастию в те дни когда поста не положено, советую один день перед Причастием воздержаться от вкушения мясной пищи, а духовный пост соблюдать во всей полноте. Но при этом без нужды (т.е. человек готовится к операции, или у него день Ангела, или день рождения, или память особо чтимого святого и пр.) я не советую в такое время готовиться к Причастию, т.к. это дни некоторого послабления в аскетической жизни. Тем же людям, которые не соблюдают церковных постов и крайне редко или вообще впервые приступают к Причастию, рекомендую соблюдать трехдневный телесный пост.

Священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте, батюшка!

Подскажите, пожалуйста, в мучающем меня вопросе. Я после первой недели поста решила исповедаться за всю жизнь и составила список грехов письменно. Раньше я тоже исповедовалась и причащалась, но по ложному стыду скрывала тяжкие грехи, а теперь хотела все исповедать. И пошла на исповедь не в храм рядом с домом, а к батюшке, к которому ездила на исповедь раньше. Он хоть находится и далеко, но почему-то, мне хотелось, чтобы именно он помог мне советом как исправлять свои грехи, допущенные в юности. А на исповеди батюшка сам прочел мой список. Конечно, мне хотелось бы самой рассказать, так бы и самой стало легче, но у батюшки в этот день было много людей на исповедь, и я постеснялась попросить к себе внимания. Батюшка, если я не сама рассказала грехи, считаются эти грехи отпущенными, не надо ли их исповедовать еще? Потому что облегчения я после исповеди не получила.

Елена.

Ответ:

Здравствуйте Елена.

Господь, несомненно, прощает нам все те грехи, в которых мы искренне каемся. Покаяние – это внутреннее состояние человека, обличение себя пред Господом, а не только то, что говорим на исповеди. В данном случае вы открыли свои грехи пред Господом и священником, который является свидетелем вашего покаяния. Но, к сожалению, видимо в силу психологического фактора, что вы не смогли выговориться, у вас не хватает веры в то, что Господь простил ваши грехи. Поэтому и нет полного внутреннего облегчения. Я вам могу посоветовать еще раз поехать на исповедь к этому же священнику, только постарайтесь выбрать день, когда исповедников все-таки будет поменьше, и рассказать ему об этом вашем духовном состоянии. Может быть даже попросить наложить епитимью, исполняя которую вы укрепитесь в вере, что Господь простил вам ваши грехи. Но в прочем, это останется на усмотрение священника.

С уважением,
священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, причащать деток до трех лет можно не натощак?

Анастасия.

Ответ:

Здравствуйте Анастасия.

Причастие натощак означает осознанное воздержание человека от вкушения пищи ради величия Таинства Святаго Причастия, т.е. это, своего рода, пост. Пост имеет смысл только когда человек подходит к нему осознанно, в меру своей духовной жизни. Ребенок входит в такой возраст обычно в 3-4 года, в зависимости от развития и духовного воспитания родителей. До этого возраста можно причащать не натощак, но как только ребенок начинает что-то понимать, старайтесь вместе с ним, с его согласия убрать все лишнее, например, завтрак делать очень легким так, чтобы ребенок мог дотерпеть до Причастия, но при этом уже бы была какая-то мера воздержания. К посту нужно приучать постепенно и обязательно осознанно, как некоторый духовный и телесный труд перед встречей с Господом.

С уважением,
священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте, батюшка.

Помогите, пожалуйста, советом и как правильно поступить мне. Ситуация у меня такая. 9 лет назад я вышла замуж по любви, брак зарегистрировали в ЗАГСе, в церкви не венчались, через 4 года в браке родила дочку. Когда дочке исполнилось 3 месяца, она приняла крещение. Крестным отцом стал мужчина, друг нашей семьи, но ко мне лично у него были более чем дружеские чувства, но не взаимные. Сейчас дочке исполнилось 5 лет, полгода назад я развелась официально с мужем, и крестный отец моей дочки стал за мной ухаживать и добиваться моего расположения. Вопрос в том, что могу ли я, имею ли я возможность создать семью с крестным отцом моей дочери. Со всех сторон посыпались осуждения и проклятия. Я не знаю что мне делать. Помогите.

