Настоятель храма Сергий Демьянов

Христианство и мир

Можно ли освящать камни в церкви? Дело в том, что дядя привез из Урала камень — сердолик и хотелось бы его освятить, но есть подозрения, что мне могут отказать, прейдя в церковь, в освящении.

Андрей.

Ответ:

Здравствуйте Андрей.

Вообще-то, это возможно. Есть в требнике молитва, которая так и называется «На освящение всякой вещи». Но вам надо быть готовым дать разумный ответ на вопрос: «Зачем вам это потребовалось и как вы этот камень собираетесь использовать». Если ваш ответ священника не удовлетворит, то возможен и отказ.

Священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте!

Подскажите, пожалуйста, как правильно, с точки зрения Канонов Православной Церкви, поступить с документами и фотографиями умершего человека, если нет возможности хранить их дома? Чтобы не нанести душе умершего вред и не оскорбить его память? Заранее спасибо!

Анастасия.

Ответ:

Здравствуйте Анастасия.

Если нет возможности хранить документы и фотографии умершего человека дома и вам они совсем не нужны, то лучше всего их сжечь, а пепел захоронить в приличном месте или высыпать в реку.

Священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте. Есть проблема с работой в маленьком городке. А скоро венчание. Помолитесь за меня и подскажите помощь. Храни Вас Бог.

Марк.

Ответ:

Здравствуйте Марк.

Могу вам только посоветовать обратиться в молитвах о помощи в этом вопросе к святителю Николаю Чудотворцу. Из его жития известно, что он еще при жизни помогал в подобных ситуациях. Хотя бы два раза в неделю почитайте ему акафист и своими словами просите помощи. В меру своих сил постараюсь помолиться о вас.

Ниже приводится отрывок из жития свят. Николая.

«В городе Патары жил один человек, у которого были три дочери, слывшие во всем городе за красавиц. Сначала он был очень богат, но потом, вследствие несчастных обстоятельств, лишился всего, что имел, и впал в крайнюю нищету. Не говоря уже о том, что ему не на что было выдать замуж своих дочерей, он не имел даже денег, чтобы приобретать себе и семейству пищу и необходимую одежду. До чего только не доводит крайняя нищета человека, недостаточно проникнутого христианским смирением! Несчастного отца, потерявшего всякую надежду на улучшение своего положения, она привела к ужасной мысли — пожертвовать честью своих дочерей и из их красоты извлечь для себя и для них средства к существованию. Но, к его счастью, в одном с ним городе жил святой Николай, бдительно следивший за нуждами вверенной ему паствы.

Получив от Господа откровение о преступном намерении этого человека, он решил избавить его от телесной нищеты, чтобы тем самым спасти его и семейство от духовной погибели. Как истинный ученик и пастырь Христов, Николай задумал оказать им благодеяние так, чтобы никто не знал о нем, как благотворителе, не знал даже тот, кому он намерен был сделать добро. С христианским смирением, выраженным Спасителем в словах: Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас (Мф. 6, 1), Угодник Божий соединил глубокий жизненный опыт, зная, как тяжело принимать милостыню тем, которые от богатства вдруг переходят к крайней нищете.

Взяв большой узел с золотом, в полночь, когда несчастный отец и его дочери спали, святой Николай тихо подошел к хижине его и, отворив окно, бросил внутрь золото, а сам поспешно возвратился домой. Утром проснулся хозяин, и взор его прежде всего упал на лежавший в хижине узел с золотом. Можно представить его неожиданную радость, когда, развязав узел, он нашел в нем то, из-за чего хотел отдать на позор своих дочерей. Не веря своим глазам и думая, не сон ли это, он ощупал золото руками и, наконец, пришел к убеждению, что это действительность. Долго он думал, кто бы мог быть таким бескорыстным благодетелем, но ни на ком не мог остановиться своей мыслью. Решив, что Промысл Божий послал ему тайного благодетеля, он горячо возблагодарил Господа и на полученное золото выдал старшую дочь замуж.

Святитель Николай, когда увидел, что его благодеяние принесло надлежащие плоды, решил довести его до конца: в одну из следующих ночей он также тайно бросил через окно в хижину бедняка другой узел с золотом. Бедняк на этот раз уже не стал теряться в догадках относительно личности своего благодетеля, но прямо пал ниц на землю и возблагодарил покровителя несчастных — Господа. «Боже, Ты источник милости, — благодарил растроганный отец, — Ты строишь наше спасение. Ты прежде всего искупил меня Кровию Своею, а теперь дом мой с детьми избавляешь золотом от сети врага. Покажи мне того, кто служит здесь орудием Твоего милосердия и человеколюбной благости. Покажи мне этого земного Ангела, что охраняет нас от греховной погибели. Пусть будет известно мне, кто освобождает нас от гнетущей нас нищеты и отклоняет от задуманных дурных замыслов. По милости Твоей, оказанной мне тайно рукой угодника Твоего, я и вторую дочь выдаю замуж по закону и этим избегаю необходимости попасть в сети врага и отдать свою дочь на дурное дело».

