Настоятель храма Сергий Демьянов

О человеке и его общении с Богом

Здравствуйте Батюшка. Мне очень нужен Ваш совет. В моем доме часто играют дети с моей дочкой .моя дочь 6 лет без спросу взяла золотую цепочку с иконкой Божьей Матери и игралась с ней, и еще 3 мальчика .цепочка пропала я не знаю или они ее потеряли или кто-то взял .какая молитва поможет мне ее найти, она мне дорога тем что мне ее подарил мой покойный отец. Заранее спасибо.

Роксолана.

Ответ:

Здравствуйте Роксолана.

Обычно в таких случаях ищут помощи у мч. Иоанна Воина или мч. Трифона. Помолитесь им своими словами, попросите помощи. Можно заказать этим святым молебен в церкви. Также читают многократно 50 псалом и Символ Веры.

Священник Сергий Демьянов.

Доброго Вам дня! Подскажите, пожалуйста, можно ли подарить икону Неупиваемая чаша здоровой семье, чтобы их обходили стороной недуги?

София.

Ответ:

Здравствуйте София.

Икону Богородицы можно дарить. Пресвятая Дева у нас одна и не имеет значения та или иная традиция Ее изображения. Почитание иконы на первообразное восходит. Т.е. все молитвы возносятся перед тем или иным образом «Казанской», или «Владимирской», или «Неупиваемой Чаши» и пр., а обращены к одной и единственной Богородице.

Священник Сергий Демьянов.

Добрый день! Прошу Вашего совета вот по какому вопросу: меня зовут Инна, и в детстве меня крестили в церкви этим же именем. В прошлом году я стала крестной своего племянника, и перед крестинами батюшка спросил мое имя, а когда я сказала, что и при крещении мне дали то же имя, был удивлен. Я поняла его удивление — ведь Инна — это мужское имя. Но никаких комментариев он не дал, а я постеснялась спросить. В связи с некоторыми негативными событиями в моей жизни задумалась, откуда столько бед сразу навалилось, и вдруг вспомнила об этом факте. Скажите, есть ли связь между тем, что меня назвали в крещении мужским именем и судьбой? Читала, что это не очень хорошо и правильно, когда девочке дают мужское имя. Что бы Вы могли порекомендовать? Спасибо!

Инна.

Ответ:

Здравствуйте Инна.

Связь между именем человека и его дальнейшей жизнью конечно есть. Имя Инна в переводе с готского языка означает «сильная вода». Существуют десятки имен, которыми называли и мужчин и женщин, например Валентин и Валентина, Павел и Павла и т.п. Монахиням в постриге тоже весьма часто даются мужские имена. Конечно, именем Инна на Руси стали называть в силу возникшей ошибки, т.к. последняя буква стала трактоваться как окончание, придающее слову женский род. Но такое имя носили и носят тысячи женщин и их тоже, как и вас, крестили с этим именем. Нет ничего страшного, что вашим небесным покровителем является не женщина, а мужчина. Конечно, специально не надо крестить женщин с мужскими именами, это плохо, это от гордости. Но с вами, как и с многими другими, это произошло по ошибке. Так что не переживайте и не унывайте, в этом нет большого греха и беды для вас. А причины всех своих бед ищите не вне себя, а внутри — в своей греховной жизни, в своей гордости, которая является корнем всех остальных греховных страстей. Помните слова прп. Марка Подвижника: «все злое и скорбное, случающееся с нами, приключается нам за возношение наше».

Священник Сергий Демьянов.

Очень прошу мне помочь! Наверное в связи с беременностью и недавней свадьбой стала очень суеверной, обращаю внимание на всякие приметы и предсказания… Знаю, суеверие -это грех… Стала нервной… плачу… переживаю, что разведемся, что ребенок родится больной…Как медик, понимаю, это вредно для ребеночка… Но справиться сама не могу… Помогите мне, пожалуйста, помолитесь за меня… И подскажите какие лучше молитвы читать, чтобы не быть суеверной и ничего не бояться…

С уважением, Анна.

Ответ:

Здравствуйте Анна.

Причиной ваших страхов является непонимание того, что ничего случайного с человеком произойти не может, Господь никогда не оставляет своего попечения о нас. Помните слова Спасителя: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц» (Мф. 10:29-31). Вам надо суметь положиться на волю Божию, которая всегда блага и служит нашему спасению. Только тогда уйдут ваши пустые страхи и суеверия. Случаются с нами и неприятные события, с точки зрения нашей временной мирской жизни. Но надо твердо помнить, что Господь попускает скорби по одной единственной причине – без этого не спасемся, не сможем познать себя и исцелиться от действия греховных страстей. Таким образом, не надо бояться этого горького лекарства от Бога, это надо пережить, иначе не выздоровеем и не спасемся. Господь никогда не попустит скорбей выше наших сил и не оставит в них без своей помощи. Но и от скорбей нас Господь сколько можно охраняет, зная как мы малодушны и немощны. Св. Иоанн Златоуст пишет: «должно все предоставить Создателю естества нашего и принимать с веселием и великою радостию все, что ни определит Он, и смотреть не на то, чем кажутся вам происшествия, а на то, что угодно Богу. Он, лучше нас зная, что вам полезно, знает и то, как устроить наше спасение» (30 Беседа на книгу Бытия). Когда к вам приходят пустые страхи, читайте следующие молитвы: «Отойди от меня сатана. Господи, да будет воля Твоя!». Можно прочитать 90-й псалом и Символ веры. Только обязательно сначала прочитайте перевод 90-го псалма на современный русский язык, чтобы хорошо понимать его смысл и не относиться к нему как к магическому заклинанию, что нередко сегодня встречается. Сам царь Давид назвал его хвалебным. Помоги вам Господь!

Священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте, батюшка! 5 лет назад моя мать уговорила меня и моего мужа сняться с очереди нуждающихся у улучшении жилищных условий по месту работы мужа (там оставалось ждать 1 год) и постороить большую квартиру вместе с ней, так как у неё подошла очередь и ей нужна была наша семья с маленьким ребёнком, так как она сама льгот не имела…пообещала, что после строительства дома переоформит квартиру на меня, а сама будет жить в своей двухкомнатной квартире с сыном…мы ей поверили и отношения у нас были очень хорошие и дали своё согласие… новый дом был построен и там начался ремонт. я была беременна вторым ребёнком, когда моя мать познакомилась в турпоездке с гражданином другой страны, приехав оттуда она резко изменилась. Мыс семьёй на тот момент были зарегистрированы и проживали у неё в квартире пока шел ремонт во вновь построенном доме. Мама сообщила, что влюбилась, и что нам нужно срочно покинуть помещение…. я только вернулась из роддома с новорожденной дочкой, да и идти пока было некуда—в новом доме был сложный ремонт с перепланировкой…начались ссоры с мамой-она требовала, чтобы мы с мужем и детьми ушли и освободили место—скоро приедет её возлюбенный, пыталась менять замки, я даже милицию вызывала на собственную мать…в итоге муж кое-как создал условия для проживания и мы съехали…прощел год. мать с новым мужем живёт у себя, но стала требовать от нас, чтобы мы выплатили ей стоимость её комнаты в квартире и вообще она от своего обещания переоформлять квартиру отказывается…платить ей нечем.. она с нами теперь судится…Батюшка! Я пытаюсь её простить и у меня получается…на каждой исповеди исповедую грех осуждения своей мамы..чувствую облегчение..но потом, когда узнаю, что будет новый суд, снова о ней плохо думаю.. пыталась с ней помириться—не хочет, как-будто ей выгодно быть с нами в ссоре и портить жизнь, чтобы о неё откупились деньгами. Знает, что у нас нет такой большой суммы, которую она хочет. Батюшка, я постоянно молюсь о её и нашем вразумлении, заказываю молебны о умягчении злых сердец в храме, наши знакомые и близкие тоже за нас молятся..но никто, и особенно её мать-моя бабушка-не понимает, как так можно поступать с родными детьми и внуками.. у меня у самой теперь две дочки (1 годик и 3 годика), тяжело думать о том, как на них может отразиться такое отношение бабушки. Мой муж очень часто ропчет, мол, с кем связался. Эта история отразилась и на наших с мужем отношениях в худшую сторону, муж часто упрекает в том, что я поверила матери и уговорила его строить общую с ней квартиру…Батюшка, столько слов за это время сказано, боли причинено, слёз пролито… а конца не видно…больше нам с семьёй жить негде, но и жить, терпя нападки матери, чтобы дети всё видели, тоже не хочется….может, что подскажете? Спаси Господи!

Ольга.

Ответ:

Здравствуйте Ольга.

