Настоятель храма Сергий Демьянов

О христианстве

Здравствуйте, Батюшка!

Здравствуйте, батюшка. одна из моих знакомых привезла в подарок из Святой Земли крест с высеченной звездой Давида. Крест был приобретен в храме гроба Господня, подскажите, как Православное Христианство относится к такой символике. Спаси Господи.

Елена.

Ответ:

Здравствуйте Елена!

На подобный вопрос можно прочитать ответ о. Афанасия Гумерова, насельника Сретенского монастыря на сайте www.pravoslavie.ru. По существу, мне нечего к нему добавить.

Вопрос:

Скажите, пожалуйста, почему на крестах храма Христа Спасителя изображены шестиконечные звезды (12 штук на каждом кресте)? Ведь их можно принять за звезды Давида, т.е. символ иудеев? Насколько знаю из Апокалипсиса, Иисус говорит, что утренняя звезда дается пастырям (в переносном смысле царям), т.е. тем христианам, которые выстояли все испытания, и, если понимать буквально, то значит и воскресшим со своих «крестов» также, как и Сам Иисус Христос. Еще Сам Иисус говорит, что он звезда Светлая и Утренняя. Скажите еще, пожалуйста, что означают эти Светлая звезда и Утренняя звезда по православной символике? А также: Первый — Последний, Альфа — Омега, Начало и Конец, Корень Давида — потомок Давида? И как эти звезды изображаются?

Отвечает священник Афанасий Гумеров:

Гексаграмма (греч. hex – шесть; gramma – черта, линия) – шестиконечная звезда, составленная из двух равносторонних треугольников, имеющих общий центр. Она не является особым символом иудаизма. Гексаграмма встречается за много веков до Р. Х. в Индии, Месопотамии, Британии и др. странах. Она широко использовалась как элемент декора в средние века в арабских странах. Изображение ее можно встретить на старых мусульманских кладбищах. До конца 18 века к гексаграмме лишь эпизодически обращались представители иудаизма. Только с начала 19 века евреи начинают принимать ее как национальную эмблему. В последние два века она часто изображается на синагогах, в еврейских изданиях, на могильных памятниках. С образованием еврейской государственности шестиконечная звезда изображается на израильском флаге. Выбор этого знака не имеет опоры в религиозной или исторической традиции иудаизма. Названия «щит Давида» (маген Давид) и «печать Соломона» (sigillum Solomonis) — условны. Связь гексаграммы с этими двумя великими царями библейской истории никак не прослеживается. У древнееврейских воинов было два вида щита: большой продолговатый для защиты всего тела (евр. цинна) и небольшой круглый (евр. маген). Нет никаких свидетельств, что у Давида был не круглый щит, а шестизубчатый. Вряд ли и у царя Соломона могло быть начертание гексаграммы. Синайское законодательство запрещало делать изображение «того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исх.29:4). Евреи понимали это предписание предельно широко. Шестиконечная звезда могла восприниматься как изображение того, «что на небе вверху».

Иногда ссылаются на то, что с конца 17 века гексаграмму использовали каббалисты. На это надо решительно сказать, что нет ни одной геометрической фигуры, которая за долгую человеческую историю не была бы предметом философско-космологических и оккультно-мистических спекуляций. Если мы, отвергая разные лжеучения, не воспринимаем их символические истолкования, они для нас будут лишь геометрическими формами, взятыми из сотворенной Богом природы. Мы не должны абсолютизировать знаки, чтобы не допустить в свое сознание элементы магизма.

В храме Христа Спасителя гексаграмма присутствует в декоративно-эстетических целях.

Господь Иисус Христос после данных тайновидцу откровений, подтверждая Свое Мессианское достоинство, называет Себя: Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. С помощью первой и конечной букв греческого алфавита Он указывает на заключенную в Нем полноту. Такое образное выражение применялось и еврейскими книжниками: «от Алефа до Тава». Выражение Альфа и Омега означает, что Христос есть истинный Бог. Ранее в тексте этот образ дважды применялся к Богу Вседержителю (ср. Отк.1:8; 21:6). Тождественно по смыслу выражение Первый и Последний. Оно встречается и в Ветхом Завете: «Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Ис.44:6; Ис.48:12). На абсолютную полноту Бога указывает так же соединение слов «начало и конец».