Поблагодарив таким образом Господа, отец выдал замуж вторую дочь, твердо надеясь, что Господь таким же образом пошлет милость и для третьей его дочери. Вместе с тем он решил, во что бы то ни стало, узнать своего тайного благодетеля, чтобы достойным образом поблагодарить, и для этого не спал ночей, выжидая его появления. Недолго пришлось ему ждать. Скоро пришел в третий раз также ночью добрый пастырь Христов к хижине и, бросив в окно узел с золотом, поспешно направился домой. Но на этот раз ему не удалось скрыть своего благодеяния. Бедняк, услышав звон упавшего золота, поспешно вышел из дома и нагнал своего тайного благодетеля. Узнав в нем святого Николая, он пал к его ногам и целовал их, благодаря, как освободителя от неминуемой беды его самого и семьи. «Если бы Господь не внушил тебе этого доброго дела, — сказал он святому Николаю, — то я, несчастный, давно бы погиб вместе с дочерями, которых решился отдать на скверную жизнь. А теперь благодаря тебе мы спасены и избавлены от греховного падения».

Святой Николай поднял его и, советуя больше благодарить за милость Господа и молиться Ему, взял с него клятву никому не говорить о сделанном благодеянии».

Священник Сергий Демьянов.

1. Благословите! Мне 22 года, родом из Латвии. Батюшка, хочу изложить свою ситуацию, приключилась со мной беда. Играл долгое время в компьютерные игры, в которых строится все на убийствах и насилии, курил сигареты, выпивал. Однажды, попал в секту, где совершали надо мной ритуалы, после чего, дома ночью начал слышать голоса демонов — они приходили толпой как зоопарк, как какие-то львы, змеи и демоны, стучались в мой дом… и после того, как наносил каждый раз крестное знамение — они разбегались. На данный момент не выпиваю, не курю и больше не играю в игры, хожу в церковь, пономарю. Врач-психиатр назначал таблетки для успокоения нервной системы, т.к ночами не могу спать без таблеток, но это лекарство, которое принимаю, иногда побуждают во мне судороги, изжоги, прибавление лишнего веса. Прошу Божьей помощи и Вашего совета.

2. К нам редко приезжает бабушка из Америки в Латвию и постоянно учит как жить, заводит скандалы в семье, мою мать всячески обзывает, оплевывает, унижает, мой отец для нее обуза, я недоразвитый шизо. Как быть в этой ситуации? Постоянно ли смиряться, молчать в тряпку и опускать руки? Земной Вам поклон.

Дмитрий.

Ответ:

Здравствуйте Дмитрий.

Я не смогу вам дать никакого совета по поводу принятия лекарств. Это вне моей компетенции, здесь надо слушать врача.

«Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего — врачевание, и от царя получает он дар… Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими… Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его… Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни. Но кто согрешает пред Сотворившим его, да впадет в руки врача!» (Сирах 38:1-2, 4, 6, 9-15) Слушайте и совета самых близких вам людей – отца и мамы, которые точно не станут вам желать плохого. Понятно, что употребление подобных лекарств приводит к серьезным побочным воздействиям разрушающих ваше здоровье. Лучше постараться найти более мягкие средства для сна, но помогут ли они вам? Здесь из двух зол надо выбирать меньшее. Но прежде всего старайтесь вести правильную духовную жизнь, только это может стать залогом вашего исцеления. И советую вам, не надо вообще, при вашей истории болезни, заходить в интернет. Пользование им будет вновь и вновь расшатывать вашу психику.

Что касается вашей бабушке, то ответ здесь может быть только один – просите у Бога терпения и любви к ней. Наши родители и другие предки, это корни, из которых мы растем. И других корней у нас быть не может. Что значит перестать терпеть? Это значит отрубить корни, из которых вы растете, и от этого в первую очередь завянете вы сами. Да и причина нетерпения находится внутри вас – это уязвленное самолюбие и осуждение. Не старайтесь учить свою бабушку, указывая ей ее неправоту, это никак не поможет. Гнев и злоба между вами только усилятся. Помните слова прп. Иосифа Оптинского: «Если видишь погрешность ближнего, которую ты бы хотел исправить, если она нарушает твой душевный покой и раздражает тебя, то и ты погрешаешь и, следовательно, не исправишь погрешности погрешностью — она исправляется кротостью». Всегда отделяйте человека от его слов и дел. Ведь не одно и тоже человек и его болезнь. Слова и дела могут быть дурными, а человека надо не осуждать, а пожалеть. И кайтесь пред Богом в тех грехах, которые в вашем сердце выявляются через общение с бабушкой. Уврачуете свою душу, сможете и бабушке помочь. А родителям вашим, тоже надо потерпеть.

Священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте!

Моей жене скоро рожать. Поэтому возник вопрос. Моя теща посещает «школу» где изучают руны, тонкие энергии, космос и т.д. и т.п. К нам с женой с этими вопросами она не пристает. Но скоро роды и возникает вопрос, можно ли ей подходить к ребенку пока он не крещен? Если нельзя, то продскажите как ей это объяснить, т.к. она естесвенно в своей учебе не видит ничего плохого, но очень любит нас ,искренне участвует в нашей жизни и очень сильно обидится.