Нередко так случается в жизни, что человек из состояния, казалось бы, праведной жизни наполненной покоем и любовью, в короткое мгновение оказывается в пучине бушующих страстей, бед и скорбей. Почему Господь попускает такое? Главная причина в том, чтобы мы познали самих себя, и вышли через такое болезненное хирургическое вмешательство из состояния самообольщения, перестали жить только земным, временным, тленным. Узнали цену этому миру, находящемуся во власти смерти. По своей любви к нам, Господь ставит нас в самые благоприятные, с точки зрения спасения, внешние жизненные обстоятельства. Теперь вам легко увидеть глубину любви между вами, можете ли вы потерпеть, простить, уступить. А, увидев это, от всего сердца помолиться об исцеления своей души. Правда и тут мы больше молимся за ближних, но не по любви к ним, а по уверенности, что это они больны, а я то почти здоров. Я не оправдываю вашу маму, просто и в таких тяжелых обстоятельствах мы не хотим посмотреть на себя. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «На познании и сознании немощи зиждется все здание спасения».

Постарайтесь забыть об упущенных возможностях, вспомните слова Иова: «…наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1, 21) и начните радоваться тому, что у вас есть: мужу, детям и жить любовью к Богу и к ним. Старайтесь понуждать себя жить по заповедям Божьим, т.е. по закону Любви, а увидев свои греховные страсти, каяться. Прп. Марк Подвижник пишет: «Господь для пользы нашей попускает на нас скорби и делает нам чрез то много добра: во-первых чрез это обнаруживаются тайно владеющие нами (злые) мысли, по обнаружении же их, Господь подает нам и смиренномудрие истинное и непритворное, потом дарует нам и избавление от суетного возношения и совершенное открытие всякого таящегося в нас зла. Достоверно знайте, что если мы не переносим постигающих нас скорбей с верою и благодарением, то не можем познать скрытого в нас зла; если же явно не познаем его, то ни настоящих злых помыслов не можем отвергнуть, ни очищения от прежних зол взыскать, ни относительно будущего не можем получить твердой уверенности».

Вернется мир в ваше сердце – устроится и проблема с жильем, и ваши отношения с мамой. Только так, а не на оборот.

Священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте, отец Сергий!

У меня такой вопрос. В этом году я собираюсь хотела ив ВУЗ на бюджет, но не получилось, только на коммерцию. Финансовый достаток семьи, ниже среднего прожиточного минимума, коссерция стоит 60000 руб. Я в отчаянии, как так другие купили экзамены и будут учится свободно, а те кто добросовестно учился тем ничего. И как тут не роптать на Бога? У меня в жизни не все гладко: меня в течение 11 лет одноклассники унижали и руку поднимали, ГОВОРИЛИ,ЧТО Я-НЕ ДЕВУШКА, НИКТО меня не полюбит, мама-инвалид, теперь это. Я у батюшки и благословение брала и молилась, все бесполезно. Почему Бог так устроил? Это Его милость что ли. Трудно мне очень, я не знаю как мне быть, у меня сейчас такое отчаяние…….. Спасибо.

Ника.

Ответ:

Здравствуйте Ника.

Ваше духовное состояние совсем расстроено. Роптание на Бога, осуждение поступивших в ВУЗы и одноклассников, неверие в милосердие Божие совсем закрыли в вашем сердце дверь в Царствие Божие. По человечески понятны ваша скорбь и боль, но нельзя же так себя духовно распускать, на этом жизнь совсем не закончилась. На страшном суде никто не спросит с вас диплома о высшем образовании, хотя, я надеюсь, вы сможете его получить. Милость Божия не в том бывает, чтобы дать нам, как по мановению волшебной палочки, все, что нам покажется хорошим и желанным, а в том, чтобы спасти нас, привести к Себе в Царствие Божие. Приведу вам несколько цитат из святых отцов и Священного писания, подумайте над ними, может быть, они вас ободрят.

В Деяниях святых апостолов ап. Павел после того, как его побили камнями проповедовал: «утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14, 22).

Прп. Марк Подвижник пишет: «Если бы мы старались о смиренномудрии, то не было бы нужды в наказании нас, ибо все злое и скорбное, случающееся с нами, приключается нам за возношение наше. Если на Апостола, чтобы он не превозносился, попущен был ангел сатаны, да пакости ему деет, тем более на нас, когда превознесемся, сам сатана попущен будет попирать нас, пока мы не смиримся».

И еще: «Господь для пользы нашей попускает на нас скорби и делает нам чрез то много добра: во-первых чрез это обнаруживаются тайно владеющие нами (злые) мысли, по обнаружении же их, Господь подает нам и смиренномудрие истинное и непритворное, потом дарует нам и избавление от суетного возношения и совершенное открытие всякого таящегося в нас зла. Достоверно знайте, что если мы не переносим постигающих нас скорбей с верою и благодарением, то не можем познать скрытого в нас зла; если же явно не познаем его, то ни настоящих злых помыслов не можем отвергнуть, ни очищения от прежних зол взыскать, ни относительно будущего не можем получить твердой уверенности».

Преподобный Макарий Оптинский говорит: «Только опасайся ропота и малодушия, ибо через них те же самые скорби тяжелее бывают».

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «И так должно все предоставить Создателю естества нашего и принимать с веселием и великой радостью все, что ни определит Он, и смотреть не на то, чем кажутся нам происшествия, а на то, что так угодно Богу. Ибо Он, лучше нас зная, что нам полезно, знает и то, как устроить наше спасение» (Беседа XXX на книгу Бытия).

И еще в пример одну историю из Троицких листков с «Луга духовного» (с. 64): «В городе Калуге жила одна вдова, которая имела большое усердие к Калужской иконе Божией Матери. Утешением вдовы была единственная дочь, отроковица 12 лет. Внезапно девочка заболела и умерла. Несчастная женщина, обезумевшая от горя, пришла в собор и здесь у образа Божией Матери начала свою безумную молитву: «Я всегда Тебе молилась, Матерь Божия, всегда чтила Твой образ, но Ты, невзирая на мое усердие, лишила меня единственной радости и утешения. Ты не спасла мою дочь от смерти». И затем осыпала Божию Матерь упреками, называя Ее немилосердной и жестокосердной. У образа Божией Матери женщина впала в какое-то бессознательное состояние, в котором увидела лучезарно сияющую Царицу Небесную. Божия Матерь обратилась к ней с такими словами: «Неразумная жена! Я всегда слышала твои молитвы о дочери и умолила Сына и Бога Моего, чтобы Он взял ее чистой в лик девственниц. Она вечно восхваляла бы имя Господне с другими, подобными ей, но ты воспротивилась этому. Да будет же по-твоему. Иди, дочь твоя жива…» После этих слов женщина очнулась и направилась домой. Дочь ее уже лежала в гробу, готовая к погребению. Но вдруг неожиданно для всех щеки ее покрылись румянцем. Послышался глубокий вздох, и отроковица живая поднялась из гроба. Радости матери не было конца. Но счастье было непродолжительным. Выросшая девица повела разгульную и порочную жизнь. Для матери она стала не утешением, а большим несчастьем. Она била мать, бранила и всячески издевалась над ней, причиняя ей слезные обиды. Так страшно и опасно не подчиняться воле Божией».

Ефрем Сирин ободряет нас словами: «Бог не допускает душе, уповающей на Него и терпеливой, быть искушаемою в такой мере, чтобы дойти ей до отчаяния, то есть впасть в такие искушения и скорби, которых не может она перенести (1 Кор. 10, 13). И лукавый не в такой мере искушает душу и тяготит ее скорбью, в какой хочет, но в какой попущено ему Богом. Пусть только душа переносит все мужественно, держась упования по вере и ожидая от Бога помощи и упования; и невозможно, чтобы она была оставлена».

Священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте, батюшка!

Очень хочется поделится с Вами о наболевшем. Сама я православная, крещёная, считаю Православие Истиной. Но редко бываю в Церкви, не участвую в церковных таинствах, меня не тянет на изучение писаний Святых Отцов и других Писаний, но при этом я больше всего на Свете люблю Бога. Не думаю о своих грехах, не мечтаю о спасении. А говорю так, если я спасусь, Спасибо Тебе, Господь, не спасусь, значит такова Твоя воля! Но меньше любить от этого Тебя не перестану, потому что Ты никогда не бываешь неправ. Часто уважаемые и дорогие батюшки рекомендуют мне почитать ту, или иную литературу, но в связи с некоторыми проблемами со здоровьем, много не начитаю и мучаю Вас своими вопросами.

И вот я хочу Вас спросить:

1. Наверное не правильно я живу, не имею право называть себя христианкой, если у меня нет тяги к Церкви, могу ли я продолжать так жить дальше, всем сердцем, душой и разумением веря и любя Господа? Достаточно ли так?

