Настоятель храма Сергий Демьянов

Секты, ересь, оккультизм и ясновидение

Здравствуйте. Скажите, почему общество сознания кришны является сектой. Как это обосновать? И как жить православной женщине с мужем кришнаитом? Является ли это грехом? Как быть? Благодарю.

Татьяна.

Ответ:

Здравствуйте Татьяна.

Я уже писал, что тема, связанная с деятельностью сект и возвращением к нормальной жизни попавших туда людей (особенно это касается тоталитарных сект) очень сложна. Это можно сравнить с психиатрией в медицине. Вроде бы и медицина, но стоит отдельно от всех других направлений, и мало кто выздоравливает. Поэтому лучше с такими вопросами обращаться на специализированные сайты. Например, на сайт Миссионерско-апологетического проекта «К Истине» или Консультационного центра св.Иринея Лионского. Там же, можно найти и определение секты. Вот одно из них:

«17 признаков тоталитарных сект.

В группе Вы найдете именно то, что до сих пор напрасно искали. Она знает абсолютно точно, чего Вам не хватает.

Уже первая встреча открывает для Вас полностью новый взгляд на вещи.

Мировоззрение группы ошеломляюще просто и объясняет любую проблему.

Трудно составить точную характеристику группы. Вы не должны размышлять или проверять. Ваши новые друзья говорят: «Это невозможно объяснить, Вы, должны пережить это — пойдемте сейчас с нами в наш Центр».

У группы есть учитель, медиум, вождь или гуру. Только он знает всю истину.

Учение группы считается единственно настоящим, вечно истинным знанием. Традиционная наука, рациональное мышление, разум отвергаются, поскольку они негативные, сатанинские, непросвещенные.

Критика со стороны не членов группы считается доказательстве ее правоты.

Мир катится к катастрофе, и только группа знает, как можно спасти его.

Ваша группа — это элита. Остальное человечество тяжело больно и глубоко потеряно: ведь оно не сотрудничает с группой или не позволяет ей спасать себя.

Вы должны немедленно стать членом группы.

Группа отграничивает себя от остального мира, например одеждой, пищей, особым языком, четкой регламентацией межличностных отношений.

Группа желает, чтобы Вы разорвали свои «старые» отношения, так как они препятствуют Вашему развитию.

Ваши сексуальные отношения регламентируются извне. Например, руководство подбирает партнеров, предписывает групповой секс или, наоборот, полное воздержание.

Группа наполняет все Ваше время заданиями: продажей книг или газет, вербовкой новых членов, посещением курсов, медитациями…

Очень сложно остаться одному, кто-то из группы всегда рядом с Вами.

Если Вы начинаете сомневаться, если обещанный успех не приходит, то виноваты всегда окажетесь Вы сами, поскольку Вы якобы недостаточно много работаете над собой или слишком слабо верите.

Группа требует абсолютного и беспрекословного соблюдения своих правил и дисциплины, поскольку это единственный путь к спасению.

Если хотя бы один признак кажется Вам знакомым, будьте осторожны!»

Общество «Сознания Кришны» подпадает под целый ряд этих особенностей. Подробно об этом можно прочитать на сайте http://iriney.ru.

С мужем-кришнаитом жить весьма трудно. Во-первых, не смешивайте в своем сознании человека, которого вы любили и за которого вышли за муж с его духовной болезнью. Несчастный, больной человек это одно, его слова, мировоззрение и поступки – совсем другое. Они могут быть дурными, ошибочными, обидными для вас, причиняющими вам боль. Но к больному человеку, самому страдающего от всего этого, всегда имейте сострадание, не осуждайте его. Во-вторых, не стремитесь его переспорить. Как правило, у таких людей логика быстро теряется и убеждения ни к чему хорошему не приведут, а только еще больше рассорят вас. Старайтесь эмоционально разбудить в нем то хорошее, что было в вашей и его жизни до секты. В такие моменты разум часто возвращается к человеку, и он может сам критически посмотреть на плоды своей веры.

Жить христианке с неверующим во Христа мужем не грешно. Вот что об этом пишет ап. Павел: «Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь» (1 Кор. 7:12-15).

Не унывайте. Укрепляйте себя молитвою и благодатными дарами Духа Святаго, особенно терпения и любви, черпая их в Таинствах Исповеди и Святаго причастия.

Вообще, развод с мужем, отпавшим от православной веры, по современной традиции возможен.

Господь Иисус Христос говорит в Евангелии: «Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф. 5:31-32). Об этом надо помнить. Но в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» в разделе «Вопросы личной, семейной и общественной нравственности» записано: «В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа».

Священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте!

Мой муж кришнаит. Как с этим жить? Кому молиться о его спасении? Жизнь становится невыносимой. Он все дальше и дальше уходит из семьи в сторону Кришны. Готов оставить все ради так называемого духовного роста. Я православная, верующая. Руки опускаются. Как спасти семью?

Благодарю. Татьяна.

Ответ:

Здравствуйте Татьяна.