Алексей.

Ответ:

Здравствуйте Алексей.

Если вы хотите оградить своего ребенка от воздействия зла, то прежде всего не надо его умножать в своей семье. Ведь вы сами отлично понимаете как много появится обид, осуждения и, может быть, даже злобы в вашей семье, если вы запретите бабушке общаться с внуком. Конечно, нет ничего хорошего, что ее ум питается ложной духовностью. И эта лжедуховность конечно будет проявляться в ее делах и поступках и влиянии на других людей не с лучшей стороны. Но Господь имеет попечение о каждом своем творении, тем более о человеке, независимо от того крещеный он или нет. Если вы будете молиться и просить ежедневной помощи своей семье у Господа Бога, Богородицы, святых угодников, то, несомненно, никакое зло извне не прикоснется к вашему ребенку. Все мы являемся носителями греховных страстей и поэтому тоже в чем-то плохо влияем на своих детей. Старайтесь свои сердца очищать от греха покаянием, тогда и жизнь вашего младенца будет мирной.

Священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте, отец Сергий.

Мне в школе осталось учиться последний год, но в выборе учебного заведения не могу определиться. Подскажите, пожалуйста, как мне правильно выбрать ВУЗ.

Александр.

Ответ:

Здравствуйте Александр.

Для того, чтобы дать Вам совет какой выбрать ВУЗ, нужно хорошо знать Ваши интересы, способности, особенности характера, финансовые возможности Вашей семьи, т.е. хорошо быть знакомым с Вами. Поэтому с подобным вопросом лучше обратиться к самым близким Вам людям, авторитетным для Вас, например, к родителям, или другим близким родственникам, или к кому-то из учителей. Постарайтесь внимательно выслушать их совет, часто взгляд со стороны позволяет нам лучше узнать самих себя. Предварительно, обязательно помолитесь Господу Богу, Божией Матери, своему святому, и попросите, чтобы воля Божия о Вашем дальнейшем жизненном пути открылась Вам через близких Вам людей.

Священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте, батюшка!

Пожалуйста, объясните, как быть в ситуации, если церковь против зачатия женщины путем донорских клеток и призывает супругов принять свое бесчадие как особое жизненное призвание с последующим усыновлением, а супруга хочет своего ребенка, супруг же обречен быть бесплодным и не хочет лишать свою половину ее радости жизни и согласен воспитывать не своего биологического ребенка? Т.е. получается, что по нравственным церковным канонам такой паре следовало бы прекратить совместную жизнь и развестись, в данном случае развенчаться, чтобы не обрекать зачатого таким образом ребенка на последствия связанные с понятием нарушения целостности брачного союза? Кстати, какие это могут быть последствия, для кого именно это будет большим грехом, для супругов или для зачатого человека? И может ли применение донорских клеток оправдать желание сохранить брачный союз, иначе пара попадает в безвыходную по церковным устоям ситуацию ( не буду говорить о Воле Бога в желании сохранить демографические показатели на этой планете на ему известном уровне) и остается либо грешить либо усыновлять/удочерять либо бездействовать, в двух последних случаях бесплодный супруг несет ответственность в разбивании всех осуществимых желаниях своей супруги с последующим разводом рано или поздно….депрессии и неврозы отнесем сюда же. Также прокомментируйте, если будущие супруги фактически благодаря божественной воле познакомились, обвенчались, но к несчастью невозможность иметь общего ребенка может разрушить брак, то какой смысл в церковных устоях призванных этот самый брак создавать и укреплять, с тем, чтобы супругам жизнь была в радость? Можно, конечно, парировать утверждением, что не верен выбор супругов и Бог на это намекает, тогда зачем Он силой своих необычных, назовем красивым слово, инструментов, сблизил людей, если их попытки исправить горе будут церковью затем неприветствоваться и порицаться?

Павел.

Ответ:

Здравствуйте Павел.