Ксения.

Ответ:

Здравствуйте Ксения.

Вопрос о духовном и плотском родстве восприемников между собой и с родителями крещающихся издавна является весьма запутанным в умах мирян и священников. Тем не менее, существуют четкие церковные постановления по этому вопросу. Приведу вам цитату из настольной книги священно- церковнослужителя (том 2, стр. 1184-1185, репринтное воспроизведение издания 1913 года) о допустимости вступления в брак в случае, подобном вашему. «Священный синод разъяснил, что духовное родство «должно быть признаваемо лишь между родителями крещаемого младенца и восприемлющими онаго лицами одинакового с ним пола», т.к. в объяснении требника перед последованием о крещении сказано, что при крещении «един довлеет восприемник»: при крещении лица мужеского пола – восприемник, при крещении лица женского пола – восприемница… На этом основании Св. Синодом (указы от 19 апреля 1873 года и от 31 октября 1875 года) был дозволен брак овдовевшей матери с восприемником ея дочери и овдовевшему отцу с восприемницею его сына. Отсюда явствует, что духовное родство признается, и браки в оном восприщаются лишь между следующими лицами: а) между восприемником и матерью воспринятого и б) между восприемницею и отцом ею воспринятой». Так что в вашем случае, когда вы крестили дочку, ваш брак с восприемником допустим с точки зрения церковного права.

С уважением,
священник Сергий Демьянов.

Скажите, батюшка, а правда ли что во время Евхаристического Канона на Литургии святой Дух сходит не только на Дары, но и на всех молящихся в храме?

Андрей.

Ответ:

Здравствуйте Андрей.

Когда мы обращаемся к Господу Богу с любою богоугодною молитвою, с верою, с сердцем сокрушенным и смиренным, то, несомненно, всегда получаем просимые благодатные дары Духа Святаго. Например, во время Божественной Литургии мы молимся о даровании нам мирного сердца, прощения согрешений, здравия духовного и телесного, безгрешно провести день, доброго и полезного для нашей души и прочих даров Духа Святаго. И, несомненно, молящиеся получают просимое. Во время Евхаристического канона в одной из тайных молитв священник молится: «Еще приносим Ти словесную сию и бескровную службу, и просим, и молим, и мили (т.е. с умилением) ся дееем, низпосли Духа Твоего Святаго на ны (т.е. на нас) и на предлежащие Дары сия». Таким образом, священник молится о ниспослании благодатных даров Духа Святаго на нас, молящихся в храме, и на предлагаемые Дары. Но, здесь имеются в виду разные дары Духа Святаго. О предлагаемых хлебе и вине мы просим, чтобы Господь Иисус Христос соединил их со Своей Божественной природой, а для себя просим иных даров Духа Святаго. Как пишет святитель Иоанн Златоуст об этой молитве: «Стоит (здесь) Священник, не огнь (вещественный) сводя, но Дух Святый; молится он долго, — да благодать нашедша на жертву, души всех воспалит, и сребра разженна светлее, их покажет». Благодатного же дара Духа Святаго соединения нас с Божественным естеством Господа Иисуса Христа мы можем сподобиться только лишь в таинстве Святаго Причащения, которое совершается после завершения Евхаристического канона.

С уважением,
священник Сергий Демьянов.

Доброго времени суток!

