Настоятель храма Сергий Демьянов

Виртуальный 3D тур по храму Преображения

«Бога не видел никто никогда», но на Фаворской горе ученики Спасителя словно прозрели: Господь преобразился, и увидели они вечную Его Славу, Божественный Свет. Преображение Господне напоминает верующему о том, что христианская жизнь – это взыскание обожения. В честь этого чуда почти четыреста лет назад на «стройном» месте высокого берега р. Протвы в селе Спасском взамен старого деревянного храма начал возводиться нынешний. Как дерево, уходящее корнями глубоко в землю, врос этот храм в историю Калужского края. Времена сменялись, а небольшая белая церковь поднимала к небу свои голубые главки.

Спасское еще в XVI веке было родовой вотчиной князей Оболенских, чей род восходит к черниговским князьям. От Оболенских пошли фамилии князей Долгоруких, Телепневых, Золотых, Серебряных, Репниных, Щербатовых. Сначала село принадлежало князю М. Ф. Кашину-Оболенскому, жизнь которого прошла на военной службе у Иоанна IV в непрерывных сражениях со шведами, поляками и крымцами. М. Ф. Кашин перед своей смертью в 1611 году половину села с церковью завещал Пафнутиев–Боровскому монастырю. Видимо, в это время деревянная церковь пришла в упадок, так как Малоярославецкий уезд – арена восстаний и вторжений Смутного времени – в первой половине века оказался «в пусте», большинство селений были разорены.

Новая жизнь храма началась в год всенародного покаяния, предварившего царствование царя Михаила Федоровича. На Руси твердо знали, что «рука дающего не оскудевает», и князь Борис Михайлович Лыков–Оболенский в 1613 или 1614 году выкупил село у монастыря, приступив к постройке каменного храма. Этот выдающийся благочестивый человек появился на службе у Бориса Годунова в 1596 году и оказался причастен почти ко всем важнейшим событиям русской истории первой половины XVII века. При Лжедмитрии I он получил боярский чин, на службе у Василия Шуйского прославился победами над «Тушинским вором» и в 1610 году вошел в «семибоярщину». Владелец нескольких вотчин и имений, Борис Михайлович благоустраивал и строил храмы, делал богатые пожертвования в монастыри. Прослужив 50 лет, Б. М. Лыков-Оболенский умер в 1646 году. На девять лет пережила своего супруга Анастасия Никитична Романова, приходившаяся царю Михаилу Федоровичу теткой. Перед кончиною она поступила в монастырь и скончалась схимницей с именем Анисьи. Род Лыковых прекратился, и усадьба Спасское оказалась во владении Долгоруких, младшей ветви князей Оболенских.

Постепенно к 90-м годам XVII века храм принял современный облик. Он строился двухэтажным, с нижним теплым приделом в честь Казанской иконы Божией Матери. По освящению нижнего придела датируется и завершение постройки – 1696 год. На рубеже XVII – XVIII столетий появилась трапезная с колокольней. Во второй половине XVIII века был выстроен второй этаж Покровского придела. Сохранилось описание: «Село Спасское, а в нем церковь каменная во имя Преображения Господня, да придел каменный же во имя Покрова Пресвятыя Богородицы…». В конце XVII века появилась деревянная галерея на аркадах, разобранная в XVIII веке. В XVIII веке селом владел генерал–поручик Василий Васильевич Нарышкин (1712-1779), возможно, именно при нем был выгорожен в трапезной Крестовоздвиженский придел. Возникновение самого храма легенда связывает с наиболее знаменитыми из Нарышкиных – Натальей Кирилловной и ее сыном Петром Первым. Так сложился современный облик замечательного памятника московского барокко. К этому же времени относится появление современного названия села – Спас–Загорье.

Храм Преображения пятиглавый, бесстолпной конструкции. Его композиционное решение соответствует широко распространенному в посадском строительстве второй половины XVII века типу храма, известному под названием “корабля”, где по продольной оси располагаются колокольня, трапезная и основной объем здания. Особую торжественность, устремленность к небу, напоминающую о восхождении Господа с учениками на гору Фаворскую перед Преображением, зодчие сообщили храму, приподняв его над землей на высоком подклете. Эта вознесенность церкви Спаса усиливается введенной в композицию трехъярусной шатровой колокольней. Обычная для колокольни конструкция “восьмерик на четверике” имеет примечательную особенность: ребра ее восьмигранного яруса ориентированы по сторонам света. В архитектуре здания прослеживается связь с таким ярким памятником московского зодчества середины века, как церковь Рождества Богородицы в Путинках, и другими памятниками Москвы и Подмосковья второй половины XVII века.

История не оставила нам фактов из жизни храма первой половины XIX века. По преданию храм посещал в войну 1812 года светлейший князь М. И. Голенищев–Кутузов, поскольку в селе находилась его ставка при подготовке сражения за Малоярославец. Источники донесли до нас имена «добрых кормчих храмового корабля». Можно упомянуть о. Семёна Троицкого, награждённого в 1864 году набедренником, протоиерея о. Николая Лойко, заслужившего одобрение за усердное преподавание слова Божия (1873 год). В «Калужских епархиальных ведомостях» упоминается приезд владыки Виталия в 1891 году и награждение настоятеля о. Алексия Февралева набедренником за восстановление храма и обновление внутреннего убранства. Средства были пожертвованы благотворительницей Анной Павловной Кузьминой. О. Алексий продолжал служить в Спас-Загорье до своей кончины в 1900 г.

В 1937 году храм закрыли, но разорен был только нижний Казанский придел. Через десять лет была зарегистрирована община и здание храма возвращено Церкви. С этого времени и до 1973 года жизнь прихода связана со служением архимандрита Никандра (Николаева). О. Никандр, возродивший храм и приходскую жизнь, несомненно, оставил глубочайший след в духовном облике прихода. Верующими почитается его могила, которая находится в некрополе храма рядом с могилой о. Алексия Февралева.

Богу было угодно сохранить внутреннюю отделку церкви, хотя многое сегодня нуждается в реставрации. Иконостас главного придела – конец XVII — начало XVIII века, Царские врата с виноградной лозой, как и ризы на иконах, датируются XVII столетием. В середине XVIII века созданы надпрестольная сень главного алтаря и иконостас Крестовоздвиженского придела. В северном Покровском приделе иконостас с резьбой, похожей на лепнину, и тонкой сетью Царских врат относится к концу XVIII века.

Особо чтимы прихожанами иконы свт. Николая Чудотворца, Казанской Божией Матери и Божией Матери «Взыскание Погибших». Есть в храме образ преп. Серафима Саровского с частицей его мантии. В притворе храма сохраняется и почитается скульптура «Спаситель в темнице».

Прообраз всякого храма – это Град Небесный, Горний Иерусалим; стремящимися в него движет любовь к Богу. История храма в честь Преображения Господня – это прежде всего история многих известных, а чаще – безымянных подвижников, которые жертвовали, строили, а главное – веками служили и молились в нем, взыскуя Царствие Божие.