Продолжая подтверждать Свое Божественное достоинство, Иисус Христос применяет к Себе образы и выражения, которые указывают на древние пророчества о Нем: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числ.24:17). Св. апостол Петр подтверждает, что это выражение относится именно к Христу: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2 Пет.1:18-19). Спаситель называет Себя утренней звездой, потому что она предвещает восход солнца, который прогонит мрак ночи, тьму греха и смерти. «Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками < ...> и дам ему звезду утреннюю (Откр.2:26,28). Обетование утренней звезды — это обетование Самого Христа.

Выражение «корень и потомок Давида» тесно связано с пророчеством Исаии: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис.11:1-2; ср. «Дух Господень на Мне», Лк.4:18). Иессей был отцом Давида. Слова корень Иессея, также как и корень Давида, указывают, что Иисус – обетованный Богом через пророков Мессия, Который произойдет из царственного рода Давида. Он не только является исполнением пророчества, но и одновременно есть тот вечный корень, из которого произошел Давид.

В Православии нет специального изображения утренней звезды.

С уважением,
протоиерей Сергий Демьянов.

Здравствуйте, Батюшка!

Читая о небесной иерархии не нашел ответа на вот какой вопрос. Как представить себе небесные чины — Начала, Престолы, Господства, Силы, Власти? С Ангелами и Архангелами все понятно — кто они и что из себя представляют можно понять, посмотрев хотя бы на иконы — это приближенные к Богу существа, крылатые, с нимбом, в остальном — с внешним обликом, схожим с человеческим. А вот другие чины небесные представить себе не могу. Помогите, пожалуйста разобраться.

Храни Вас Бог. Сергей.

Ответ:

Здравствуйте Сергей!

Не разделяю Вашего оптимизма, что Вы представляете, как выглядят ангелы и архангелы. Действительно, есть их иконописное представление и тексты Священного Писания, передающие их облик, но это касается того их облика, в котором они являются людям. Ангельские силы имеют тонкое материальное тело, а, значит, имеют форму и облик, но их можно узреть только духовным зрением. Телесными очами можно их видеть только в особых редких случаях по промыслу Божиему, когда Господь посылает их к человекам.

Святой Иоанн Дамаскин говорит: «Бестелесным и невещественным называется Ангел по сравнению с нами. Ибо все, в сравнении с Богом, единым несравнимым, оказывается грубым и вещественным. Одно только Божество в строгом смысле невещественно». «Они – невидимы. Впрочем, и сие свойство принимается ограниченно: Ангел, душа, демон, — говорит святой Дамаскин, — хотя и не имеют грубости телесной, но также имеют вид и ограниченность, свойственные своей природе».

Ангелов – бесчисленное множество, человеческий ум теряется в бесчисленном сонме их. Пророк Даниил в видении своем видел, что, когда «поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями…тысячи тысяч служили Ему, и тьмы тем предстояли пред Ним» (Дан. 7, 9-10). «Представь, говорит св. Кирилл Иерусалимский, как многочислен народ римский; представь, как многочисленны другие народы грубые, ныне существующие, и сколько их умерло за сто лет; представь, сколько погребено за тысячу лет; представь людей, начиная от Адама до настоящего дня: велико множество их, но оно еще мало в сравнении с ангелами, которых более».

В Священном Писании упоминаются: ангелы, архангелы, силы, господства, начала, власти, престолы, херувимы, серафимы (см, например, Кол. 1, 16; Еф. 1, 21; Пет. 3, 22). Святой Дионисий Ареопагит и другие учители Церкви разделяют ангелов на девять ликов, а эти девять ликов – на три чина. К первому чину относятся престолы, херувимы, серафимы; ко второму — власти, господства, силы; к третьему — ангелы, архангелы, начала. Вообще, древние пастыри считали учение о небесной иерархии таинственным и непостижимым для разума. «Сколько чинов небесных существ, разсуждает св. Дионисий Ареопагит, какие они и каким образом у них совершаются тайны священноначалия, — в точности знает один Бог, виновник их иерархии; знают также и они сами свои собственные силы, свой свет, священное их и премирное чиноначалие. А нам можно сказать об этом столько, сколько Бог открыл нам чрез них же самих, как знающих себя». «Что есть, говорить также блаж. Августин, престолы, господства, начальства и власти в небесных обителях, непоколебимо верую и, что они различаются между собою, содержу несомненно; но каковы они и в чем именно различаются между собою, не знаю». «Есть, говорит Златоуст, по истине есть и другие силы, которых даже имен мы не знаем… Не одни ангелы, архангелы, престолы, господства, начала и власти суть обитатели небес, но и бесчисленные иные роды и невообразимо – многие классы, которых не в состоянии изобразить никакое слово».

