Настоятель храма Сергий Демьянов

Ветхий завет

Добрый день батюшка! У меня такой вопрос по поводу изгнания Адама и Евы! Было сказано в библии что Они были изгнаны из за ошибки Евы (вкусила яблоко). Хотел бы уточнить так ли это. Спасибо!!!

Владимир.

Ответ:

Здравствуйте Владимир.

Нет, это не так. Адам и Ева нарушили заповедь Божию: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:16-17). Они нарушили духовный закон существования нашего мира, причём нарушили не по ошибке, а по своему произволению, сознательно. Ева прельстилась словами змия: «но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5). Желание самому быть как Бог, приводит любого человека к тому, что он остаётся без Бога. Зло которое поселилось в сердцах Адама и Евы и стало причиной изгнания их из Рая: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят» (Быт. 3:22-23).

Вот как пишет об этом прп. Ефрем Сирин: «В словах: стал как один из Нас, — Бог открывает тайну Святой Троицы, но вместе посмеивается над Адамом, напоминая сказанное змием: будете как боги, знающие добро и зло. Конечно, Адам и Ева по вкушении плодов древа узнали доброе и лукавое, но и до вкушения знали они добро по опыту, о зле только слышали; после же вкушения произошло противное: о добром они стали только слышать, худое же испытывать на деле, ибо Бог отнял у них славу, какой были облечены, но овладели ими печали, которые прежде не касались их… Если Адам дерзнул вкусить плодов с древа, с которого воспрещено было вкушать, то тем более устремится ли он к древу, плодов которого не запрещено было вкушать? Но поскольку Бог уже определил прародителям проводить жизнь в труде и поте, в печалях и болезнях, то, чтобы вкусив плода с древа жизни и получив вечную жизнь, они не стали бы вечно мучиться в этой жизни, Бог не допустил, чтобы подпавшие проклятию вкусили плодов того дерева, которое уготовлял (для их бессмертия), чтобы дать им их, когда будут они свободны от проклятий и облечены славой. Сделал так потому, чтобы животворный дар не послужил к их бедствию, и приятое от древа жизни не принесло им большего несчастия, в сравнении с тем, какое принесло им древо познания. От одного получили они временные болезни, а другое соделало бы временные болезни вечными; от одного приобрели они смерть, которая разрешает их от уз болезней, а другое соделало бы их погребенными еще при жизни, потому что сохранило бы им жизнь для вечного мучения в болезнях. Потому Бог отъял у них древо жизни».

С уважением,
протоиерей Сергий Демьянов.

Цитирую Ветхий Завет…. тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. Вопрос таков:»Кто такие сыны Божии и был ли среди них Христос?»

Владимир.

Ответ:

Здравствуйте Владимир.

На подобный вопрос о. Иов Гумеров отвечает:

В то время были на земле исполины» (Быт 6, 4). В еврейском тексте стоит «нефилимы». В Библии, кроме процитированного места, это слово встречается всего несколько раз, в частности – в книге Чисел (13, 34). Здесь они названы «сынами Енаковыми, от исполинского рода». Вряд ли между ними может быть этническая связь, потому что нефилимы, упомянутые в книге Бытия, погибли в водах потопа. В других священных ветхозаветных книгах также упоминаются люди необычайно большого роста (Вт.2:10:11; 2:20-21; Нав.12:4; 13:12), но в еврейском тексте употреблено другое слово — рефаимы. Исследователи считают, что одним из потомков их был житель филистимского города Гефы Голиаф, который был ростом «шесть локтей и пяди» (ок. 2 м. 92,5 см.) (1Цар.17, 4). Поскольку корень слова нефилим означает «разрушать, ниспровергать, развращать», то, возможно, что в тексте имеется в виду (см: Быт 6, 4) не громадный их рост, а бездуховное и безнравственное состояние. Это подтверждается следующим (5-м) стихом: «И увидел Господь (Бог), что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время». Поскольку эта всеобщая испорченность была глубокой и необратимой, то и был наведен всемирный потоп. «Сыны Божии стали входить к дочерям человеческим» (Быт. 6, 4). В экзегетике с древних времен имеются два толкования. Филон Александрийский, некоторые ранние христианские писатели (св. Иустин Философ, св. Иреней Лионский, Тертуллиан и др.) под «сынами Божиими» подразумевали Ангелов. Мнение это подкреплялось некоторыми местами Библии, где Ангелы названы «сынами Божиими» (см: Иов 1,6; 2,6; 38,7), а также стихами 6-м и7-м из соборного послании апостола Иуды. Однако возможность брачного соединения бесплотных ангелов с людьми никак не обоснована. Исторический характер библейского рассказа и контекст повествования также мало дают оснований принять эту точку зрения.