2. Грешу ли я если одновременно я считаю Троицу Единосущной и Нераздельной и все 3 Ипостаси равны между Собой и одновременно, у меня Первый Отец, Второй Сын, Третий Дух Святой? Вот как-то так получилось донести до Вас свою мысль и ощущения, очень надеюсь, что Вы меня поняли. Всего Вам самого доброго! Спаси и сохрани Вас Господь!

Юлия.

Ответ:

Здравствуйте Юлия.

Да, вы действительно живете неправильно и во многом заблуждаетесь и самообольщаетесь. Прежде всего в том, что вы любите Бога. Что сам Господь подразумевает под любовью к нему? «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам». Если в сердце человека есть любовь к Богу, то непременно это будет выражаться в его стремлении жить по заповедям Божиим и в этом случае он будет от всего сердца желать молиться, каяться и причащаться Святых Христовых Таин, т.е. жить полноценной церковной жизнью. Симеон Новый Богослов пишет: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи», т.е. человек начинает видеть, что сам по себе без помощи Спасителя не может жить по Его заповедям, по закону любви. И только тогда он и начинает искать этой помощи Божией в церковной жизни и таинствах.

Что касается вашего второго вопроса, то умом постигнуть тайну Святой Троицы во всей полноте невозможно, и то, что с вами происходит – это, скорее всего, не грех, а просто естественное для психологии человека восприятие лиц Святой Троицы.

Просите Господа Бога о даровании вам покаяния. Постарайтесь приготовиться к исповеди и приступить к ней. Помните, что не бывает спасения от Бога без желания самого человека спастись и трудов, через которые выражается это желание. Свт. Игнатий Брянчанинов пишет: «По непреложному закону подвижничества обильное сознание и ощущение своей греховности, даруемое Божественной благодатию, предшествует всем прочим благодатным дарам» и прп. Петр Дамаскин говорит: «ум начинает видеть свои согрешения — как песок морской, и это есть начало просвещения души и знак ее здоровья. И просто: душа делается сокрушенною и сердце смиренным и считает себя по истине ниже всех и начинает познавать благодеяния Божии… и собственные недостатки».

Священник Сергий Демьянов.

Добрый день!

Моя личная жизнь не складывается. Уже очень хочется иметь семью и детей, а все никак. Подскажите, может есть икона, какой нужно молиться или есть священное место, куда можно поехать и помолиться.

Юлия.

Ответ:

Здравствуйте Юлия.

Помолиться об обретении семьи и рождении детей можно, например, святым благоверному князю Петру и княгини Февронии, их мощи находятся в городе Муроме в Свято-Троицком женском монастыре. Прочтите их житие, начните на домашней молитве просить у них помощи, можно почитать им акафист, можно съездить в паломническую поездку к мощам святых.

Но обращаясь в молитве к Господу Богу и Его святым угодникам постарайтесь помнить, что не все, чего нам хочется, будет нам на пользу, даже казалось бы в таких благих намерениях для женщины, как создать свою семью. Господь – это любящий нас Отец Небесный, поэтому дает нам только то, что нам на пользу, только то, что не помешает, а будет способствовать нашему спасению. Это называется промыслом Божиим о нас. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «И так должно все предоставить Создателю естества нашего и принимать с веселием и великой радостью все, что ни определит Он, и смотреть не на то, чем кажутся нам происшествия, а на то, что так угодно Богу. Ибо Он, лучше нас зная, что нам полезно, знает и то, как устроить наше спасение» (Беседа XXX на книгу Бытия). Я об этом написал для того, чтобы предостеречь вас от серьезной ошибки, чтобы ваше прошение о создании семьи не стало требованием к Богу, и это ваше желание не стало бы единственной целью вашей жизни. Обязательно прибавляйте в конце молитвы слова «если это полезно мне» и «Господи, не как я хочу, но как Ты. Да будет воля Твоя, Ты сам знаешь что лучше для меня».

Господь Иисус Христос говорит нам в Нагорной проповеди, открывая смысл нашей земной жизни: «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам « (Мф 6, 31-33). А игумен Никон Воробьев в одном из писем так говорит нам о смысле жизни: «Земная жизнь дана не для наслаждения, а для познания себя и Бога. Человек в течение земной жизни должен решительно, невозвратно определить себя к добру или злу, к Богу или диаволу. Ищущий Бога и правды Его – найдет Бога и новую жизнь здесь, на земле, в начатке, а после смерти – во всей полноте. Эгоист, ищущий на земле только наслаждений – найдет диавола, и после смерти, как единодушный ему, – пойдет в царство диавола, во ад, в общество законченных эгоистов и злодеев. В наших руках наша будущая судьба…».

Когда человек начинает стараться вести правильную духовную жизнь, созидать Царствие Божие в своем сердце посредством соблюдения заповедей Божиих и разрушать царство ада, которое, к сожалению, тоже есть в нашем сердце, посредством покаяния, то все внешние жизненные обстоятельства, независящие от нас, начинают устраиваться самым благоприятным для нас образом, в том числе, это и касается вопроса замужества и рождения детей. С этого и надо начинать.

Священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте!

Подскажите, пожалуйста, сейчас в интернете существует множество молитв на удачу, везение в жизни. Они правдивы, или это так просто написанные лжемолитвы?

Владислав.

Ответ:

Здравствуйте Владислав.

Те молитвы «на удачу и везение», которые вы встречаете в интернете действительно лучше называть лжемолитвами. Почему? Удача и везение подразумевают получение каких-то благ человеком просто так, без всякаго труда, не по правде. Бог – есть Истина и все, что дается от Бога никак не может сопутствовать с ложью. Все, что не зависит в жизни от нас, не есть случайность, но от Бога. Господь окружает своим попечением каждого человека, живущего на земле, и это называется промыслом Божиим о человеке. Этот промысел всегда благ, т.е. Господь посылает нам такие внешние обстоятельства нашей жизни, которые максимально благопоспешны нашему спасению. В Евангелии указывается четкий и единственный путь правильной жизни, при котором Господь берет все попечение о наших нуждах в Свои руки. «И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, — не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело — одежды. Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть? Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем? Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры! Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам» (Лк 12, 22-31). «Не заботьтесь» не правильно понимать как «не трудитесь», это означает – не прилагайте своего сердца к земным попечениям, не имейте к земному пристрастного отношения, излишней привязанности.

Священник Сергий Демьянов.

Добрый день!

Благословит вас наш Господь Иисус! Я хотел узнать у вас следующее. Почему в Православной вере деву Марию называют «Божьей матерью», если Иисус Христос никогда не называл ее своей мамой, а всегда обращался к ней женщина? (Лк.11:27-28; Мк.3:32-35; Ин.2:4; Ин.19:26-27) И еще, зачем предписывать умершим святым людям свойства Бога? Ведь у Бога есть свойства, которые никогда не были и не будут у людей. Это вездесущность, всеведение, всемогущество и т.д. Но по православному учению эти свойства приписываются «святым». Например, чтобы молиться например Николаю Чудотворцу или деве Марии я должен буду думать, что они рядом и слышат молитву, так должны думать и много миллионов людей которые им молятся! Это значит, что они всемогущие и всезнающие! Но только Бог может слышать все молитвы, потому, что Он существует вне времени и пространства, и вне материи!

Алексей.

Ответ:

Здравствуйте Алексей.

То, что Дева Мария являлась Матерью Господа Иисуса Христа, т.е. Божией Матерью, есть достаточно очевидный факт для любого человека, который читал Евангельские тексты не предвзято. Например, обратимся к благовестию архангела Гавриила, обращенное к Марии: «И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк 1, 31). Сложно спорить с тем фактом, что во всем мире женщину, родившую ребенка, называют его матерью. Как Мать Господа Иисуса Христа, она фигурирует и в других Евангельских текстах, например, «На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте…» (Ин 2, 1-5). И подобных места, где евангелисты называют Ее Матерью Иисуса, немало. Непонятно о чем тут спорить? То, что мы не находим в Евангелие в устах Спасителя слово «мама» в обращении к Деве Марии, совсем не означает, что Он не считал Ее Своей Матерью.