Несомненно, не без Божиего промысла вы познакомились со своей будущей супругой и вступили с ней в законный церковный брак. Что такое промысел Божий? Это забота и попечение Господа о каждом своем творении и, тем более, о каждом человеке. «Бог – есть любовь» (2 Петр 4,8) и по великой любви Божией к нам, Господь старается поставить нас в самые наилучшие, благоприятные для нашего спасения внешние жизненные обстоятельства. Божий промысел никогда не будет нас подталкивать к разрушению семьи, что есть несомненное зло, т.е. грех. Отчего же у вас (т.е. у вас и у вашей супруги) возникают мысли о разводе? Внешняя причина понятна – ваше бесплодие и, как следствие, невозможность иметь в семье родного ребенка, зачатого естественным путем (т.е. по Богу). Но христианство никогда не считало, что целью создания семьи обязательно является деторождение. Сама по себе любовь супругов друг к другу (если конечно она присутствует) является достаточной причиной создания семьи, которую церковь уподобляет Церкви Христовой, называя семью малой церковью. Определить понятие «любовь» невозможно, потому что это первичное понятие, но апостол Павел дает точные признаки, которые сопутствуют любви: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13, 4-8). Выделения курсивом сделаны мною. Внимательно прочитайте эти фразы, если вы действительно любите друг друга, то неужели невозможность иметь родного ребенка способна убить любовь? Очевидно, нет. Но очевидно и то, что развод в вашей семье назревает. В чем причина? Как стало уже понятно, не в той любви друг к другу, которую дал вам Господь и которую вы взагрели в своих сердцах, а в греховных страстях эгоизма и самости (Я хочу родного ребенка, иначе развод!), которые действуют в тех же самых ваших сердцах. Невозможность иметь родного ребенка несомненно влечет за собой боль и скорбь, но пример очень многих семей показывает, что с этой болью и скорбью можно жить не теряя любви друг к другу, не разрушая семьи и, более того, неся радость другим людям (приемным детям). Если вы венчались, то наверно считаете себя христианами. А весь смысл духовной жизни христианина сводится к освобождению своего сердца от действия греховных страстей, очищения своей души, чтобы ничто не помешало вашей встрече с Богом. Боритесь с этим эгоизмом и самостью, которые и являются истинным источником ваших страданий. Желание иметь родного ребенка конечно не является греховным само по себе, но когда это сопряжено с противоестественными действиями с точки зрения христианской морали оно (желание) становится греховным. Греховным – значит несомненно несущим зло и родителям, и рожденному противоестественным путем ребенку, жизнь которого будет проходить под властью родового греха, т.е. в данном случае греха, содеянного вами, подобно тому, как дети страдают на физическом уровне от генетических заболеваний, полученных от своих родителей. Ребенок не будет отвечать за ваш грех, но это несомненно принесет ему страдания. Поэтому Господь через свои заповеди останавливает нас от творения греха, потому что грех всегда несет в себе страдания.

Я знаю несколько семей, которые не могли иметь родных детей и брали приемных. Из их опыта могу вам сказать, что когда ребенок, которого хотят взять в семью хотя бы несколько дней проживет в ней, родители, как правило, искренне, от всего сердца начинают считать его своим и даже на короткое время для них тяжело расстаться с ним до окончания времени оформления процедуры усыновления или удочерения. Причем, как вы понимаете, определенный страх взять ребенка в семью присутствует всегда у любого ответственного человека.

Священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте, уважаемый отец Сергий!

Вчера было Крещение, православные проходят обряд омовения в специальных прорубях. Скажите, а просто помыться дома можно в этот день или нельзя? Мы всей семьей помылись, но моя знакомая сказала, что этого делать нельзя 3 дня (со дня Крещения). Заранее благодарю,

Марина.

Ответ:

Здравствуйте Марина.

По церковному преданию, считается, что после освящения воды на праздник Богоявления вся вода несет сию благодать в течение трех дней. Но это никак не возбраняет использовать ее в бытовых нуждах, ведь благодать Божия передается не физическим путем, а духовным, т.е. только в том случае, если человек использует воду с верой и молитвой для духовных нужд. Поэтому мойтесь на здоровье. А о празднике Крещения посмотрите на сайте http://www.orthodoxy.eparhia-saratov.ru/2005/01/13.html . Омовение в прорубях – это лишь малая часть этого праздника.

Священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте!

Я хотел бы узнать, существует ли православная свастика и как церковь вообще относится к этому символу? Я слышал, что этот символ был очень популярен у Николая II и он приносит удачу. Заранее благодарю.

Иван.

Ответ:

Здравствуйте Иван!

Свастика (санскр. «благоденствие»), или гамматический крест — знак в форме равноконечного креста с загнутыми под прямым углом концами. В странах Востока это древний символ вечного движения, огня, жизни, так как он изображает вращательное движение. В эпоху геометрического стиля в искусстве Древней Греции (XI-VIII вв. до н. э.) этот знак повлиял на вид орнамента, который носил название меандр. В России он также широко применялся в оформлении интерьеров дворцов, чугунных решёток, использовался в прикладном искусстве XVIII-XIX вв. Новый смысл крест приобрёл в христианский период, когда объединились два его символических значения — источник бессмертия и орудие казни Иисуса Христа. Крест стал священным символом вечной жизни и избавления от страданий. Крест как орудие спасения мира Иисусом Христом издавна был у христиан предметом величайшего почитания. Вселенская Церковь Христова употребляет гамматическую форму креста уже две тысячи лет и что «крест всякой формы, — как учит святой Феодор Студит, — есть истинный Крест»!

От известных церковных и светских специалистов по истории и археологии можно узнать, что среди разных форм креста «также была в употреблении форма креста гамматического, состоящего из (греческой буквы) гаммы», — как сообщает архимандрит Гавриил в книге «Руководство по литургике, или наука о Православном Богослужении, для Духовных Семинарий», издания 1886 года в Твери. А из книги «Христианская Символика» графа А.С. Уварова можно узнать, что гамматический крест изображен на потире (сосуде для причащения) уже в IV веке. В альбоме же «Византийская миниатюра» можно прочитать о том, что в IX веке по заказу императрицы Феодоры в императорском скриптории было изготовлено Евангелие, украшенное золотым орнаментом из гамматических крестов, с элементами античного орнамента меандра (М., 1977, стр. 13, таб. 4).