Очень тяжело помочь кому-либо выбраться из секты. Находящийся там получает колоссальное духовное повреждение и очень быстро теряет разум. Только милость Божия, ваша любовь к мужу и терпение скорбей могут вам помочь. Не оставляйте молитвы за мужа. При этом строго следите за своим сердцем. Не позволяйте себе впасть в злобу, осуждение, уныние и отчаяние. Чаще приступайте к таинствам Исповеди и Святаго Причастия. Помните, чтобы другому дать, сначала надо самому заиметь. Я имею в виду правильную веру и духовную жизнь, а как следствие этого, и мир Божий в сердце. Ваш вопрос обширен и сложен, на него невозможно ответить в рамках нашего сайта. Поэтому отсылаю вас на сайт Миссионерско-апологетического проекта «К Истине». Это адрес раздела о секте Сознания Кришны. Много важного и нужного вы найдете и на главной странице сайта. Ниже я привожу небольшой отрывок из статьи с практическими советами, взятую на этом интернет-ресурсе.

Как помочь человеку, попавшему в секту.

Чем более длительное время провел человек в группе (часто это меньше месяца), тем более затруднителен будет для него уход. Главное — действовать быстро.

Советы друзьям и близким. Что следует делать?

Прежде всего, не теряйте голову. По отношению к вашему сыну самое главное — сохранить контакт. Быть положительно настроенным, спокойным, открытым к диалогу. Признать за ним право на поиск, свой выбор, даже ошибочный, и что сын ценен сам по себе, независимо от его убеждений. Ни в коем случае прямо не нападать на его новые убеждения. Не нападайте, даже с юмором, ни на группу, ни на «гуру». Больше рассчитывайте на интонацию тепла, привязанности, чем на рациональное содержание ваших бесед или переписки. Задавайте вопросы скорее для того, чтобы понять, чем оценить или судить с точки зрения здравого смысла. Не увлекаться интеллектуальными доказательствами (доказывать, кто прав, указывать на несоответствия…). Но выявлять явные противоречия, в то же время не вынуждая вашего сына их объяснять: это только укрепит его связь с группой. Изучать словарь группы и их учение. Это то, на что чаще всего ссылается ваш сын. Важно знать это, чтобы лучше поддерживать диалог. В контактах с ним поддерживайте и стимулируйте то в вашем сыне, что пока остается вне контроля группы: — его прошлые интересы и увлечения; — семейные или дружеские воспоминания, связанные с жизнью вне группы.

Чего следует избегать?

Паники: не думайте, что все потеряно… и прежде всего:

1. Не посылайте денег ни вашему сыну, ни группе. Без материальной поддержки не может существовать никакая группа. Лучше уж какой-либо личный подарок, который невозможно передать или продать;

2. Не расставайтесь с документами, касающимися сына или его группы;

3. Не доверяйте «специалистам», которые предложат вам за плату лечение или юридическое вмешательство, пока вы не убедитесь, что они действительно те, за кого себя выдают;

4. Не позволяйте себя запугать давлением, клеветой, угрозами или шантажом, и не уступайте попыткам вашего сына или группы вас обаять: это будет делаться, чтобы вас нейтрализовать;

5. Не допускайте, чтобы кто бы то ни было внушил вам чувство вины;

6. Не оставляйте ваших попыток спасти сына по той причине, что он — совершеннолетний и знает, что делает. Даже если он сам это утверждает, еще не доказано, что он действительно знает, что делает;

7. Больше не рассчитывайте, что здравый смысл вашего сына будет сопротивляться оболваниванию;

8. Не оставайтесь наедине со своей проблемой: многие семьи этим задеты, независимо от вероисповедания или социального слоя. Ищите контакта с ними;

9. Не надейтесь, что ваш сын снова станет, каким был. Уважайте пережитый опыт…

Необходимые меры.

1. Собирайте сведения и формируйте досье: записывайте имена, адреса, номера телефонов лиц, связанных с деятельностью вашего сына. Храните всю информацию, касающуюся его группы (статьи в прессе, заметки, листовки). Ведите дневник событий, связанных с отношениями вашего сына и группы. Записывайте движение денег, которые прямо или косвенно проходят через вашего сына.

2. Если вы не определили тип секты, отмечайте характер чтения, словарь, расписание, имена и прозвища тех, которые составляют новое окружение сына. Это поможет специалисту ориентировать ваши поиски.

3. Возможно, придется действовать судебным или медицинским порядком. Лечащий врач может предоставить медицинскую карту состояния здоровья вашего сына до его поступления в секту.

Священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте!

Вопрос такой…Два с половиной года назад у меня было очень сложная жизненная ситуация проблемы со здоровьем и пр. Чтобы как то исправить ее я начал заниматься йогой Айенгара (сайт в интернете yoga.ru). Занимался долго и регулярно,было очень трудно, что-то выправлялось, что-то нет, но мне всегда нравилось заниматься и было очень интересно. Два с половиной месяца назад как то незаметно для себя, после прочтения книги «Несвятые святые» пришел к православию исповедался и причастился в Сретенском монастыре. На первой исповеди за всю жизнь я сказал священнику что занимаюсь йогой,ожидал услышать все что угодно,вплоть до выдворения из храма, но как ни странно он сказал что «Это не плохо если мы занимаемся только физическими упражениями и дыханием, но никому не поклоняемся и.т.п.» Может быть просто не хотел отталкивать человека который пришел первый раз после стольких лет?