У нас в этом 2009 году с мужем 10-летие брака, и мы приняли решение венчаться, но вот одно НО дата эта выходит на рождественский пост 11 декабря, и нам во многих храмах отказали в таинстве. Подскажите где, как и при каких обстоятельствах можно получить разрешение на венчание? У меня много аргументов к вопросу о том, почему нам можно дать это разрешение: 1. церковь всегда шла на послабления для прихожан, 2. наши отношения проверены многими испытаниями, 3. почему тот кто уже был венчан первый раз и разведен тому разрешают венчаться ещё?, 4. мы хотели бы в новое 10-летие войти женатыми не только по гражданским обычаям но и быть в церковном браке, 5. как мне кажется, венчание это не такой большой грех и как мне кажется для принимающих таинство даже немного приятный, 6. многие совершают грехи и побольше, 7. для чего эти условности? Нам бы очень хотелось совершить венчание именно в одну дату со свадьбой, мы долго к этому шли и наконец решились! ПОМОГИТЕ СДЕЛАТЬ ЭТО В ДЕНЬ ДЛЯ НАС ВАЖНЫЙ!

Светлана.

Ответ:

Здравствуйте Светлана.

Я Вам точно не помогу в Вашей просьбе. Помогать нужно в добром деле. Вы же затеваете дело недоброе. Я постараюсь объяснить почему. Таинство Венчания не совершается в дни больших постов по причине в Духе несовместимости этих двух событий. Пост – время покаяния, подразумевает воздержание и самоограничение, в частности, и в супружеской жизни. Венчание – это праздник, радость и благословение на супружескую жизнь во всей полноте. Вступление в брак в дни поста – это пренебрежение не только постом, но самим Христом, Его заповедями. «Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф 9, 14-15). Пост – это не условность, у нас есть два духовных меча в борьбе со своими духовными страстями – это молитва и пост. Причем, одно без другого теряет свою ценность. Вы же хотите получить благословение на пренебрежение постом, и, видимо, даже не осознали, что нужно принести глубокое покаяние, что заключили гражданский брак и начали супружескую жизнь в дни Рождественского поста, т.е. однажды тяжело согрешили и хотите получить благословение на повторение этого греха. Вы можете мне возразить: «мы все равно не соблюдаем поста, для чего эти условности»? Но если Вы осознанно не соблюдаете посты, не приступаете к Таинствам Исповеди и Святого Причащения, которые тесно связаны с понятием поста, то этим самым Вы сами поставили себя вне Тела Христова, отлучили себя от Церкви и в этом случае Вам вообще нельзя приступать к Таинству Венчания. Церковь, действительно, дает часто послабление человеку, учитывая наши духовные немощи. Но послабления не умножающие грех, а помогающие человеку справиться с его греховными страстями.

С уважением,
священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте, батюшка!

Общеизвестно, что для того, чтобы стать священником, надо закончить семинарию. А как надо действовать, чтобы иметь возможность стать дьяконом? Я женат, мне 38 лет, по профессии учитель, есть опыт работы чтецом-алтарником.

Спасибо. Дмитрий.

Ответ:

Здравствуйте Дмитрий.

Перефразируя слова апостола Павла, можно сказать, что желание стать диаконом – доброе желание. Даже если мы хотим в мирской жизни занять какую-то должность, то этому должно сопутствовать выполнение двух условий: нашей подготовленности к надлежащему исполнению будущих обязанностей и благоволения начальства к назначению нас на эту должность. В духовной жизни, первое условие остается таким же, второе – заменяется на Божие призвание нас к служению в алтаре. Начнем с первого. В первом послании к Тимофею, апостол Павел четко указывает на те качества, которым должен удовлетворять ставленник во диаконы. «Диаконы также [должны быть] честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, [допускать] до служения. Равно и жены [их должны быть] честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем. Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим. Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса» (1 Тим. 3, 8-13).

Если Вы помышляете о диаконском служении без дальнейшего намерения рукоположения в священнический сан, то к этому нужно еще добавить, помня, что диакон ведет всю службу и должен быть ее украшением, такие качества, как статность, красивый голос и музыкальное образование. Конечно, маловероятно, что в Московской епархии Вас рукоположат без духовного образования. Как действовать? Сказать об этом своему духовнику, чтобы он знал о Вашем желании, несомненно, постоянно нести послушание чтеца-алтарника, а хорошо бы попробовать себя и на клиросе, и терпеливо ждать соизволения Божиего, которое откроется через окружающих Вас людей, которые будут желать видеть Вас в сане диакона и через благоприятные жизненные обстоятельства, которые помогут Вам достичь желаемого. Наверное, это все, что я могу ответить на Ваш вопрос.