Почитая святых угодников Божиих, т.е. тех наших старших братьев во Христе, которые по мнению Церкви обрели спасение и прославлены Господом, православная церковь совсем не наделяет их качествами действительно присущими только Богу – вездесущность, всеведение, всемогущество и т.д. Даже здесь, на земле, чтобы общаться друг с другом и оказать помощь и поддержку совсем не обязательно быть рядом друг с другом. Вы что, никому ни разу не звонили по телефону? А рассуждать о свойствах мира метафизического (т.е. находящегося вне нашего физического мира), о возможностях, открывающихся в нем, дело совсем неблагодарное и бессмысленное. На вопрос почему православные молятся Марии и различным святым иером. Иов (Гумеров) дает точный и лаконичный ответ: «В Священном Писании читаем: «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Мф.10.1). И еще: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин.14:12). Как видим, Господь дал истинно верующим власть творить чудеса (исцелять болезни, изгонять нечистых духов). На этом основано наше молитвенное обращение к Божией Матери и святым, которые обладают совершенной верой и силой Божией творят чудеса. Если человек оставит начетничество, и, вырвавшись из плена узких, предвзятых воззрений, в трудных обстоятельствах будет молитвенно обращаться к Матери Божией и ко св.угодникам, он получит благодатный опыт помощи, который не нуждается в теоретических обоснованиях».

Священник Сергий Демьянов.

Добрый день!

Да хранит Вас Господь, отец Сергий. Простите, вопросы мои, наверное, очень формальные, но не дают покоя. Скажите, Батюшка, 1.За несколько лет накопилось много газет православных изданий ,использовать их для растопки печи допустимо? 2. В доме много приобретенных в поездках икон Богородицы и Святых.Только сейчас понимаю,что не стоило столько покупать! Можно ли их передать верующим людям? Как об этом думаю, возникает чувство вины и мучает вопрос: если отдам икону — грех,вместе с тем помолиться перед каждым образом не успеваю.И чувствую себя предателем. Простите меня.

Людмила.

Ответ:

Здравствуйте Людмила.

Если православные газеты еще могут представлять для кого-нибудь интерес с духовной точки зрения, то лучше их передать этим людям (например, послать посылку в исправительно-трудовые учреждения, там где есть православные общины). Если они совсем старые, то лучше их сжечь, т.е. можно использовать и для растопки печи.

Передать иконы, которыми вы не пользуетесь другим людям – это правильное решение, в этом нет греха. Грех был, когда покупали излишнее. Если иконы потеряли свой вид, и никому их нельзя уже передать, то их тоже лучше сжечь.

Священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте, батюшка!

Объясните, пожалуйста, правильно ли совершение сорокоуста о здравии? Много разной информации по этому поводу: одни рекомендуют, другие опровергают, ссылаясь, что существует сорокоуст об упокоении, а сорокоуст о здравии — это лжемолитва. И ещё вопрос: чем помочь семье, если не ладятся совсем финансовые вопросы, кругом долги и проблемы со здоровьем? Слышала также об охранном поясе «Живый в помощи». Батюшка, что Вы можете посоветовать? Спасибо.

Олеся.

Ответ:

Здравствуйте Олеся.

Простите, пожалуйста, что долго не мог ответить на ваш вопрос. Слово сорокоуст означает сорокадневное поминание. Изначально, сорокоусты заказывались только об упокоении усопшего. Сорок дней было выбрано в связи с тем, что по церковному преданию на сороковой день душа усопшего завершает прохождение мытарств и по первому суду Божиему определяется предварительная участь человека. В эти дни требуется особая молитвенная помощь усопшим. Но в современной практике, стали заказывать и сорокадневные поминания на литургии (т.е. сорокоусты) и о здравии людей. Ничего крамольного и «лжемолитвенного» в этом нет, если есть нужда, почему бы сугубо не помолиться об этом в течение сорока дней, ведь и, например, Великий пост у нас тоже сорокадневный.

На вторую часть вашего вопроса могу посоветовать вам прежде всего не искать каких-то особых «молитв-заклинаний» и палочки-выручалочки – пояса, которые решат ваши проблемы. Марк Подвижник пишет: «Все злое и скорбное приключается нам за возношение наше». Таким образом, во-первых, причина моих страданий – не вне меня, а внутри меня, это мой грех, который меня разрушает, причиняет боль, страдания, лишает мира. Во-вторых, греховные поступки окружающих нас людей не смогут повредить мне, если в сердце будет мир Христов, если в ответ на них не вспыхнет самолюбие, осуждение, гнев и злоба. Чтобы справиться со скорбями, которые окружили вас, необходимо начать бороться со своими греховными страстями и путь этой борьбы один – понуждение себя жить по заповедям Божиим, молитвенное покаяние и воздержание от всего того, что мешает нормальной духовной жизни. Заглянув внутрь себя, увидев нечистоту своего сердца, постарайтесь надолго не откладывая подготовиться к исповеди. Как это сделать вы можете прочитать на нашем сайте http://www.xrampg.obninsk.ru/podgotovka_k_tainstvam.htm .

С уважением,
священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте, батюшка!

Я где-то слышала, что «где нет любви, там нет истины» правда ли это?

Анна.

Ответ:

Здравствуйте Анна.

Да, это несомненная правда. Любовь и Истина – это имена Божии, открытые нам Господом Иисусом Христом. «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть Любовь» (1 Ин 4, 8). «Иисус сказал ему: Я есмь Путь и Истина и Жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин 14, 6). Поэтому там, где нет стремления к любви, действительно не может быть истины. О происхождении этой фразы интересно в ответе на вопрос объяснил о. Иов (Гумеров) http://www.pravoslavie.ru/answers/7081.htm. Ниже приводим этот текст.

Вопрос:

«Здравствуйте, расскажите, пожалуйста, происхождение фразы: «Нет истины там, где нет любви», – и как ее правильно понимать».

Настя.

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Эти слова были высказаны А.С. Пушкиным в заметке «Александр Радищев», посвященной его книге «Путешествие из Петербурга в Москву»: «Все прочли его книгу и забыли ее, несмотря на то, что в ней есть несколько благоразумных мыслей, несколько благонамеренных предположений, которые не имели никакой нужды быть облечены в бранчивые и напыщенные выражения и незаконно тиснуты в станках тайной типографии, с примесью пошлого и преступного пустословия. Они принесли бы истинную пользу, будучи представлены с большей искренностию и благоволением; ибо нет убедительности в поношениях, и нет истины, где нет любви. 3 апреля 1836 г. СПб.» (ПСС, т.7, Л., 1978. С. 246).

Гениальный поэт поэтической интуицией приблизился к библейскому пониманию этой темы. Древнееврейское слово эмэт (истина) этимологически связано со словом эмуна. Оба они означают также веру и верность, которые, в свою очередь, находятся в тесной связи с понятиями милость и праведность. Эти важнейшие добродетели, в свою очередь, являются гранями и проявлениями царицы добродетелей – любви. В Священном Писании понятие истина часто передается словом свет, а ложь и неведение – словом тьма. Не имеющий любви, не имеет и истины. Все, что основано на гордыне, самомнении, злобе, предвзятости, холодном расчете и эгоизме, искажает внутренний взор и не приводит к истине. Об этом говорит святой апостол Иоанн Богослов: Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза (1 Ин. 2: 9–11).

С уважением,
священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте, уважаемый отец Сергий.

Мне совершенно непонятно как можно одновременно развить в себе любовь и страх к Богу. Там где есть любовь, нет места страху, во всяком случае, в нашей земной жизни.

С большим уважением к Вам, Ольга.

Ответ:

Здравствуйте Ольга.

Я думаю, Вы не совсем правы, что в нашей земной жизни любовь и страх – это несовместимые понятия. Если два человека любят друг друга, то они стремятся к единению во всем и, естественно, боятся чем-то обидеть любимого, доставить ему какую-то боль, чем-то оскорбить его, не понравиться чем-то, быть недостойным любви другого и вообще потерять любовь. В этом смысле, Церковь говорит и о страхе Божием. Это страх согрешить, но не из-за наказания, а из-за боязни оскверниться грехом, оскорбить Господа Бога и стать недостойным любви Божией, но, прежде всего, мой грех убивает в моем сердце любовь к Богу. Вспомните, после грехопадения Адам и Ева начали сами прятаться от Бога. И, вообще, обрести любовь к Богу можно только очистив свое сердце от греховных страстей, что невозможно сделать без страха Божия. Григорий Богослов пишет: «Где страх Божий, там соблюдение заповедей; где соблюдение заповедей, там очищение плоти — этого облака, омрачающего душу и препятствующего ей ясно видеть Божественный луч. Но где очищение, там озарение, озарение же есть исполнение желания для стремящихся к предметам высочайшим или к Высочайшему, Тому, кто выше всего высокого». У Иоанна Златоустого находим: Страх Божий составляет истинное блаженство («Беседа на псалом 111»), потому что обретение страха Божия – это начало обретения любви к Господу Богу.

С уважением,
священник Сергий Демьянов.

Отец Сергий, здравствуйте!