Действительно, я встречал фотографию, изображающую личный автомобиль государя императора Николая II с крестом – свастикой на капоте автомобиля. Слова «крест приносит удачу» крайне неудачны. Понятие удачи относится к успехам в мире сем, а крест возносит нас в мир горний.

Несомненно, на восприятие креста – свастики наложило негативное влияние использование его нацистской Германией и современными националистами, но этот грех (использование креста как символа политических партий далеких от христианских заповедей) остается на их совести.

Священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте, скажите пожалуйста, что мне делать. Я общаюсь в кругу очень амбициозных людей. Эти люди очень критичны к окружающим, причем эта критичность переходит в тотальное осуждение и высмеивание человеческих недостатков, или тех черт, которые отличны от них, а то что отличается от них переходит в разряд гонения. Причем свою внешность они ставят в образец, другим, неустанно повторяя о своей идеальности. Как мне вести себя с такими людьми, ведь их негатив настолько разрушителен, что меня часто это шокирует.

Антон.

Ответ:

Здравствуй Антон!

Из Вашего вопроса я не могу до конца понять о каком круге людей Вы говорите, т.е. с кем Вы вынуждены общаться. Ваш вопрос во многом личностного плана, чтобы дать точный ответ, требует глубокого понимания и лучше было бы задать его духовнику (священнику) в личной беседе. Постараюсь Вам дать хотя бы общий ответ.

Обратимся к Священному Писанию: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе его размышляет он день и ночь! (Пс 1, 1-2) говорит псалмопевец Давид в первых строках псалтири. Эти строки не требуют комментариев и во многом отвечают на Ваш вопрос. Если обратиться к Новому Завету, то ответом на него могут быть слова, сказанные Господом Его ученикам: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геену. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геену.» (Мф. 5, 29-30).

Свт. Иоанн Златоуст так объясняет эти евангельские строки: «Давая эту заповедь, Христос говорил не о членах — нет, — Он нигде не осуждает плоть, но везде обвиняет развращенную волю. Не глаз твой смотрит, а ум и сердце. Когда душа наша бывает обращена на другие какие-либо предметы, тогда глаз часто не видит того, что находится пред ним. Следовательно, не все надо приписывать действию глаза. Если бы Христос говорил о членах, то сказал бы не об одном глазе, и притом не о правом только, но об обоих. Ведь если кто соблазняется правым глазом, тот без сомнения соблазняется и левым. Итак, почему же Спаситель упомянул только о правом глазе и о правой руке. Чтобы ты знал, что речь идет не о членах, но о людях, имеющих с нами тесную связь. Если ты кого-либо столько любишь, что полагаешься на него как на правый свой глаз, или признаешь его настолько полезным для себя, что считаешь его вместо правой руки своей, и если он развращает твою душу, то ты и такого человека отсеки от себя. И заметь здесь силу выражения. Спаситель не сказал: отстань; а говорит: изми, и верзи от себе, желая указать на полное удаление. Далее, так как Он предписал заповедь довольно строгую, то показывает и пользу ее в обоих отношениях, — в отношении добра и в отношении зла. Уне бо ти есть, говорит Он, продолжая свое иносказание, да погибнет един от уд твоих, а не все тело твое ввержено будет в геенну (ст. 29). В самом деле, когда близкий тебе человек и себя самого не спасает, и тебя с собою губит, то какое было бы человеколюбие — обоим вам погрязать в бездне погибели, тогда как, разлучившись друг от друга, по крайней мере, один из вас может спастись?.. Если друг твой, который вредит тебе, будет совершенно неизлечим, то он, будучи от тебя отсечен, и тебя освободит от всякого вреда, и сам избавится от большого осуждения, поскольку он, помимо своих грехов, уже не будет подлежать ответственности и за твою погибель.»

Но из этого правила есть исключение, например, подобного рода соблазны, кроме греха прелюбодеяния не повод для развода супругов. Действительно, мы живем в среде близких родственников, очевидно Богом нам данных, имеем начальствующих на работе и в этих случаях требуется не отсечь себя от общения с ними, а другое – изменить свое поведение. Но конкретно об этом можно сказать только подробно узнав Вашу жизненную ситуацию.

Священник Сергий Демьянов.

Благословите.

Мы просили и нам дали.

Когда дело касается человека, на благо мы отвечаем:
— Спаси Господи.
После того, как Господь исполнил нашу просьбу, в молитве мы говорим:
— Благодарю Тя, Христе, Боже наш…

Объясните, какое благо дарим мы недостойные Богу, ведь это Он сделал благо нам? В чем тут смысл? Когда сама рассуждала над этим вопросом, на ум пришло 2 факта:
1. Заповедь о 10 исцеленных и 1 благодарном.
2. Адам и Ева не благодарили Бога в раю (в Библии нет указания на это).
Не могу более четко и конкретно задать вопрос.
Простите и помогите понять.
Ольга.

Ответ:

Здравствуйте Ольга!