С уважением,
священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте, можно ли обвенчаться в Вашей церкви именно 7 сентября? Что для этого необходимо? Мы оба венчаемся первый раз, мы крещенные. Спасибо.

Татьяна.

Ответ:

Здравствуйте Татьяна.

До 7 сентября еще слишком много времени, чтобы давать большие гарантии, что можно будет обвенчаться в этом день в нашем храме. Скорее всего, это возможно. Что для этого необходимо? Если Вы исповедуетесь и Причащаетесь в другом храме, то прийти к нам на обычную исповедь и приготовиться к Причастию, желательно, не под большой праздник (чтобы было поменьше народу) для того, чтобы духовно познакомиться с вами. Если Вы никогда не были на исповеди, то необходимо уяснить азы православной веры, приготовиться к Таинствам Исповеди и Святого Причастия. Как подготовиться, Вы можете узнать за церковным ящиком, приехав в наш храм во время любого богослужения (см расписание на сайте) и после этого приехать на беседу и первую исповедь, которая проходит в особое время, раз в неделю (см расписание). Невоцерковленных людей, т.е. тех, кто отлучил себя от главного Таинства Церкви – Святого Причастия, мы не венчаем.

С уважением,
священник Сергий Демьянов.

Батюшка, здравствуйте. Разъясните, пожалуйста, можно ли совершать таинства крещения и венчания в пост и в Пасху? Я считаю, что нет, но многие мне утверждают, что можно и в Москве многие священники делают это в пост и в Пасху. Правильно ли это?

Спасибо. Лариса.

Ответ:

Здравствуйте Лариса.

Никаких ограничений на совершение таинства Крещения в дни поста или праздников не существует. Более того, издревле, в традиции церкви было готовить оглашенных к принятию таинства Крещения в дни Великого поста и их крестили в Лазареву Субботу, в Страстную Субботу, на Пасху и во все дни Светлой Седмицы. Неслучайно, в дни этих праздников до сих поется на литургии вместо Трисвятого – «Елицы, во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуйя». В это время вновь крещенных вводили в храм для того, чтобы они могли стать участниками Божественной Литургии.

На время, когда можно совершать Таинство Венчания, действительно, наложен ряд ограничений. Согласно каноническим правилам, не разрешается совершать венчание в течение всех четырех постов, в сырную седмицу, Пасхальную седмицу, в период от Рождества Христова до Богоявления (Святки). По благочестивому обычаю не принято совершать браки в субботу, а также накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселии и развлечениях. Кроме того, в Русской Православной Церкви браковенчание не совершается по вторникам и четвергам (накануне постных дней — среды и пятницы), накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября). Исключения из этих правил могут быть сделаны по нужде только правящим архиереем. Т.е. венчание не совершается в те дни, в ночь после которых православным христианам нужно воздерживаться от брачного ложа, по словам апостола Павла, ради поста и молитвы.

С уважением,
священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте еще раз!

Спасибо за ответ! Единственное, что я не поняла — это про свидетелей: я имела ввиду, кто должны быть те люди, которые держат корону над нашими головами? Просто мне сказали, что это наши крестные родители? И еще один вопрос: а если одни из наших родителей (как крестных, так и явных) против венчания, что нам делать (а мы оба хотим этого)?

Ульяна.

Ответ:

Здравствуйте Ульяна.

По церковному уставу, венцы должны не держаться над головами, а одеваться священником на голову венчающимся. В нашем храме обычно так и бывает, за исключением случаев, когда это сложно сделать физически, например, очень большой размер головы у жениха (венец может упасть), или сложная прическа на голове невесты, не позволяющая одеть венец. В этом случае, венец над головой может держать любой человек, присутствующий в храме. С точки зрения устава, это не имеет никакого значения. В некоторых храмах, венцы, действительно, всегда держат над головами венчающихся, это не страшно и допустимо. Но кто их будет держать, не имеет значения.