Да действительно на занятиях йогой мы не поклоняемя никому, но после этого я стал собирать информацию более подробно, читать статьи православных священников и вообще меня все время теперь мучает этот вопрос.Я понял что учение йоги и учение правосланой Церкви очень разные и даже если мы используем только физические упражнения все равно остается некий духовный аспект и вообще все основано так или иначе на определенной философии.

Теперь я не знаю что мне выбрать и надо ли выбирать.Мне нравится йога и многое нравится в православии. И не могу сказать что Бог подсказывает мне правильное решение…Имею ли я право заниматься йогой и при этом причащаться и исповедоваться в храме? Мне нужно выбрать конкретно и точно йога или православие? Одно или другое? Или все-таки я могу заниматься просто потому что не чувствую в этом ничего плохого?

Иван.

Ответ:

Здравствуйте Иван.

На подобный вопрос я уже давал ответ. Повторю его здесь полностью и немного восполню.

Занятия йогой в плане физического развития неразрывно связаны с духовной составляющей этого учения, цель которого самосовершенствование тела и духа. Самосовершенствование – это путь к развитию самости и гордыни, православие же ведет человека к смирению, кротости. Как показывает опыт, прибегая к подобным упражнениям, человек вступает в опасную область лжедуховности, которая заканчивается общением с темными духами и сверхъестественными «дарованиями», хотя человек сам часто этого не осознает. Занятия йогой даже в физическом плане могут сильно повредить вашей душе.

Приведу вам и одну статью из книги «Путь разума в поисках истины» профессора Московской духовной академии А.И. Осипова. Прочитав ее, несложно оценить разницу между православием и йогой и понять недопустимость совмещения одного с другим.

А.И. Осипов. Оценка естественного богопознания [1]

Хотя языческим народам и предоставлено было «ходить своими путями» (Деян. 14:16), однако Бог им «не переставал свидетельствовать о Себе» (Деян. 14:17). И в язычестве люди «искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли» (Деян. 17:27). Некоторые исследователи считают, что язычество, за исключением отдельных и ограниченных эпох и общественных групп, отличается «напряженной религиозностью, которая волнует и прямо поражает при соприкосновении с ним» [2]. В сердцах язычников всегда оставалось «написано дело законное», «спослушествующей им совести» (Рим. 2:15), возвещавшей о их нравственных обязанностях к Богу и ближним. Бог открывал Себя и язычникам, в меру их разумения.

Св. Иустин Философ говорит, что Логос действовал не только «через Сократа, среди эллинов», но и «среди варварских народов» [3]. «У всех есть семена Истины» [4]. «Христос есть Слово, коему причастен весь род человеческий. Те, которые жили согласно со Словом, суть христиане, хотя бы они считались за безбожников, — таковы между эллинами Сократ, Гераклит и им подобные» [5]. «Во всяком народе, — говорит св. Иустин Философ, — веруют во Христа и ожидают Его» [6]. Климент Александрийский писал: Господь даровал грекам философию, как ступень к «философии во Христе», она служила для них своего рода Ветхим Заветом [7].

Богоискание является естественной потребностью живого душой человека. И многие, ища Бога на путях философии и в различных религиях, приходили к православию. Яркими примерами бескорыстного искания Бога в XX-м веке являются подвижники: русский игумен Никон Воробьев (†1963) и американский иеромонах Серафим Роуз (†1982), пришедшие к православию через джунгли атеизма, науки, философии.

Однако не редко искания человека оказываются ничем иным, как увлечением «философией и пустым обольщением по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 11:8). Такое происходит с теми, кто ищет не смысла жизни и жизни, согласной с этим смыслом, а развлечений ума: «философии ради философии», «богословия ради богословия». Это — широко распространенная болезнь духовно расслабленной части духовенства, богословов, интеллигенции. Таковых интересует не опыт и творения истинных философов, величайших любителей Мудрости — святых отцов, но вопросы, не имеющие никакого отношения к реальной духовной жизни, к спасению. Кажется, и не трудно понять, что «теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу» (1Кор. 13:12). Однако языческое сознание идет широкими вратами и пространным путем (Мф. 7:13) религиозно-философских и богословских игр, проигрывая в них свою жизнь, прельщаясь и прельщая других.

К каким последствиям приводят они человека можно показать на примере буддизма и индуизма.

Будда (†483 г. до н.э.) своим последователям внушает: «Не ищите опоры ни в чем, кроме как в самих себе: сами светите себе, не опираясь ни на что, кроме как на самих себя» [8]. И так говорит о самом себе: «Я всезнающ, у меня нет учителя; никто не равен мне; в мире людей и богов никакое существо не похоже на меня. Я священный в этом мире, я учитель, я один — абсолютный Сам — Будда. Я добился покоя (путем погашения страстей) и получил нирвану…» [9] Древнее искушение «будете, как боги» (Быт. 3:5) говорит здесь в полный голос, со всей откровенностью.