В IV веке по Р.Х. в святоотеческой литературе (прп. Ефрем Сирин, свт. Иоанн Златоуст, свт. Кирилл Иерусалимский, блж. Августин, блж. Иероним и др.) утвердился взгляд, согласно которому «сыны Божии» — благочестивые потомки Сифа, а под «дочерями человеческими» надо понимать потомков Каина (каинитов).

Дополню этот ответ только святоотеческими цитатами и очевидным выводом, что Господь Иисус Христос, Сын Божий, ни коим образом здесь не подразумевается.

Женская красота прельстила падших ангелов.

«Два возничих есть на небе; только их одних огонь и слушается. Благоразумие отклоняемо бывает похотью от своего пути; и здравое мышление, не обуздываемое Логосом, легко впадает в надменность, и следствием сего уклонения бывает низвержение. Доказательством сего служат ангелы, оставившие красоту Божию ради красоты преходящей и низвергшиеся с неба на землю» (Климент Александрийский. Педагог 3.2.14).

Сыны Божии – это потомки Сима.

«Сынами Божиими называются сыны Сифовы. Они, как чада праведного Сифа, именуются народом Божиим. Добры суть… дщери человечи, которых увидели сыны Божии, суть дщери Каиновы; их красота и убранство послужили сетью для сынов Сифовых. Слова же: пояша себе жены от всех, яже избраша, — показывают, что когда брали их себе в жены, тогда гордились перед ними, делали из них выбор, бедный превозносился пред богатой, старый кичился пред юной, самый безобразный надмевался пред самой красивой» (Ефрем Сирин. Толкование на книгу Бытия 6, 3).

протоиерей Сергий Демьянов.

Здравствуйте батюшка Сергий, пожалуйста подскажите. Близкие мне люди задают вопрос: «В Библии сказано, что Бог создал Адама и Еву, в последствие он их изгнал из рая, у них появились дети Каин и Авель и.т.д. люди умножались, но как это происходило, ведь брачный союз родных людей грех…»

Андрей.

Ответ:

Здравствуйте Андрей.

Что такое грех? Это противление воли Божией, нарушение Его заповедей. Заповедь, воспрещающая кровосмешение впервые дается Господом Богом людям в Синайском законодательстве (Лев. 18, 6-18). Это событие произошло примерно через 4000 лет после дней жизни Адама и Евы. А в дни их жизни мы находим для них и их потомков прямо противоположную заповедь «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…» (Быт. 1, 28). Подобную заповедь Господь повторяет после великого потопа Ною и его детям: «вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней» (Быт. 9, 7). Очевидно, что в те времена по-другому и не могло быть, учитывая малочисленное население земли. Так что это совсем не являлось грехом, а было исполнением заповеди Божией.

С уважением,
протоиерей Сергий Демьянов.

Здравствуйте!

Хочу задать вам вопрос по поводу Библии. А именно Исход. Почему Моисей ведомый якобы Богом совершает такие страшные преступления, массовые убийства женщин, детей, уничтожение целых народов и завладение их имуществом и землями. Почему это приподносится как героизм, почему вы можете мне ответить на этот вопрос. Я не пойму, если одна из заповедей не убей, то как объяснить эти действия. Когда люди выведенные из Египта 40 лет находились в резервате и питались манной небесной подвергались истязаниям и уничтожались за малейшую провинность. По сути складывается впечатление что это как мы сейчас называем тоталитарной секты. Я не верю и никогда не поверю, что Отец небесный, Создатель всего живого на планете земля и человека мог бы давать такие наставления Моисею. Это просто непонятно. Здесь что то не так, нельзя слепо верить.

Дмитрий.

Ответ:

Здравствуйте Димитрий!