Ваш вопрос больше филологического плана, чем духовного, но постараюсь, может быть непрофессионально, Вам ответить. По Далю, благодарить, кого или за что означает, дарить словом или делом, или желать кому благ, добра; изъявлять благодарность, признательность; объявлять себя должником за услугу; говорить спасибо. Как видно из вышесказанного, мы, недостойные, можем подарить Богу искренние слова благодарности, т.е. в знак благодарения отдать Господу свое сердце. А благодарение делом должно выражаться в стремлении исполнять заповеди Божии.

В притчи о десяти прокаженных, действительно, только один из десяти исцелевших в знак благодарения Господу приклонил пред Ним свое сердце.

Как Вы пишите, нет явных указаний на то, чтобы Адам и Ева благодарили Бога словом во время их пребывания в раю. Но в первых ветхозаветных главах, в которых идет речь о творении Богом человека, говорится, прежде всего, о действиях Самого Бога и почти не говорится о действиях человека. Подробно о действиях человека начинает говориться, фактически, с момента его неблагодарности Богу, т.е. грехопадения Адама и Евы. Тем не менее, явно говорится, что вначале Адам и Ева жили в полной гармонии, любви с Господом, что, несомненно, означает исполнение ими воли Божией, т.е. Его заповедей, что означает благодарение делом.

Можно отметить еще, что слова «благодарение», «благой дар» переводятся на греческий словом «евхаристия» (так называется главная, центральная часть Божественной Литургии). Если соединить оба эти смысла, то «евхаристия» будет означать «благодарение» за некий «благой дар», благодарность за благодать. В этом смысле «благодарить» можно лишь за незаслуженное что-либо, за полученное даром, за «благодать». Благодарим своею любовью к Господу за благодать.

Священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте!

Я в последнее время запутался вот в каком вопросе: почему в христианстве, на мой взгляд, существует некоторое количество противоречий?

Вот некоторые из них:

1. Я прочитал, что вооруженное противостояние врагам Веры Христовой раньше считалось богоугодным делом. Я думал, что любое насилие отвергается христианством. И вообще я не пойму отношения церкви к воинам. Священнослужители благословляют военнослужащих военные действия. Конечно, это делается во имя защиты Родины, но все равно это поощрение насилия.

2. Я прочитал, что вера не должна быть привита насильно. Из-за этого принципа Иисус дал распять себя, не прибегнув к чуду, чтобы спасти себя, но не принудить к вере души людей. Но если посмотрим на историю России, то увидим, что православная вера привита насильно и сейчас Россия является центром православия.

3. Множество ученых уже убедилось, что египетские пирамиды построены не просто так. Их географическое расположение и ориентирование составляет некую сложную систему. Есть подозрение, что это не просто гробницы, а нечто большее. То есть построение пирамид является довольно крупной и значительной частью истории человечества. Но это не отражено в Библии (может этого не должно было быть, но мне кажется это странным).

4. Еще в детстве прочитав детскую Библию (Ветхий Завет), я удивился ее кровожадности. Я считал, что Господь не может поощрять такое множество убийств, в том числе и ради веры.

5. Не могу понять, почему истинный Бог явился только евреям? Почему они Богом избранный народ. Как-то не справедливо. И вообще, откуда взялись другие народы кроме евреев, если все человечество произошло от них.

Может быть многое из этого не верно ввиду небольшой моей эрудированности, но прошу вас, пожалуйста, ответьте мне на эти вопросы. Для меня это очень важно!

Заранее очень Вам благодарен!

Игорь.

Ответ:

Здравствуйте Игорь!

Прежде всего, хочу поздравить Вас с праздником Казанской Божией Матери. Для нас этот праздник является престольным (один из приделов нашего храма – нижний – был построен именно в честь Казанской Божией Матери).

Постараюсь по пунктам ответить на Ваши вопросы, но вначале позволю себе сделать небольшое отступление для того, чтобы были более понятны ответы на первый и четвертый вопросы. Современная культура нашего общества воспитана и насквозь пронизана идеями гуманизма, существо которых можно обозначить тезисом: Человек, его жизнь, здоровье, свобода являются высшей ценностью. Эта идея совершенно несовместима с христианством, высшей ценностью которого является Бог, а смыслом жизни – спасение человека от уз греха, его обожение. При этом христианство не принебрегает человеком, оно называет людей образом и подобием Божиим, его чадами. Тело человека называется Храмом Божиим, в котором должна пребывать благодать Духа Святаго. Оно неразрывно связывает ценность жизни человека с его общением с Богом. Христос призывает каждого к свободе, но к свободе от греха. В чем же разница между идеями гуманизма и христианства? Гуманизм рассматривает человека как самоценность, под его жизнью и здоровьем подразумевает жизнь сегодняшнего дня, т.е. пытается бороться за то, что неминуемо закончится болезнью, страданием, смертью. Под свободой подразумевается, прежде всего, неприкосновенность человеческого эго, его самости (моя воля свободна и не должна зависеть от воли других личностей в рамках гражданского законодательства), т.е. основа грехопадения Адама и Евы – «… и вы будете, как боги…» (Быт. 3, 5). Христианство говорит о двух жизнях и двух смертях, которые ожидают человека. Жизнь первая – это наша жизнь от рождения до телесной смерти. Жизнь вторая – это жизнь вечная, уготованная верующим в Царствии Божием. Смерть первая – это неизбежная смерть, т.е. отделение души от тела и сама по себе не есть зло. Она является следствием зла — преступления Адама и Евы заповеди Божией «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.» (Быт. 2, 16-17). Она самовольно выбрана человеком. Смерть вторая – это духовная вечная смерть, которую избирает человек отвергшийся истинного Бога в жизни первой. Христианство очень серьезно относится к жизни первой, потому что по ее плодам человек наследует или жизнь, или смерть вечную, но серьезно не в смысле здоровья и комфорта, а в смысле исцеления человека от греховных страстей, стяжания благодати Духа Святаго. И еще более серьезно относится к тому, чтобы избежать второй смерти, т.е. гибели духовной «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геене.» (Мф. 10, 28). Вот почему возникает соблазн для человека воспитанного на идеях гуманизма при чтении Священного Писания, когда встают вопросы о жизни и смерти.