Венчание без согласия родителей по церковному уставу допустимо, тем более, в Вашем случае, когда Вы уже состоите в законном зарегистрированном браке. Конечно, лучше было бы, достигнуть мира в семье, чтобы таинство венчания стало радостным для всех. Подробнее о том, почему Ваши близкие не хотят, чтобы Вы венчались, обязательно расскажите тому священнику, который будет Вас венчать. Возможно, он Вам что-нибудь посоветует.

С уважением,
священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте!

Мы с мужем женаты уже полгода, вот осенью хотим венчаться. Скажите, когда можно венчаться (даты)? И кто должен быть свидетелями? Мне сказали, что свидетели — это наши крестные родители — это правда? Или свидетелями могут быть те же, кто и в ЗАГСе? И может ли церковь дать нам отказ в венчании, если да, то почему?

Заранее спасибо!

Ульяна.

Ответ:

Здравствуйте Ульяна.

Ваше желание венчаться похвальное. Действительно, православному христианину не должно вступать в брак без благословения Отца Небеснаго. Начну с того, что может являться причиной отказа обвенчать или отложить венчание до исправления какой-либо недопустимой ситуации. Во-первых, если Вы фактически отпали от церковного общения, давно не приступая к таинствам исповеди и Святого Причастия или живя без раскаяния в грехах, несовместимых с именем христианина. Восстановить церковное общение, в этом случае, можно через покаяние и исповедь. Во-вторых, если есть канонические препятствия для совершения таинства венчания, например, недопустимые родственные связи с мужем, если венчание кого-либо из Вас происходит не первый раз. Подробно Вам может это рассказать священник на том приходе, где Вы духовно окормляетесь, когда Вы обратитесь с просьбой о венчании.

В этом (2008) году осенью можно будет венчаться с 29 августа по 26 ноября. Для совершения таинства венчания по церковным канонам никаких свидетелей не требуется вообще.

С уважением,
священник Сергий Демьянов.

Добрый день!

Помогите пожалуйста хотя бы немного разобраться в вопросе таинства брака, а конкретно, в каких случаях можно разводиться, если вы повенчаны, т.к. говорят, что есть только две причины, по которым возможен развод: это если кто-то из супругов изменяет, или безнадежно сошел с ума? Просто мне казалась, что ситуаций, при которых люди должны развестись гораздо больше. Например если муж алкоголик и бьет жену напропалую, должна ли она это терпеть? И еще объясните пожалуйста, что значит развенчаться? Неужели действительно есть такой процесс? Ведь это же не юридический процесс, как просто развод в ЗАГСе. Ведь есть же выражение, что «браки совершаются на небесах»,так как же можно расторгнуть его на небе? Спасибо. И еще раз хочется выразить Вам благодарность за Ваш сайт и светлый храм.

Спасибо. Елена.

Ответ:

Здравствуйте Елена.

Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, основываясь на словах Господа Иисуса Христа: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает… Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19. 6,9). Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере, одному из них), и особенно детям. Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности. В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа. Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее, после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами.

Конечно же, как Вы и предполагаете, никакого обряда развенчания не существует. Пишется прошение на имя правящего епископа о расторжении церковного брака с указанием причин. Чаще всего, это делают даже не во время развода, а когда пострадавшая сторона хочет вступить в новый церковный брак и испрашивает на это благословение епископа. Это все касается формальной стороны расторжения брака. Духовно супруги сами разрушают де-факто брачный союз, утратив любовь друг к другу, а тем более, когда озлобляются и начинают даже ненавидеть друг друга.

Если этот вопрос касался Вас лично, то хочу посоветовать Вам прийти в храм для личной беседы по этому вопросу, может быть еще что-то можно исправить.

Ответ на вопрос составлен по материалам документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятого на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года.

С уважением,
священник Сергий Демьянов.



Понравилась статья? Поделитесь ей!
Рубрика: Без рубрики | Оставить комментарий
  • Наши контакты