То же видим в йоге и в самой авторитетной современной индуистской системе — веданте. В одном из индуистских гимнов «Песнь Саньясина» находим следующий страстный возглас от лица человека: «Нет более рождения, ни «я», ни «ты», ни смертного, ни Бога! Я стану всем; все станет «Я» и не омраченным блаженством!» [10]

Авторитетнейший проповедник веданты Суоми (учитель) Вивекананда (†1902г.) рекомендует такую духовную установку своим последователям: «Напоминание о наших слабостях, — говорит веданта, — не поможет; нам нужно лечение. Лечение же от слабости состоит не в том, чтобы заставлять человека постоянно думать, что он слаб, а в том, чтобы он думал о своей силе. Говорите ему о силе, которая уже есть в нем. Вместо того, чтобы говорить людям, что они грешники, веданта учит наоборот: «Вы чисты и совершенны, и все, что вы называете грехом, не ваше… Никогда не говорите: «Я не могу». Этого не может быть, так как вы бесконечны… Вы можете делать все, вы всемогущи» [11]. Или такое наставление: «Лучший человек тот, кто осмеливается о себе говорить: «Я знаю о себе все»… Слушайте день и ночь, что вы — Душа. Повторяйте это себе день и ночь, пока эта мысль не войдет в вашу кровь, не будет звучать при каждом биении вашего сердца… Пусть все ваше тело наполнит эта одна мысль: «Я нерожденная, бессмертная, блаженная, всеведущая, вечно-прекрасная Душа..». Усвойте эту мысль и проникнитесь сознанием своего могущества, величия и славы. Дай Бог, чтобы противоположное суеверие никогда не запало вам в голову». «Ужели ты считаешь себя слабым? Не годится считать себя грешником, слабым. Говорите это миру, говорите себе…» [12] И это нужно не только знать, осознавать, это нужно глубоко прочувствовать: «Чувствуйте, как Христос, — и вы будете Христом; чувствуйте, как Будда, — и будете Буддой» [13].

«Что же еще есть в религии, чему нужно научиться? — восклицает Вивекананда и отвечает: Единство Вселенной и вера в себя, вот все, что нужно знать» [14]. «Веданта говорит, что нет Бога, кроме человека. Вас это может поразить сначала, но мало-помалу вы это поймете. Живой Бог в вас, а вы строите церкви и храмы и верите во всякого рода воображаемую бессмыслицу. Единственный Бог для поклонения — это человеческая душа или человеческое тело» [15].

Приведенные высказывания достаточно ярко показывают, что представляет собой индуистский мистицизм веданты. Это культ откровенной, сатанинской гордыни («проникнитесь сознанием своего могущества, величия и славы»!), гневно отвергающей бытие Единого Бога («нет Бога, кроме человека… а вы верите в бессмыслицу»!) и, естественно, приводящей к очевидному сумасшествию. («Чувствуйте, как Христос, — и вы будете Христом»! Не тот же ли путь и у Франциска Ассизского, который тоже «почувствовал себя совершенно превращенным в Иисуса»?)

В оценке естественного богопознания Священное Писание и Предание Церкви являются единственно достоверным критерием, дающим возможность отделить истинное от ложного. Интуитивное чувство Бога, присутствующее в душе каждого человека, ум, воображение, желания, не имеющие под собой твердой почвы Откровения от Бога, легко порождают самые разнообразные о Нем представления и, соответственно, религии. Поэтому естественное богопознание даже в своих высших достижениях всегда страдает большой неопределенностью, антропоморфизмом и глубокими искажениями в понимании Бога, духовного мира, человека [16].

Неоценимую помощь в оценке многоразличных идей, рождающихся на пути естественного богоискания, могут оказать творения православных отцов Церкви, существо учения и опыт которых особенно доступно, глубоко и точно изложил для современного человека в своих творениях и письмах святитель Игнатий Брянчанинов.

[1] См. подробнее гл. VI. Язычество.

[2] Булгаков. Свет невечерний. М., 1917, с. 327. Сравн.: Арсеньев Н.С. В исканиях Абсолютного Бога (Из истории религиозной мысли античного мира). М., 1910, с. 3.

[3] Апология 1, 5. // Памятники древней христианской письменности, т.4, М., 1863, с. 25.

[4] Апология 1, 44, с. 83)

[5] Апология 1, 46 // Памятники древней христианской письменности, т. 4, М., 1983, с. 85.

[6] Апология 1, 56, с. 96.

[7] Строматы. IV, 8.

[8] Кожевников В.А. Буддизм в сравнении с христианством: В 2-х т. Пг., 1916. Т. 1. С. 175.

[9] Кочетов А.Н. Буддизм. М., 1968. С. 84.

[10] Вивекананда Суоми. Джнана-йога. СПб., 1914. С. 8.

[11] Там же. С. 275.

[12] Там же. С. 277, 279.

[13] Там же. С. 283.

[14] Там же. С. 278.

[15] Там же. С. 299.

[16] См., например, Глаголев С.С. Сверхъестественное Откровение и естественное богопознание вне Церкви. Харьков, 1900.

Священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте!