Хотелось бы узнать, чей ребёнок, т.е. кому принадлежит душа ребёнка или человека, не обращенного ни в какое вероисповедание? Ведь Ангел-Хранитель при рождении дается?

С большим уважением к вам. Нина.

Ответ:

Здравствуйте Нина.

Душа человека принадлежит, прежде всего, самому человеку. Человек сотворен по образу и подобию Божиему и одним из свойств этого образа и подобия является свобода, которой во всей полноте, неотъемлемо наделен человек. И в его воле соединить свою душу с Богом или с миром падших духов. Грехопадение человека, т.е. отпадение его от Бога повредило нашу природу, рабство греховным страстям во многом связала нашу свободу, но не потому, что кто-то нас поработил, а потому, что мы сами, вольно, свободно предали себя в рабство греху. Но даже в таком состоянии, человек волен во всей полноте вернуть себе свободу через соединение с Господом Иисусом Христом «… если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными… Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин 8, 31-32, 36). Ангел Хранитель дается человеку в Таинстве Крещения, о его даровании мы молимся при совершении этого Таинства. Но Ангел Хранитель является только помощником в деле спасения человека. Человек, далекий от христианской веры, тоже имеет определенную меру свободы. Если творит злые дела, то соединяется с духами злобы и все в большей мере становится их невольником, если творит дела добра, милосердия и любви, то приближается к Богу.

С уважением,
священник Сергий Демьянов
.

Здравствуйте батюшка.

Правильно ли я поступлю, если на день Ангела для причастия я сниму своего сына со школы?

Наталья.

Ответ:

Здравствуйте Наталья.

Если в дни больших праздников, к которым, несомненно, можно отнести и свои именины есть возможность без большого ущерба для работ или учебы быть в храме на службе, то, конечно, нужно идти в храм. В духе, здесь нет греха ненадлежащего исполнения своих обязанностей, потому что заповедь Божия о празднике больше заповеди человеческой о работе. Если же Ваше отсутствие повредит учебе или работе, или интересам коллектива людей, то в этом случае лучше подчиниться начальствующим и идти на работу. Нехорошо, если плодом посещения храма станет конфликт на работе или в школе.

Очень хорошо, что Вы с детства приучаете своего сына почитать праздники Божии.

С уважением,
священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте, отец Сергий!

Как смотрит Церковь на смену одной религии на христианство? Не будет ли это грехом?

Дина.

Ответ:

Здравствуйте Дина.

Я сам христианин, более того, православный священник, потому что верую, что православное христианство – единственная правильная вера, которая может соединить человека с Богом и спасти от рабства греху. Бог один, но и правая вера может быть только одна: та, которая содержит правильное учение о Боге и имеет правильное Его почитание. Что отличает одну религию от другой? Каждое религиозное направление отличается одно от другого, прежде всего, ответом на вопрос о спасении, т.е. как правильно устроить свою духовную жизнь, чтобы воссоединиться с Богом. И если Вы веруете, что Христос – есть истинный Бог и Спаситель мира, то, принимая святое крещение, Вы делаете шаг навстречу Богу. Грех – это противление воли Божией, поэтому, принимая христианство, т.е. делая шаг на встречу Богу, Вы не совершите греха, даже меняя одну религию на другую.

С уважением,
священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте, прот. Сергий!

Я пытаюсь найти себя в жизни. У меня в голове вот какие вопросы:

1. Что такое настоящие человеческие отношения?
2. Как определить, что человек духовно развивается?
3. Где «золотая нить» между материальным и духовным?
4. Что является самым главным в жизни человека?
5. Как достичь настоящей любви к Господу?
6. Если в трудных ситуациях я обижаюсь на происходящее, значит ли, что я не понимаю милости Господа?
7. Что можно подсказать, если понимаешь, что молитва необходима, читаешь… а через некоторое время трудно продолжать. Нет «вкуса». (Это-то и стыдно).

С уважением, Алена.

Ответ:

Здравствуйте Алена.

1. Что такое настоящие человеческие отношения?

Настоящим (т.е. существующим, сущим) в нашем мире является только то, что от Бога и пребывает в Боге, потому что Сущим является только Бог. Поэтому, настоящими можно назвать только те отношения между людьми, которые от Бога и строятся по Богу. О том, как относиться друг к другу по Богу можно найти, например, в Евангелие от Иоанна (13, 34): «Заповедь новую даю Вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга», т.е. настоящими человеческими отношениями можно назвать только отношения любви. Но, конечно же, не в современном применении этого слова, а в Евангельском понимании любви: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». (1 Кор, 1-8)

По этому вопросу, для понимания последней цитаты, могу посоветовать Вам почитать журнал «Фома» № 12(56) за 2007 год.

2. Как определить, что человек духовно развивается?

Чтобы понять значения слов «человек духовно развивается» давайте определим что такое духовная жизнь. Синоним этих слов – религиозная жизнь человека. Слово религия происходит от латинского religion, которое в переводе означает «соединять», или «воссоединять», значит, под религиозной жизнью человека следует понимать такой образ жизни, который воссоединяет человека с Богом. И чтобы понять развивается ли духовно человек, необходимо увидеть приближается ли человек к Богу. Духовными плодами приближения к Богу являются, прежде всего, покаяние, умерщвление греховных страстей, смирение. Человек, приближающийся к Богу, который есть Свет, трезво и ясно начинает различать свои греховные немощи, старается противостоять им. Через это рождается понимание того, что я упал ниже всех и спасусь только милосердием Божиим. Отсюда приходят жажда богообщения и невозможность осуждения другого за его немощи, ведь я упал ниже всех. При этом здесь не может быть ни капли уныния, ведь мы уповаем на милосердие Божие, верим, что Господь освободил нас от рабства греха, помним о жизни будущего века.

По этому вопросу могу посоветовать почитать следующую литературу:


Жан–Клод Ларше «Старец Сергий»
Схиигумен Иоанн (Алексеев) «Загляни в свое сердце. Письма Валаамского старца»
Игумен Никон Воробьев «Нам оставлено покаяние».
«Игуменья Арсения. Жизнеописание. Письма к П.А.Брянчанинову и другим лицам»

3. Где «золотая нить» между материальным и духовным?

Человек – это творение Божие, которое имеет душу и материальное тело, т.е. существо одновременно и материальное, и духовное. Тело человеческое – это не человек, и душа человеческая – это не человек. Человек – это соединение души и тела. Поэтому, всегда у любого человека, несомненно, будут и духовные, и материальные потребности. Но, не тело животворит душу, а душа тело, поэтому духовные потребности важнее материальных. Более того, после грехопадения человека, окружающий нас мир обречен на смерть, после второго пришествия Господа Иисуса Христа весь мир будет обновлен. В откровении Иоанна Богослова читаем: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали…» (Апок 21, 1). Поэтому то, что останется после нас здесь на земле не перейдет в вечность. Значит, наши материальные творения не имеют большого значения, ибо не вечны. И после смерти, когда душа отделится от тела, хотя и имеет тонкую материальную оболочку, но ничего земного взять с собой не может. Отсюда и ответ о «золотой нити». В материальном плане каждому нужно стремиться иметь не более того, что нужно для нашего тела, здоровья, для нашей семьи, для общины людей, в которой мы живем. Псалмопевец Давид восклицает: «Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой. Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета — всякий человек живущий. Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то» (Псалт 38, 5-7). «Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается: ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его» (Псалт 48, 17-18). Духовное богатство для нас гораздо важнее, ибо его наличие, или отсутствие определяет нашу участь в пакибытии, в жизни будущего века. Любые материальные излишества начинают всегда отягощать человека. Облагают его чрезмерными заботами, суетливостью, страхами, в конечном счете, порабощая его. Все же необходимое для земной жизни человека, Господь Сам предусмотрел для нас (промысел Божий о всей живой твари на земле). Когда человек во главу угла ставит свои духовные нужды, Он Сам является первым помощником в наших насущных заботах и трудах. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6, 24-33). В идеале, человек должен жить как пришелец здесь на земле, подобно постояльцу в гостинице, которому завтра съезжать, или пассажиру в автобусе. Если будет слишком много вещей, то очень сложно будет сойти вовремя на нужной остановке. К сожалению, мало кто из нас может похвастаться, что реализовал это в своей жизни. Мы порабощены многозаботливостью и суетой в ущерб поисков Царствия Божия, но в меру сил нужно стараться освобождать себя для духовной жизни. Нужно, несомненно, стремиться, чтобы оставалось время для молитвы домашней и посещения храма, для чтения духовной литературы. Надо стараться, чтобы материальные стремления не отвергали нас от добродетельного жития и дел милосердия.

4. Что является самым главным в жизни человека?