Вы пишите в первом вопросе «Я думал, что любое насилие отвергается христианством». Это толстовство, а не христианство. Задумайтесь, дьявол – враг рода человеческого – насильно был низвергнут с Небес « Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию…» (Лк. 10, 18). Господь заповедовал апостолам: «…ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.» (Мф. 10, 7-8). Как Вы понимаете, изгнание не может быть без насилия. Господь говорит о нашем спасении «…от дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его…» (Мф. 17, 12). Жизнь христианина – это непрестанная духовная брань (битва, война, сражение в прямом смысле этого слова) со своими греховными страстями, которые суть бесы, порабощающие его. Но Вы скажете: здесь говорится о духовной брани с врагом рода человеческого, а не между людьми. Но духовное содержание и внешняя форма в данном случае, к сожалению, часто неразделимы. Господь действительно дал заповедь «не убий», но при этом в частных случаях заповедал предавать человека смерти «Кто убьет скотину, должен заплатить за нее; а кто убьет человека, того должно предать смерти.» (Лев. 24, 21), «Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.» (Мф. 15, 4) и др. Эти заповеди в прямом смысле относятся к ветхому завету, но у пророка Иеремии можно найти общее толкование заповеди «не убий». «Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте. Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень». Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд между человеком и соперником его, не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете во след иных богов на беду себе, — то Я оставлю вас жить на месте сем, на этой земле, которую дал отцам вашим в роды родов.» (Иер. 7, 3-7), т.е. христианство смертным грехом считает пролитие невинной крови. Убийство человека всегда зло. Этому радуется только дьявол, но часто еще большим злом является позволение человеку беспредельно творить дела зла. В таком случае, остановить человека насилием, в крайнем случае, смертью – меньшее зло, а, в каком-то смысле, великое добро для нераскаянного злодея. Эта власть – останавливать злодеев – дана от Бога правителям нашим: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, — ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей…» (1 Пет. 2, 13-15). И еще: «… ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.» (Рим. 13, 4-5). К сожалению, правители наши не всегда поступают по заповедям Божиим, но за это они будут нести сугубый ответ пред Господом. Преждевременная смерть для человека попирающего заповеди Божии и не способного к покаянию благо для него, потому что, во первых, уменьшает его страдания в аду (меньше грешил, меньше страдание). Во вторых, является возмездием Божиим здесь, сегодня, в этой жизни за содеянный грех, а Бог два раза за одно и тоже не наказывает, что тоже уменьшает страдания человека. В третьих, страх смерти первой останавливает других злодеев от смертных грехов. В четвертых, обеспечивает мирную жизнь их потенциальным будущим жертвам. Когда человек позволил поработить свое тело, ум и сердце духам злобы поднебесной, то остановить брань этих духов злобы можно только совершив насилие над человеком, т.к. сам себя он остановить не может. Убийство человека всегда является злом. Не случайно Господь не принял постройку храма от рук царя Давида по причине, что он много пролил крови человеческой, но при этом он почитается как великий праведник, потому что творил волю Божию. Но еще большим злом является попущение силам злобы царствовать в мире сем. И насилие допустимо, с точки зрения христианства, только над человеком, который поработил себя греховным страстям для исправления его. И смерть, как крайняя форма насилия, над человеком тяжко согрешившим не способным к исправлению (не раскаянным). Поэтому священнослужители действительно благословляют воинов на военные действия и насилие для защиты веры отечества и ближних своих. И святой Иоанн Креститель не воспрещал продолжать службу вопрошавшим его воинам: «Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.» (Лк. 3, 14). Военное звание не воспрепятствовало сотнику получить от Господа Иисуса Христа похвалу за веру: «Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.» (Мф. 8, 10).

Воинский начальник Корнилий, несмотря на военное звание, прямо назван благочестивым и сподобился откровения Божия: «В Кесари был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу. Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий! Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом.» (Деян. 10, 1-4).

