Настоятель храма Сергий Демьянов

Таинство священства

Священство – есть Таинство, посредством которого избранный человек через архиерейское рукоположение (хиротонию), получает особую благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой.

Это Таинство совершается только над лицами, избираемыми и посвящаемыми в священнослужители. Степеней священства три: диакон, пресвитер (иерей или священник) и епископ (архиерей).

Посвящаемый в диакона получает благодать служить при совершении Таинств. Посвящаемый во священника получает благодать совершать Таинства. Посвящаемый во епископа (архиерея) получает благодать не только совершать Таинства, но и посвящать других для совершения Таинств.

Зачем существует Таинство священства? Разве каждый христианин не может совершать церковные Таинства? Нужны ли специально поставленные для этого люди?

В Православной Церкви этот вопрос никогда не вызывал сомнений, потому что, как и все другие Таинства, Таинство священства есть установление божественное. Апостол Павел свидетельствует, что Сам Господь Иисус Христос “поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова” (Послание апостола Павла к Ефесянам, 4, 11 – 12).

 Велики, страшны и непостижимы для слабого человеческого ума Таинства Церкви. Человек способен совершить церковное Таинство только имея сугубую Божественную благодать. Не следует также забывать о том, что священнослужитель является не только совершителем Таинств Церкви, но и пастырем, пасущим христиан, овец Христовых, ведущим их Царство Божие. Если и самого себя невозможно спасти без благодатной помощи Божией, то как же можно направлять ко спасению других, не имея на то особенной, сугубой Божественной благодати? Для получения такой сугубой благодати и существует Таинство священства.

Большая ответственность лежит на человеке, получившим благодать священства. Даже обычная человеческая логика подсказывает, что быть достойным совершителем Таинств и пастырем может далеко не каждый, но только избранный Самим Богом.

Все лица, прошедшие через Таинство священства, составляют Церковную иерархию. Принявшие Божественную благодать в Таинстве священства, через рукоположение передают ее вновь посвящаемым. Образуется некая цепочка рукоположений. В Православной Церкви эта цепочка простирается от наших дней до самих апостолов, а через них к Самому Пастыреначальнику Христу, нигде не прерываясь.

Совершать Таинство священства могут только высшие чины церковной иерархии – архиереи (епископы). Рукоположение, совершенное лицами, находящимися в ереси или расколе, Православной Церковью не признается действительным.