Практически такой же вопрос в свое время задал один книжник Господу Иисусу Христу. Только вместо слов «главным в жизни», он спросил о главной заповеди, что по сути одно и тоже. «Один из книжников … подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его» (Мк 12, 28-34).

Из ответа Иисуса Христа, становится ясно, что главное в жизни – суметь в своем сердце возжечь любовь к Господу Богу и к людям, которые живут вокруг нас. Т.е. главное – научиться любить, и главное в жизни – любовь. Человек обретает счастье в жизни только в любви – в любви к Отцу Небесному; в любви ребенка к родителям, братьям и сестрам; в товарищеской любви; в любви юноши и девушки; в супружеской любви; в родительской любви. Человек счастлив, когда он любит и любим. Никто и ничто не помешает нам научиться любить, если сами к этому будем стремиться, в борьбе с греховными страстями. Быть любимым, т.е. встретить в жизни любовь окружающих нас людей далеко не всегда удается, но этого Господь нам и не обещал от человеков и сполна воздает ищущему любви Самого Себя, ведь Бог есть Любовь «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Иоан. 4, 7-8).

5. Как достичь настоящей любви к Господу?

Любовь ко Господу – это верх духовного совершенства в духовной жизни человека. Его достигают немногие. Чаще всего мы можем только обрести искры такой любви в нашем сердце, потому что омрачаем любовь своими греховными страстями. Ответ на Ваш вопрос, как и в прошлом вопросе, можно найти в словах Спасителя одному юноше, который обратился к нему с подобным вопросом. «И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф 19, 16-26). Соблюдение заповедей Божиих не может сделать человека совершенным. Можно стараться соблюдать заповеди Божии и не любить самого Бога, как, впрочем, и оказалось с фарисеями. Совершенным человека может сделать только дар любви к Богу, который можно стяжать только отрекшись (не имея привязанности) от всего земного. Во всей полноте это удел истинных монахов духовно умирающих для мира, и посвящающих свою жизнь во всей полноте Христу. Для нас, живущих в миру, действенной реализацией слов Спасителя «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» будет милосердие к ближним и непривязанность к мирским благам (Бог дал, Слава Богу! Бог взял, Слава Богу за все!) и, главное, исполнение заповеди «следуй за Мною».

6. Если в трудных ситуациях я обижаюсь на происходящее, значит ли, что я не понимаю милости Господа?

Обида на жизненные ситуации возникает из нашей самости. Проявления нашего эгоизма – «Случилось ни как я хотел!». Несмирения пред волей Божией о себе, которая проистекает из отсутствия покаяния, невидиния своих грехов, прельщения, мнения о себе. «Я так все хорошо (правильно сделал), а тут…». Т.е. я хороший и совсем не за что терплю скорби. А Господь, действительно, милосерд к нам, когда дает нам почувствовать боль при нашем неправильном (пагубном) поведении. Это хорошо растолковывает А.И. Осипов в ответах на вопросы на сайте «Русская неделя» http://russned.ru/stats/1617 :

«Какова связь между страстями и страданиями?»

Даже этимологически слово «страсть» связано со «страданием». Поэтому ваш вопрос равносилен такому: «Какова связь между мучением и страданием?» А связь простая: когда человек осуждает, он уже страдает. Я страдаю, когда я завидую, ненавижу. Когда объедаюсь, мой бедный живот страдает и кричит: «Не могу больше, помилуй меня!» А я отвечаю: «Погоди, вот это блюдо очень вкусное. Я тебе еще сейчас положу, голубчик, и не плачь». Так что связь очень прямая. Хотя есть вещи и менее очевидные. Но не будем же мы настолько слепы, чтобы жить (ощущать) только кожей. Когда я внутри себя лукавлю, лицемерю, осуждаю кого-то, я нарушаю закон человеческого бытия. А любое нарушение закона чревато страданием. Грех есть страдание. Поэтому ради собственного блага нужно избегать греха.

«Если от действия грехов явных, таких, как пьянство или блуд, появляется скорбь, то является ли она очистительной скорбью, о которой пишут святые Отцы и Священное Писание. Смиряет ли грех?»

Появление скорби – естественное следствие греха. Если кто-то идет босиком по лесу и вдруг наступил на сосновую шишку, то он может подскочить от боли. Эта боль естественная, но не очистительная. Боль является предупреждением человеку: — Не делай так. Как было бы ужасно, если бы не было боли, и беда, когда боль уходит. Пока ухо чувствует мороз, еще ничего не потеряно, но беда, когда оно мороз чувствовать перестало, можно остаться без уха. Вот что такое скорбь, которая проистекает в силу греха. Эта скорбь является благим действием для живого организма: я должен обратить на нее внимание и прекратить действие, приносящее мне страдание. Это сигнал: ухо защипало — нужно немедленно растереть его или укрыть шапкой. Так и при совершении греха. Христианство отличается от других религий тем, что предлагает бесценное средство: тут же покаяться перед Богом, то есть измениться. Покаяние по-гречески «metanoia», то есть «изменение». Под покаянием разумеется изменение моего отношения к тому, что я сделал. Если хотите, это есть прямая ненависть ко греху. Без нее покаяние остается пустым звуком. Исповедь со стороны священника, если он не понимает сути покаяния, может превратиться в допрос, а со стороны исповедующегося — в отчет о проделанных грехах.

Нужно именно покаяние, и священник может в этом деликатно помочь. Почему я говорю об этом? Однажды после исповеди у одного батюшки женщина сказала: «Слава Богу, что я не девушка, а то бы вышла после этой исповеди развращенной». Я спросил ее, в чем дело. Она говорит: «Он о таких грехах мерзких меня расспрашивал, о которых я в жизни своей никогда не слыхивала». Это не исповедь, это значит испачкать человека, грязью его облить. Поэтому осторожность должна быть с обеих сторон: и священника, чтобы не осквернить душу, не подать ей дурные и отвратительные мысли, и стороны кающегося должна быть попытка ото всей души перед Богом каяться, не вдаваясь в детали и подробности, особенно когда это связано с грехами телесными. И завести себе привычку: как только согрешил, например, обманул ближнего, тут же немедленно искренне попросить прощения у Бога, и если есть возможность, — то и у обманутого. Вот это будет покаяние, исцеляющее и очищающее человека. Христианство дает бесценное средство излечения раны, а где они не исцелены, начинается воспаление и загнивание. Вот чего нужно бояться как огня. Это гниение проявляет себя таким образом, что страсти начинают развиваться с огромной силой, и далее, по слову Иоанна Лествичника, у человека может наступить «окамененное нечувствие», то есть теряется чувствительность, совесть перестает говорить. Это ужасно, и поэтому Отцы советуют каяться немедленно, как только опомнился. А потом покаяться и пред священником.

7. Что можно подсказать, если понимаешь, что молитва необходима, читаешь… а через некоторое время трудно продолжать. Нет «вкуса». (Это-то и стыдно).

Во всей полноте, Вы найдете ответ на свой вопрос, прочитав небольшую книгу Жана–Клода Ларше «Старец Сергий». Ниже приводится подробная цитата из этой книги из раздела «Учение», подраздел «О молитве», которая взята на сайте http://russned.ru/stats/1405 .

В учении старца Сергия о молитве самой отличительной чертой его является мысль о том, что молитва жизненно необходима. Порой он говорил, что она является пищей и жизнью для души. Но его излюбленной формулировкой, которую он повторял многократно, была такая: «молитва — дыхание души». Это означало: она настолько же важна для жизни души, насколько физиологическое дыхание важно для поддержания жизни в теле. Как человек биологически умирает, если перестает дышать, так же он умирает духовно, если дышать перестает его душа. Только наше падшее состояние и наши страсти не дают нам замечать этот вполне реальный факт. Невозможно себе представить, чтобы человек довел себя до биологической смерти, добровольно отказавшись дышать, — так же невозможно вообразить, чтобы человек лишил себя духовной жизни, отказавшись или прекратив молиться.

Из этого следует, что молитва, как вопрос жизни и смерти для человека, должна быть непрестанной, постоянной, а сам человек должен молиться, чего бы ему это ни стоило, ибо любая поблажка в этом деле может стоить ему жизни.

Молитва не должна зависеть от нашего желания или вдохновения. Мы дышим не по своей воле — так и молитва не должна соотноситься с нашим желанием, но должна восприниматься нами как насущная потребность, в которой мы не воКак смотрит Церковь на смену одной религии на христианство? Не будет ли это грехом? льны выбирать. Она должна стать для нас абсолютной нормой, которая не подлежит обсуждению и должна соблюдаться безусловно. Отсутствие желания молиться — это тяжкий грех, оно свидетельствует о том, что мы грешны, в чем и должны просить у Бога прощения.