Очень интересует один вопрос, не является ли грехом изучать другие религии, в частности языческие (индейцев, славян), иметь дома книги где изображены их боги? Какой то интерес у меня появился к этому, нет ли в этом плохого? (Я конечно в них не верю, верю в Иисуса). Спасибо.

Андрей

Ответ:

Здравствуйте Андрей.

Для человека, твердо не наставленного в знании своей собственной православной веры во Христа, изучение других религий, несомненно, принесет немалый вред его душе. А грех – это и есть зло, которое я творю самому себе. Все, к чему мы прикасаемся в окружающем нас мире через чувства, ум и наше сердце, оставляет в нашей душе трудно изгладимый отпечаток. Поэтому когда мы изучаем те или иные ложные или еретические религиозные воззрения, то это не в малой степени воздействует на нашу душу.

Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Страшное орудие в руках духов – ересь! Они погубили посредством ереси целые народы, похитив у них, незаметно для них, христианство, заменив христианство богохульным учением, украсив смертоносное учение наименованием очищенного, истинного, восстановленного христианства. Ересь есть грех, совершаемый преимущественно в уме. Грех этот, будучи принят умом, сообщается духу, разливается на тело, оскверняет самое тело наше, имеющее способность принимать освящение от общения с Божественною благодатию и способность оскверняться и заражаться общением с падшими духами. Грех этот малоприметен и малопонятен для незнающих с определенностию христианства, и потому легко уловляет в свои сети простоту, неведение, равнодушное и поверхностное исповедание христианства. Уловлены были на время ересью преподобные Иоанникий Великий, Герасим Иорданский и некоторые другие угодники Божий».

Кроме того, то, что касается религии славян, то никаких древних первоисточников современной науке неизвестно. Книги-выдумки по религии славян стали появляться в XIX-XX веках. Достоверной информации о религии славян нет. Не тратьте время своей жизни на пустое, вы не знаете сколько его осталось. Лучше его истратить на спасение своей души, познание себя.

Священник Сергий Демьянов.

Скажите, как относится к прославлению отрока Вячеслава Крашенинникова, полезно ли смотреть фильмы о нем, его «пророчествах»? Так же о Григории Распутине, Иоанне Грозном?

Спаси Господи. Кирилл.

Ответ:

Здравствуйте Кирилл.

Все перечисленные лица не прославлены Русской Православной Церковью в лике святых и более того, является почитание их за праведников ложью и прелестью.

Из обращения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру и приходским советам храмов г. Москвы на Епархиальном собрании 15 декабря 2001 года:

«Необходимо сказать еще об одном темном пятне нашей действительности. В последнее время появилось довольно много с позволения сказать, икон царя Ивана Грозного, печально известного Григория Распутина и других темных исторических личностей. Им составляются молитвы, тропари, величания, акафисты и службы.

Какая-то группа псевдоревнителей Православия и самодержавия пытается самочинно, с черного хода канонизировать тиранов и авантюристов, приучить маловерующих людей к их почитанию. Неизвестно, действуют ли эти люди осмысленно или несознательно. Если осмысленно, то это провокаторы и враги Церкви, которые пытаются скомпрометировать Церковь, подорвать ее моральный авторитет.

Если признать святыми царя Ивана Грозного и Григория Распутина и быть последовательными и логичными, то надо де канонизировать митрополита Московского Филиппа, прп. Корнилия, игумена Псково-Печерского, и многих других умученных Иваном Грозным. Нельзя же вместе поклоняться убийцам и их жертвам. Это безумие.

Кто из нормальных верующих захочет оставаться в Церкви, которая одинаково почитает убийц и мучеников, развратников и святых? Если же эти люди действуют не вполне осознанно, а подчиняясь своим эмоциям, своей жажде сильной власти, олицетворяемой Иваном Грозным, своему стремлению увидеть в России, наконец, порядок вместо того морального и криминального беспорядка, в котором мы все еще находимся, то им бы следовало понять одну элементарную истину, много раз доказанную всей человеческой историей.

Несправедливость и зло невозможно победить, искоренить внешним насилием и другим злом. Жестокостью и насилием, которые сами по себе есть зло, но которые иногда используются для достижения якобы добрых целей, можно на какое-то время ограничить проявления зла; страхом можно загнать зло в подполье, вглубь, но там оно будет продолжать расти и умножаться, будучи недоступным внешнему давлению. Корень зла не вовне, а внутри человеческой души, в отсутствии или искажении моральных ценностей, в греховной воле, в потемнении сознания. Победить зло, исправить жизнь можно только осознанным глубоким покаянием, изменением всего строя жизни, возвращением на путь добра и правды, то есть к Богу».