Вряд ли я смогу дать ответ на вопрос, который убедит Вас. Причин несколько. Первая, на самом деле, Вы не задаете вопрос и не ждете объяснений, это утверждение, крик Вашей души, обратите внимание – в Вашем письме, даже в предложении, начинающегося со слова «почему» нет ни одного вопросительного знака. В переполненную чашу больше ничего нельзя налить – все выльется через край. Вторая причина в Вашем неверии, что Библия есть слово Божие. Духовное объяснение Священного Писания можно донести только до верующего человека. Тем не менее, я дам пунктирный ответ на Ваш вопрос, может быть, не только для Вас, но для других – верующей части нашей аудитории. Действительно, как раньше, так и сейчас встречается еретическая точка зрения, что источником Ветхого и Нового Завета являются два разных Духа, но это не так. Апостол Павел пишет в послании к евреям: «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними» (Евр 10, 1). Здесь, апостол называет закон Моисея тенью будущих благ, т.е. Ветхий Завет является тенью Нового Завета. Тень, т.е. прообраз, неотделим от образа. У каждого образа свой прообраз. Но как связать заповедь «не убий» с теми войнами, которые по повелению Господа вел Моисей? Телесная смерть человека – это расплата, наказание, епитимья, наложенная Господом на род человеческий за преступление заповеди Божией. Причем это вольный выбор самого человека, ведь еще до грехопадения Господь предупреждал Адама: не делайте этого – смертию умрете. Как в свое время Адам, так и мы, живущие сегодня на земле, почему-то уверены, что за грех мы не понесем никакого существенного наказания, ни в жизни сей, ни в жизни будущего века, ведь Господь милосерд, человеколюбив, значит, просто так все простит. Это самообман. Что в текстах Ветхого Завета, что в текстах Нового Завета Господь многократно через пророков, через Сына Своего Единародного, через апостолов возвещает нам о страданиях, ожидающих грешников. Милосердие и человеколюбие Божие проявляется в Его готовности простить КАЮЩЕГОСЯ грешника, т.е. человека, жаждущего жить по Богу, по совести. И многократно видим в текстах Ветхого и Нового Завета как гнев Божий сменяется на милость, когда люди приносят покаяние. Но Ветхий Завет имеет и принципиальное отличие от Нового Завета, которое при этом не разъединяет, а соединяет их. Апостол Павел пишет о законе Моисея: «… но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти» (Рим 7, 9-10). Закон Моисея был дан человеку с целью, чтобы, во первых, человек осознал что есть грех; во вторых, что грех всегда влечет за собой страдания, болезни и смерть; в третьих, чтобы люди испытали глубокую потребность во спасении от греха, во СПАСИТЕЛЕ и, в четвертых, подтверждалось обетование, данное Богом еще Адаму и Еве при изгнании их из рая, что Господь не оставит человеческий род и пошлет Спасителя. Новый Завет Господь заключил с человеком для жизни, а не для смерти. «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем.» (Ин 3, 36). Но и здесь Господь напоминает об участи нераскаянных грешников. Сегодня Господь долготерпит о нас. «Не медлит Господь…но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет 3, 9) оставляя без видимого наказания здесь на земле многих тяжких грешников. Иначе было в Ветхом Завете. Как я уже говорил, человеку воочию необходимо было осознать пагубность греха, поэтому расплата даже в виде страшной телесной смерти многократно присутствует на страницах Ветхого Завета, причем такое наказание было способом вразумить и самих израильтян, что подобное ожидает и их в случае отступления от Господа. Длительность жизни на земле в ветхозаветные времена не имела принципиального значения, ведь Спаситель еще не пришел и все, живущие на земле сходили во ад, иначе в новозаветные времена, ведь покаяние действенно только в земной жизни человека. Страшная телесная смерть в Ветхом Завете готовила более лучшую участь убитым, чем нераскаянным грешникам Нового Завета, может быть и умерших своею смертью. «Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому. Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам.» (Лк 10, 12-14). Войны, благословленные Господом в Ветхом Завете, говорят не о жестокости его к человеку, а о неприятии Богом нашей греховной жизни и невозможности иным путем научить человека пагубности греха. Выход Моисея с евреями из Египта в землю обетованную символизирует нашу жизнь здесь на земле, когда желающий спастись должен во всей полноте предать свою волю в руки Божии и следовать тесным пустынным путем в горний Иерусалим. Наша жизнь на земле – это поле брани за жизнь вечную против греха в наших сердцах.

С уважением,
протоиерей Сергий Демьянов.