Сложность при этом заключается в том, что, в отличие от телесного дыхания, молитва не самопроизвольна (такой она бывает лишь изредка и становится таковой — постоянной, на уровне привычки, — лишь вследствие длительной практики). В силу нашего падшего состояния и той брани, с которой на нас ополчаются бесы, молиться нам даже трудно (это естественно, но все же не является нормой).

Следует знать, что внешние обстоятельства ни в коем случае не могут служить оправданием этих трудностей: заставить нас верить в противоположное — это бесовская уловка.

Преодоление всяких «трудностей» зависит только от нас самих и может быть осуществлено благодаря:

1) покаянию;
2) усилию воли;
3) терпению;
4) строгой дисциплине.

1) Старец Сергий часто учил тому, что, когда нам трудно молиться, мы должны покаяться в этом: попросить у Бога прощения за то, что нам не удается молиться, что мы не хотим молиться, что нам не хватает молитвенного усердия, что мы не можем молиться регулярно и т.д.

2) Когда трудно начать молиться или продолжать молитву, этому нужно противостоять усилием воли. Легкость в молитве можно связывать с состоянием эйфории, которая в духовной жизни не только не имеет ценности, но даже может привести к гордости. Именно в усилиях и трудностях проявляется наша привязанность к Богу и становится очевидным, чего мы на самом деле стоим. Нет молитвы без усилия. Это не умаляет значения благодати, которая помогает нам и облегчает для нас молитву, но означает, что в молитве всегда есть некая область, в которой все зависит от нас и на которую и должны быть направлены наши усилия.

3) Практика молитвы требует большого терпения. Здесь нет ничего достигнутого раз и навсегда, ибо каждый день наша молитва вновь подвергается испытанию. Это следует осознавать и никогда не опускать руки под тем предлогом, что молиться трудно или что мы не достигаем результатов.

4) Чтобы достичь непрестанной молитвы, мы с самого начала должны организовать молитвенную жизнь и для этого установить себе ежедневное правило, которого следует придерживаться любой ценой. Это правило должно рассматриваться как нечто абсолютное, что не подлежит обсуждению. Его выполнение не должно зависеть от нашего настроения или произволения; мы не должны ждать того, чтобы у нас, например, появилась расположенность к молитве.

Это правило состоит в том, чтобы, во-первых, молиться, по меньшей мере, два раза в день, утром и вечером, и, во-вторых, каждый раз проводить в молитве определенное количество времени. Поначалу мы не должны быть слишком самонадеянными и устанавливать себе такое правило, которое наши жизненные обстоятельства не позволят нам в дальнейшем выполнять всегда: регулярность и качество важнее количества.

Верное следование установленному правилу позволит нам «вооружиться привычкой». Эта привычка будет служить нам поддержкой в случае срывов, когда наше рвение ослабевает. Разумеется, молитва не должна быть чем-то рутинным; тем не менее если это происходит — например из-за усталости, — этим не следует пользоваться в качестве предлога, чтобы оставлять молитву; мы должны осознавать, что даже если мы стали неспособны слышать нашу собственную молитву, то ее продолжают слышать и Бог, и дьявол.

Следует бдительно следить за тем, чтобы молитва не прекращалась после совершения основного правила: она должна гореть в нас как лампада, как огонек, который, хоть и слабо, но освещает все вокруг и продолжает теплиться.



Но, при этом, помните, что исполнение молитвенного правила – не ЦЕЛЬ духовной жизни, а СРЕДСТВО общения с Богом. Из молитвенного правила не стоит делать личного идола.

Священник Сергий Демьянов.

Благословите, батюшка.

Вот вопрос, интересующий не только меня, поэтому пишу опять здесь. Скоро Неделя Крестопоклонная. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). А как определить, что является твоим «крестом», и при этом, чтобы не закопать свой талант в землю.

Нина.

Ответ:

Я думаю, что достаточно полным ответом на Ваш вопрос может послужить проповедь священномученика Серафима (Чичагова), произнесенная им в Неделю 3-ю Великого поста «О несении креста».

«Господь наш Иисус Христос после того, как заповедал Своим последователям подражать Ему, понес свой Крест и добровольно распялся на нем ради спасения человечества. Ближайшие ученики не могли тогда уразуметь причины и необходимость подражания Учителю, так как они были далеки от мысли, что Сын Божий мог подвергнуться распятию. Но не удивительно ли, что многие христиане нашего времени так же трудно уразумевают необходимость и неизбежность несения того креста, который имеется у каждого из них, и полезность, и спасительность подражания Христу? Насколько люди восхищаются величайшею заповедью Сына Божия о любви друг к другу, настолько они смущаются заповедными страданиями на земле для своего спасения. «В чем же тогда заключается искупление?» — вопрошают до сих пор многие христиане.

Сын Божий, излагая условия и пути спасения, сказал, что кто хочет идти за Ним, т. е. быть Его последователем, учеником, воспользоваться Его заслугами и совершающимся искуплением, должны отвергнуться себя, взять крест свой и следовать за Ним, а затем добавил еще загадочное изречение, в объяснение только что сказанного, а именно: кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее а, кто потеряет душу свою ради Его и Евангелия, тот сбережет ее. Это совершенно ясное объяснение неизбежности и необходимости крестоношения каждому христианину представляется многим до сих пор еще менее понятным. Почему нельзя воспользоваться заслугами Божиими, не страдая на кресте? Почему нельзя спасти свою душу, не погубивши ее?

Человечество, отрешаясь не от мирской жизни, а от духовной, без которой нельзя спастись, и представляя себе искупление, совершенное распятием Христа, не искуплением душ христианских, а восстановлением какого-то земного благоденствия, чуть не первобытного рая на земле, настолько заблуждается, что не хочет слышать о том, что у всех христиан есть свой крест, отстраняется от него, отвергает любовь Божию, соединенную с Его страданиями, скорбями и испытаниями, отказывается от жизни по Евангелию и в полном неведении, что губит свои души, воображает, будто сберегает их этим путем. Но чем же, какими средствами и мерами? Телесным довольством, покоем и развлечениями, беспечностью и наслаждениями. О, если бы люди были бы Ангелами, то и тогда бы они такою жизнию сгубили бы себя и свои души! Христос потому и сказал, что кто хочет душу свою сберечь таким путем, — потеряет ее.

Для сбережения или спасения души есть только один путь, пройденный Сыном Божиим, и на который Он и зовет всех желающих спасения. Это путь самоотвержения, несения своего креста и распятия на нем, страдания до самой смерти: путь, сберегающий душу, но мучительный для тела, плоти человеческой, путь, победительный для души и духа над страстями и греховными навыками, но губительный, следовательно, для грехов, путь исполнения заповедей Христовых и непослушания велениям духа злобы и лжи, путь плача, слез и скорби мирской, но радости, торжества и сладости духовной, путь распятия плоти, страстей и греха, но воскресения души. Это путь разумения, что только неразумный мир считает плотские скорби и страдания потерею и гибелью души, но души христианские, искупленные неизъяснимою ценою, страданиями и Кровью Сына Божия, Господа Создателя и Вседержителя, о чем даже страшно и невыразимо больно помыслить, не могут, не должны, не смеют после этого усомниться в заповеданном правдой Божией и обязаны ради Христа своего и Святого Евангелия, всей цели своей жизни, всей радости своей, любви и благодарности к Спасителю устремляться вслед Господу и, не сгибаясь под тяжестью своего креста, а неся его в руках как знамя победы, идти на распятие, которое, — мы хорошо знаем это, — оканчивается воскресением! Все остальные пути — это не пути Божии, а человеческие, стремления не вслед Христу, а вслед врагу Христову и христианскому, не ради Спасителя, Его Святого Евангелия и любви к Нему, а ради себя и своего самолюбия.

«Возьми крест свой», — говорит Иисус Христос. Ведь не сказал Он: создай, сооруди себе крест. Христос также не избирал и не сооружал Себе Креста, не увеличивал тяжести его, а добровольно принял тот, который Ему был предопределен Отцом Небесным. Но какие это кресты, которые посылаются или даются христианам? Похожи ли они на Крест Христов? Нет, заслугами Христа эти кресты были видоизменены, облегчены, уменьшены, действительно, их не нужно уже нести на плечах своих и сгибаться под их тяжестью, а легко носить на своей груди. Они теперь внутренние, а внешние, тяжелые и непосильные, навсегда уничтожены победою христианства. Если это так, то не потому ли их забывают, сбрасывают с себя, даже не видят и не замечают многие христиане? Или они так срослись с телом нашим, что некоторые и не чувствуют их? Посмотрите, сколько есть, по-видимому, счастливых, беспечных, увлеченных земными радостями, молодостью, красотою, богатством или своими страстями, самодовольством! Где их кресты? Понятно, что многие сомневаются после этого в необходимости нести свой крест, когда возможно, и не брать его вовсе. Но не самообман ли это? Внутренний крест, сросшийся с телом, нельзя ни взять, ни нести, а можно только закрыть, прикрыть от глаз своих и человеческих.