Из обращения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия к клиру, Приходским советам храмов Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 2007 года:

«Кроме того, Мы имеем информацию из Челябинской епархии об участившихся случаях паломничества духовенства и мирян в город Чебаркуль для поклонения так называемому отроку Вячеславу Чебаркульскому. Религиозное почитание скончавшегося 15 лет назад чебаркульского школьника Вячеслава Крашенинникова (1982-1993), объявленного некоторыми средствами массовой информации «пророком», «святым» и «блаженным», началось вскоре после издания его матерью ряда книг с воспоминаниями о сыне, в том числе книги «Чудеса и предсказания отрока Славика». После этого начали совершаться паломничества к могиле мальчика, причем земля с его могилы используется в магических целях — в отвергаемых Православной Церковью ритуалах. Кроме того, написаны акафист ему и его икона. Тем самым создаются предпосылки формирования в Челябинской области нового культа, причем кощунственно используется православная обрядность, эксплуатируется естественное человеческое стремление к надмирному, горнему.

Нам понятна и близка скорбь матери, потерявшей совсем юного сына. Но понимая и разделяя эту скорбь, мы с горечью констатируем, что последующие ее действия, направленные на возбуждение в обществе интереса к покойному ребенку и создание культа его почитания как святого, не соответствуют церковному вероучению и церковной практике канонизации и почитания святых. Не в религиозном поклонении нуждается покойный мальчик, легкомысленно объявленный Божиим угодником, а в усердной молитве, прежде всего в молитве о нем матери. Создаваемый же культ поклонения «отроку Вячеславу» является самоизмышлением, содержит в себе элементы заурядного суеверия, кощунственного посягательства на учение Церкви и насаждается организованной группой антицерковно настроенных людей».

Когда в Церкви нет единодушного мнения о почитании кого-то за святого, т.е. по этому мнению действует разный дух, то всегда лучше быть весьма осторожным в обращении к этому человеку, как к святому. Православной Церковью почитается множество бесспорных святых, жития которых являются назидательными и помощь которых многократно являлась христианам по молитвам к ним. Не стоит смотреть и читать сомнительные фильмы и книги, тем более, что многие из них созданы по благословению людей, ушедших в раскол.

Подробно о «святости» отрока Вячеслава можно прочитать в Заключении экспертной комиссии миссионерского отдела Челябинской епархии о почитании отрока Вячеслава Крашенинникова и деятельности религиозной группы В. А. Крашенинниковой – Л. Н. Емельяновой

Священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте, отец Сергий!

Очень нужен Ваш совет. Я в разводе уже полгода с человеком, с которым прожила в браке 4,5 года. Сейчас идёт трудный судебный процесс по имуществу. Знаю, что материальное — не главное и прошу Бога о том, чтобы дал мне сил, терпения и мудрости поступать правильно. Недавно узнала, что сразу после моего ухода, мой муж обратился в некую Академию Высшей магии и оккультных наук и заказал там магический заговор, суть которого в том, чтобы навредить мне, моему здоровью и жизни. Подскажите, какие молитвы мне необходимо читать, чтобы оградить себя и близких мне людей от такого? Заранее огромное спасибо.

Анна.

Ответ:

Здравствуйте Анна.

Когда современный человек встречается с колдовством и магией, даже являясь православным христианином, почему-то сам сразу же хочет прибегнуть к «магии молитвы», т.е. как бы мне найти такие особые молитвы, которыми бы я победил или защитился от врага. «Магией молитвы» я их называю потому, что человек не на живого Бога уповает, а на какую-то особую молитву, которая де-факто превращается в заговор. А как же нужно поступать? Ответ на этот вопрос вы найдете в следующих словах иеромонаха Иова (Гумерова) (текст взят с сайта www.pravoslavie.ru):

Существование колдунов христианство никогда не отрицало. В Священном Писании сказано: «не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим» (Вт.18:10-13). Всякое колдовство, ворожба, целительство, заклинания, экстрасенсорика и проч. являются общением с темными падшими духами. Слово Божие и творения святых отцов не только открывает нам демоническую природу всякого вида колдовства, но и научает нас защищаться от него. Диавол и все демоны никакой духовной силой не обладают. Без воли Божией падшие духи не могут навести «порчу» даже свиньям. Вспомним святое Евангелие: «Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, — потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и [бесы] просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло» (Лк.8:30-33). Попускается их действие только тогда, когда человек духовно беспечен, живет в грехах, а каяться и исправляться не хочет. Чаще всего бесовские напасти случаются с людьми гордыми, надеющимися на себя, а не на Бога. Через это попущение они смиряются и сознают свое ничтожество. Мнимая сила бесов проявляется тогда, когда мы бессильны духовно, когда придаем им значимость. Нужно быть в постоянном духовном трезвении, избавиться от беспечности, но страшиться бесов не должно: бесобоязнь — вид духовной болезни. Защита от них одна — жить с Богом и надеяться на Его всесильную помощь. Чтобы Господь оградил нас от этой злобной и агрессивной силы, нужно жить в благодатном молитвенном опыте Церкви: участвовать в ее святых таинствах (исповедь, причастие, а Великим постом соборование), посещать воскресные и праздничные службы, совершать утреннее и вечернее молитвенное правило, стяжать мирный дух, не осуждать, возгревать в себе духовную радость, покоряться святой Божественной воле. Тогда мы становимся чадами Церкви, и Господь хранит нас как свое достояние. Апостол говорит: «покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас»(Иак.4.7).

С уважением,
священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте отец Сергий!