Здесь же и ответ на Ваш четвертый вопрос (почему Господь посылал израильтян на уничтожение соседних народов). Для того, чтобы остановить безмерные грехи царящие у этих народов и тем самым напомнить и самим израильтянам, что ожидает их за греховную жизнь. Христианство научает не бояться смерти первой и бояться только смерти второй. Смерть первая избрана самим человеком через преступление заповеди Божией, и не нам решать о том, в каком виде смерть придет к нам.

Вы, наверное, удивитесь, узнав, что Священное Писание заповедует совершать насилие даже над детьми, когда они не вразумляются и не исправляются. «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его.» (Притч. 13, 25). Как видите, Любовь и насилие – два сочетаемых понятия, но, конечно же, невозможно заставить любить, но возможно насилием остановить человека от греха, что приближает его к Любви.

Отвечая на второй вопрос, полностью соглашусь с Вами, что вера не должна и не может быть привита насильно. Бог есть Любовь, и невозможно заставить любить, но если мы рассмотрим историю России (конечно, существуют разные книги по разному излагающие ее историю), то увидим, что православная вера была осознанно избрана подавляющим большинством ее населения. Бывали, конечно, случаи, когда князья насильно пресекали языческие обряды и понуждали своих подданных принимать Святое Крещение. Но, как мне кажется, таким образом была крещена меньшая часть Руси. С древних времен и до сего дня христианство благовествуется и принимающие Благую Весть принимают Святое Крещение. Свидетельством этого является сосуществование с христианством на территории России в течение многих веков буддизма, ислама, иудаизма, языческих верований малых северных народов до сего дня. В отличие от тех же демократичных США, где индейское население было практически полностью уничтожено (им никто в дни покорения Америки даже не пытался благовествовать, их просто истребляли) малые северные народы в России существуют до сего дня и многие из них осознано приняли христианство. Свидетельством благовествования являются жития таких угодников Божиих, как св. апостол Андрей, прп. Кукша, свт. Иннокентий Иркутский, прп. Герман Аляскинский и другие.

В третьем вопросе Вас смутил тот факт, что в Библии не отражено строительство Египетских пирамид и, судя по вопросу, через это Вы ставите под сомнение достоверность Библии. Вне всякого сомнения, как Вы пишите, «построение пирамид является довольно крупной и значительной частью истории человечества», но Библия – это не книга о истории человечества. Это книга, которая доносит до нас историю общения Бога и человека от момента создания Адама и его грехопадения, через избрание праведного Авраама, через закон Моисея, через искупление рода человеческого от греха через Боговоплощение, вольные страдания и смерть на кресте и Воскресении Господа нашего Иисуса Христа до Страшного Суда, который будет после второго пришествия Господня. Т.е. Библия дает нам полную информацию о том, как нам жить здесь, сегодня, сейчас для того, чтобы вернуться к Господу Богу и стать наследниками Царствия Божиего. И нет ничего лишнего. Как следствие этого, с духовной точки зрения, не имеет никакого значения географическое расположение египетских пирамид, как они построены, сориентированы, какую сложную систему они составляют. Эти знания могут обогатить нашу культуру, но никак не помогут нашему спасению.

В пятом вопросе вы пишите, что не можете понять, откуда взялись другие народы, кроме евреев, если все человечество произошло от них. И не поймете, пока не почитаете внимательно первые книги Ветхого Завета (Бытие, Исход). Все человечество, после великого потопа, произошло от Ноя и его семьи — жены, троих сыновей и их жен. Сыновей Ноя звали Сим, Хам и Иафет. По их именам и называются расы, родоначальниками которых они являются: семиты, хамиты и иафетиты, или арийцы. Израильский народ в значительно более поздние времена произошел из семитов от Авраама и жены его Сары, когда землю населяло множество других народов. Далее Вы пишите: почему истинный Бог явился только евреям, почему они богоизбранный народ? Евреи богоизбранный народ, потому что Бог избрал их. Избрал по вере Авраама. Избрал для того, чтобы из корня Авраама, Иуды, Давида пришел Спаситель миру – Господь Иисус Христос. Спаситель всего мира и всех народов. Апостол Лука передает нам слова апостола Павла: «…вот, мы обращаемся к язычникам. Ибо так заповедал нам Господь: Я положил Тебя (т.е. Господа Иисуса Христа – прим.) во свет язычникам, чтобы ты был во спасение до края земли.» (Деян. 13, 46-47). И об этом Господь предвозвестил через пророков евреям еще с ветхозаветных времен. А на вопрос, почему Спаситель происходит из еврейского народа, почему Господь избрал именно этот народ можно ответить только то, что не нам испытывать суды Божии, «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?» (Рим. 9, 20-21).

Игорь, надеюсь, что хотя бы в малом я разрешил некоторые противоречия в Вашем уме (а не в христианстве) и хочу Вас поддержать в том, что любые соблазны и вопросы, которые приходят в наш ум необходимо сразу же выяснять у духовника или у любого священника на духовных беседах. Не держите их в себе, потому что они подрывают веру, а через это лишают нас спасения. На подобные вопросы значительно легче и с большим количеством примеров можно получить ответ при личном общении, поэтому советую Вам обязательно обрести свой приход и своего духовника.

Священник Сергий Демьянов.