Из этого следует, что не надо стремиться представить себе внешний облик ангельских сил. Это выше меры человеческой. Исключения составляют только их иконописные изображения, т.е. те случаи, когда ангелы видимым образом посылались к людям. Даже читая тексты Священного Писания чрезвычайно трудно, а, скоре, невозможно представить образ ангелов, например, пророк Иезекиль, глава 1 (животные, которые упоминаются в этой главе, суть живые существа, т.е. ангелы).

С уважением,
протоиерей Сергий Демьянов.

Здравствуйте , Батюшка.

Помогите, пожалуйста разобраться в термине «Православные поместные церкви, представляющие собой единую Церковь» Этот термин я услышал в контексте евхаристического общения РПЦ с другими церквями. Что это за поместные церкви? Только те, что находятся под эгидой Московского Патриархата, или какие-то другие?

И еще один вопрос. Представители каких конфессий допускаются на явление чуда «Благодатного огня» в Иерусалиме?

Храни Вас Бог.

Сергей.

Ответ:

Здравствуйте Сергей!

В настоящее время к поместным православным Церквям относятся следующие:

Константинопольская Православная Церковь

Предстоятель: Святейший Архиепископ Константинополя – Нового Рима и Вселенский Патриарх Варфоломей (Архондонис)

К юрисдикции Константинополя относится и Финляндская Автономная Православная Церковь ( Предстоятель: Лев, Высокопреосвященнейший Архиепископ Карельский и всей Финляндии)

Александрийская Православная Церковь

Предстоятель: Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор (Хорефтакис)

Антиохийская Православная Церковь

Предстоятель: Блаженнейший Патриарх Антиохийский и всего Востока Игнатий (Хазим)

Иерусалимская Православная Церковь

Предстоятель: Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины

Автономной частью Иерусалимской Церкви является Синайская Архиепископия с монастырем святой великомученицы Екатерины на Синайской горе (Предстоятель: Дамиан, Высокопреосвященнейший Архиепископ Синайский, Феранский и Раифский)

Грузинская Православная Церковь

Предстоятель: Святейший и Блаженнейший Католикос – Патриарх всей Грузии Илия (Гудушаури–Шиолашвили)

Сербская Православная Церковь

Предстоятель: Святейший Патриарх Сербский, Митрополит Белградо–Карловацкий Павел (Стойчевич)

Румынская Православная Церковь

Предстоятель: Блаженнейший Архиепископ Бухарестский, Митрополит Мунтенский и Добруджийский, Патриарх Румынский Феоктист (Арэпашу)

Болгарская Православная Церковь

Предстоятель: Святейший Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский Максим (Минков)

Кипрская Православная Церковь

Предстоятель: Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом (Киккотис)

Элладская Православная Церковь

Предстоятель: Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Христодул (Параскеваидис)

Албанская Православная Церковь

Предстоятель: Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий (Яннулатос)

Польская Православная Церковь

Предстоятель: Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва (Грыцуняк)

Православная Церковь Чешских земель и Словакии

Предстоятель: Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Николай (Коцвар)

Православная Церковь в Америке

Предстоятель: Блаженнейший Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады Герман (Свайко)

Японская Автономная Православная Церковь

Предстоятель: Даниил, Высокопреосвященнейший митрополит Токийский и всей Японии.



Более подробную информацию по каждой из вышеперечисленных Поместных Православных Церквей Вы сможете найти в Православном церковном календаре на 2006 год (Издательский Совет Русской Православной Церкви) на стр. 161.

Как Вы понимаете, они не подчиняются Московскому Патриархату и находятся между собой в евхаристическом общении.

Что касается второй части Вашего вопроса, то не могу ответить точно, т.к. лично я никогда не был в Иерусалиме. Думаю, что инославным христианам и даже верующим других конфессий, с благоговением находящимся в Иерусалимском храме, не возбраняется присутствовать при нисхождении благодатного огня. Церковный устав строго воспрещает быть участниками Церковных Таинств для неправославных. Возбраняется также общая молитва православных с еретиками. Но с благоговением относящимся к христианской вере, не возбраняется присутствовать во время православного богослужения. Даже некрещеные могут присутствовать на первой половине Божественной Литургии – самого сокровенного Таинства Церкви.

С уважением,
протоиерей Сергий Демьянов.