Меня давно мучает вопрос о том, как различить бабку-гадалку и святого человека? Ведь Св. Матрона и Св. Макария тоже помогали людям на дому. Как найти эту грань? Заранее большое спасибо.

Неонилла.

Ответ:

Здравствуйте Неонилла.

Где оказывают людям помощь, на дому или в храме, или еще где-то не имеет никакого значения. Если читать книгу о матушке Макарии (ее никогда никто не причислял к лику святых, и вряд ли прославят), или первый изданный вариант жития тогда еще непрославленной блж. Матроны Московской (это первое изданное житие стало причиной того, что канонизация блж. Матроны Московской была отложена на некоторое время для исследования и составления реального ее жития), то вы правы – там действительно излагается житие типичного экстрасенса, а не святого. Причем поймите, мы с вами этих людей лично не знали и можем судить о них только по этим книгам. Поэтому до конца понять не сможем действительно ли эти люди так жили, или авторы книг в силу своих духовных или иных болезней так исказили их житие. В любом случае, эти книги явно не православного содержания. Как же отличить одно от другого? Во всей полноте, вы сможете найти ответ на этот вопрос, если прочитаете работу святителя Игнатия Брянчанинова «Слово о чувственном и духовном видении духов» (4 том собрания сочинений). Коротко отвечу на ваш вопрос так: святой человек – это тот, кто устроил свою жизнь по заповедям Божиим и умертвил свои греховные страсти, тот, кто уподобил свою жизнь жизни Христа. В таких случаях различные благодатные дары Духа Святаго не могут повредить человеку, ввести его в состояние гордости и прелести. Только в таких случаях Господь и дает благодатные дары прозорливости, целительства, изгнания злых духов и пр. Как вы понимаете, таких людей мы редко встречаем в своей жизни, а точнее хорошо было бы встретить хотя бы единожды. Если же человек еще не явился победителем своих греховных страстей и у него начинают проявляться подобие вышеописанных дарований, то нужно крайне осторожно к этому относиться, независимо мирской ли это человек или священник, или монах в почтенном возрасте, т.к. подобные способности могут появиться у человека в следствие или его осознанного обращения к нехристианским духовным практикам, т.е. осознанного служения миру падших духов, или духовного прельщения человека, мнения о себе, что я сподобился получить такие дары от Господа и теперь должен служить людям, т.е. неосознанного служения миру падших духов. Помните слова, с которыми Господь обращался к своим ученикам, говоря им о последних временах: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам» (Мф. 24, 24-25). Избранные – это мы с вами, те, кто ходит в православные храмы, пытаясь найти спасение. Таким образом, главное, что отличает святого от экстрасенса – это то, какой дух в них действует, Дух Божий или иной дух.

С уважением,
священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте, уважаемый отец Сергий!

Спасибо за возможность с Вами общаться таким образом. Вопрос: Не противоречит ли православной вере занятия йогой в плане физического развития?

Спасибо.

Валентина.

Ответ:

Здравствуйте Валентина.

Занятия йогой в плане физического развития неразрывно связаны с духовной составляющей этого учения, цель которого самосовершенствование тела и духа. Как показывает опыт, прибегая к подобным упражнениям, человек вступает в опасную область лжедуховности, которая заканчивается общением с темными духами и сверхъестественными «дарованиями», хотя человек сам часто этого не осознает. Занятия йогой даже в физическом плане могут сильно повредить Вашей душе.

С уважением,
священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте батюшка, помогите разобраться в такой ситуации…

Очень неспокойно на душе и мне и близкому мне человеку. Однажды мой близкий родственник, очень глубоковерующий человек, который соблюдает все посты, читает правила и старается вести образ жизни как подобает православному христианину…оказался в одной компании с человеком, который позиционирует себя как «ясновидящего»…Так, по крайней мере, о нем многие говорят. Он достаточно известен в его крае (юг России).Мой родственник не удержался от соблазна и на его предложение рассказать о будущем и прошлом, согласился. Этот «ясновидящий» рассказал ему моменты из его прошлого, которые он никак знать не мог (ни через знакомых, ни каким-либо иным образом..) и то, что он рассказывал действительно имело место быть в жизни моего родственника. После он рассказал о будущем. Говорил и хорошее, и плохое. А еще сказал, что «порча наведена».Знаем, что люди «таких профессий» все так говорят…Но учитывая, что у моего родственника в последнее время (задолго до встречи с «ясновидящим»)плохо пошли дела (а раньше было всё отлично), постоянно что-то случается, он стал задумываться над словами этого человека, также учитывая, что прошлое он рассказывал правдиво…Родственник наш понимает, что то, что он слушал этого «ясновидящего» и задумывается над его словами великий грех, он очень переживает, но всё равно сомнения терзают…Батюшка, ведь существует сатана и люди, которые служат ему, занимаясь черной магией…Возможно ему действительно, как говорят, «навели порчу»…И как же теперь быть православному человеку…Как избавиться от этих «порчей»…? Он не раз уже каялся на исповеди об этом случае, но всё равно думает об этом постоянно. Батюшка, а есть ли какие-то способы, разрешенные Церковью, вылечиться от этого? Помогите, батюшка, разъясните нам.

Ирина.

Ответ:

Здравствуйте Ирина.

Что такое порча, и как к этому понятию относится Православная Церковь можно достаточно полно найти в ответе священника Афанасия Гумерова на подобный вопрос. Текст взят с сайта www.pravoslavie.ru:

Словом «порча» в народе называют некоторые виды духовных болезней, вызванных воздействием на человека демонов. В духовной литературе используются такие понятия как «беснование», «одержимость» (от церк.-слав. одержу – крепко держу, стесняю, мучаю) «приражение» (от церк.-слав. приразитися – столкнуться с кем-либо). В Библии имеется немало примеров проявления этого недуга. Там же приоткрываются тайны этого темного мира.

В конце времен сатана и его слуги будут ввержены в озеро огненное и серное на веки (Откр.20:10). А пока для испытания нашей веры и любви к Богу им попущена определенная активность. Святые подвижники в борьбе с ними стяжали великую опытность. Позволяя демонам искушать людей, Господь по Своему смотрению определяет и пределы, которые они не могут преступить (Иов.1:12).

Одержимость постигает человека не случайно. Причиной является грех. Чаще всего это происходит с людьми гордыми, самонадеянными, не желающими приносить покаяние и просить у Бога помощи: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак.4:6-7). Прямой путь к этому тяжкому болезненному состоянию – занятия колдовством, магией, астрологией, ворожбой, гаданием и прочими оккультными делами, а также обращение к экстрасенсам и проч. «целителям».

Христианин, живущий по заповедям Божиим и исполняющий уставы св. Церкви, не должен бояться бесов. Господь хранит Свое достояние: «верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого» (2 Фес.3:3). Бесобоязнь есть признак нездоровья души. Нужно иметь лишь страх Божий – высокое чувство благоговения перед Господом и боязнь оскорбить Его святость своими грехами.

Слово «порча» неточно. Употребляя его человек, вину за постигшее приражение возлагает не на себя, а на других. С подозрением относится к окружающим, ищет колдунов, ему повредивших. Если вести нездоровый образ жизни, то легко заболеть. Если не радеть о своем спасении, иметь в себе греховную нечистоту, то к такой душе бесовские силы легко найдут доступ, потому что от такого отходит защищающая нас благодать Божия. Большинство людей, испытывающих зависимость от демонов, сами навели на себя порчу страстями, порочными привычками, духовной беспечностью. Всякий обращающийся к тем, кто занимается «снятием» порчи, к одному тяжелому недугу прибавляет другой.

Телесная болезнь, если даже она пришла неожиданно, еще не повод думать о зависимости от демонов. Болеют многие: одним даются за грехи, другим – для духовного совершенства. Когда мы по христиански, с молитвой и благодарением к Богу, переносим их, тогда идем уверенным путем ко спасению.




Молитва священномученику Киприану О святый угодниче Божий, священномучениче Киприане, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих. Приими от нас недостойных хваление наше и испроси нам у Господа Бога в немощех укрепление, в болезнех исцеление, в печалех утешение и всем вся полезная в жизни нашей. Вознеси ко Господу благомощную твою молитву, да оградит нас от падений наших греховных, да научит нас истинному покаянию, да избавит нас от пленения диаволъскаго и всякаго действия духов нечистых, и избавит от обидящих нас. Буди нам крепкий поборник на вся враги видимыя и невидимыя, во искушении подаждь нам терпение и в час кончины нашей яви нам заступление от истязателей на воздушных мытарствах наших, да водимый тобою, достигнем Горняго Иерусалима и сподобимся в Небесном Царствии со всеми святыми славити и воспевати Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Молитва священномученику Киприану и мученице Иустине

О святии священномучениче Киприане и мученице Иустина! Внемлите смиренному молению нашему. Аще бо временное житие ваше мученически за Христа скончали есте, но духом от нас не отступаете есте, присно по заповедем Господним шествовати нас научающе и крест свой терпеливо нести нам пособствующе. Се, дерзновение ко Христу Богу и Пречистей Его Матери стяжали есте. Темже и ныне будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных (имена). Будите нам заступницы крепции, да заступлением вашим сохраняеми невредимы от бесов, волхвов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.




От себя могу Вам добавить следующее: вероятно, у Вашего родственника нет полноты покаяния в содеянном грехе обращения к ясновидящему. Покаяние означает не только назвать грех на исповеди, сожалея о нем, но и изменить свое отношение ко греху, стяжать в молитве полное его неприятие. В данном случае, похоже, этого не произошло, т.е. Ваш родственник до сих пор верит в то, что сказал ему ясновидящий. Независимо оттого, что он услышал из уст ясновидящего достоверные данные о своей жизни, важно пренебречь всем тем, что он услышал и, в частности, о порче. Так что лечение здесь может быть только одно: забыть о всякой порче и не бояться зла, которое приходит к нам извне, верующему человеку оно никак духовно не повредит. Причина всех наших бед – зло, которое внутри нас, наши греховные страсти, это причина всех наших бед, с ними и надо бороться.

С уважением,
священник Сергий Демьянов.