Всякий грех — уже внутренний крест, он недолго услаждает, а весьма скоро порождает скорби, страдания, испытания, которые поневоле переносят и молодые, и старые, и красивые, и богатые. Равнодушные мучаются от своего равнодушия, гордые терзаются самомнением, богатые страдают от сребролюбия, славолюбцы — от унижения. Грехи разоряют, лишают здоровья, уничтожают дарования, наполняют сердце унынием, тоскою, отчаянием. Все это кресты, и без них, как без врачебных мер, немыслимо излечить болящих душевно, сердечно и духовно. Есть только более видимые кресты для человеческих глаз, как многосемейность, бедность, одиночество вдовство, потеря любимого человека, и менее видимые, как сердечные испытания, умственные болезни, нервные страдания.

Духовные болезни, естественно, могут быть излечиваемы только лишь духовными средствами. Так, надо понести крест унижения, чтобы сделаться смиренным, крест беспомощности и человеческого равнодушия — чтобы ощутить милосердие и всепрощение Божие и возлюбить Христа до желания идти за Ним, крест своеволия — чтобы охотно отдаться благой воле Господней, крест разочарования в светской жизни — чтобы ожить для Господа, крест собственной греховности и нечистоты — чтобы истинно покаяться и решить победить в себе греховность слезною молитвою ко Христу и Богоматери, крест пленения злым духом — чтобы возжаждать Божественной благодати и, испытав на себе непреложность каждого слова Евангелия, уразуметь учение Христа, крест борьбы, страдания, терпения и искушения — чтобы сделаться сознательным христианином, праведным человеком, способным на подвиги, и полезным наставником для других. Иначе нельзя уразуметь истины, приобрести духовное зрение, оказаться на пути Христовом, познать правду Божию, уверовать в будущую жизнь и, главное, понять беспредельную, несравненную, животворную, животворящую любовь Божию и воодушевиться познанием истины до решимости ответить Христу: «Иду за Тобой, милосердный Господи, хочу спастись!»

О чем спорят люди, зачем пререкаются, сомневаются, умствуют и бедствуют? Ведь смерть неизбежна! Многие, которые были нам дороги, близки, незаменимы, ушли, переселились в вечные обители. А мы куда пойдем, за кем пойдем? Ведь мы хотим быть там же, с ними опять, среди любимых и любящих, делить с ними радости, блаженство в награду за долгую разлуку, за пролитые слезы, за мучительную тоску, проникнуть в это глубокое, бесконечное небо, чтобы найти их там торжествующими, славящими Отца Небесного, счастливыми, удостоенными тех светлых обителей, которые обещаны Господом любящим Его. О чем мы со дня разлуки молились, просили со слезами и рыданиями, хотим найти их стоящими пред лицем Божиим, созерцающими славу Его, наслаждающимися пением Ангелов, пред Тем, Который им ближе и дороже всех и всегда их не осуждал, а привлекал Своею снисходительностью, милосердием, любовью и всепрощением, всю жизнь питал и возрождал Своею животворящею Кровию и всечестным Телом, принесенным ради них в жертву на Голгофском Кресте! Хотим быть там, где Бог наш, Создатель, Спаситель, Иисус Христос — единая, бесконечная радость, жизнь наша, любовь и отрада, и не решаемся здесь, на земле, вступить на этот крестный путь с самоотвержением, а стоим при дверях его, и, устрашаемые временной, неизбежной, телесной болью, малодушествуем и даже молим: «Да мимо идет час скорби!»

Господь и эту молитву слышит, но спрашивает: «А какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за свою душу?!» Аминь.»

С уважением,
протоиерей Сергий Демьянов.

Благословите.

В 1994 году задала один вопрос профессору богословия (он к нам приезжал в город): кто определяет судьбу человека — сам человек или Господь. На что профессор ответил, что судьбу определяет сам человек, а Бог ее предвидит.

Но в настоящее время у меня возник еще один вопрос. Как жить человеку? Если человек живет по воле Божией, то он отрекается от собственной воли? Ведь часто говорится, что как раз Господь и одарил человека волей и возможностью выбора. Но, живя по воле Божией человеку нет необходимости проявлять свою волю, то есть получается, что человек перестает нуждаться в собственной воле и выбор его очевиден, хотя не всегда он его правильно и вовремя совершает, а значит и выбирать человеку не приходится, он уже занял свою позицию. Тогда что у человека, как существа остается? Его жизнь — воля Божия, его выбор — добродетель. Иногда мне кажется, что все мои мысли, которые приходят мне в голову во время аналитической работы, голос, которым я пою песни и подпеваю в храме и т.д. — все это не мое, а от Бога. Тогда что же я собой представляю — только греховную сущность человека, которая раз за разом впадает в грех, ибо немощна в своих мыслях и делах? в конечном итоге, что представляет собой человек?

Просто мне кажется, что эти два, вернее уже три вопроса: кто определяет судьбу человека, как жить человеку и что представляет собой человек взаимосвязаны, хотя ниточку эту я не могу провести и понять все это, помогите разобраться.

Спаси Вас Господи.

Ольга.

Ответ:

Здравствуйте, Ольга!

Ваши вопросы очень обширные, но я постараюсь указать общее направление ответов.

1. Кто определяет судьбу человека?

Я думаю, что Вы неправильно поняли или уже забыли ответ профессора богословия. Православие вообще отвергает такое понятие, как судьба. Судьба – это, по определению Даля, участь, жребий, доля, рок, часть, счастье, предопределение, неминучее в быту земном. Т.е. то, от чего невозможно уклониться ни на право, ни на лево. Исчерпывающий ответ на ваш вопрос можно найти в акафисте мч. Трифону: «Егда вопроси тя игемон на судилище: «Кто еси, кая судьба твоя и како веруеши?» — ты, не обинуяся, отвещал еси ему сице: «Трифон имя мое; отечество – Компсада; судьбы же несть у нас, зане веруем, яко вся Промыслом Божиим бывают. По вере же – христианин есмь, Христос же есть и моя сила, и моя крепость, и слава, и радость моя» (Икос 8). Т.е. отношения человека с Богом есть отношения двух личностей, они живые, их определяет и Бог, и сам человек. Например, покаялся человек в содеянных грехах, Господь простил его по своей милости и наш завтрашний день, в широком смысле, этого слова становится совсем иным. Хотя конечно, по своему всеведению, Господь изначально знает финал жизни каждого человека, к которому каждый идет по своей воле. Т.е. не Господь определяет этот финал, а мы сами выбираем его.

Более подробный ответ на этот вопрос, да и на два последующих, можно найти в книге свт. Иоанна Максимович, митр. Тобольского и Сибирского «Илиотропион или сообразование человеческой воли с Божественной волей».

2.–3. Как жить человеку? Что представляет собой человек?

Все зависит от того, где хочет оказаться человек после своей смерти. Спастись, т.е. вернуться в дом Отца Небесного, или погибнуть, навсегда отпав от Бога. Постараюсь ответить на первую часть – как жить человеку, чтобы спастись. Юноша спрашивает у Спасителя в Евангелие от Матфея, глава 19, стихи 16–19: «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» и Господь отвечает «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». Соблюдение заповедей – это внешний закон жизни человека по Богу, но есть и внутренний закон, данный нам от Бога – это наша совесть, т.е. жить надо по заповедям Божиим, данным нам в Священном Писании и по совести. Но Вы ошибочно полагаете, что «живя по воле Божией человеку нет необходимости проявлять свою волю, то есть получается, что человек перестает нуждаться в собственной воле, и выбор его очевиден, хотя не всегда он его правильно и вовремя совершает, а значит и выбирать человеку не приходится, он уже занял свою позицию», ведь свобода воли – это неотъемлемая часть человеческой личности, сотворенной по образу и подобию Божиему для жизни в любви человека с Богом. Ведь согласитесь, когда два человека живут в любви, подчиняя один свою волю другому, или даже, всю свою жизнь другому человеку, они не утрачивают своей индивидуальности. И, конечно, человек представляет собой не «греховную сущность…, которая раз за разом впадает в грех», а ОБРАЗ и ПОДОБИЕ Божие, искаженные грехом. Это уже ответ на ваш третий вопрос.

Ответ на вопрос зачем нужна свобода воли человека, свободно подчиненная воли Божией и как она реализуется можно найти, например, в книге Олеси Николаевой «Православие и свобода».

С уважением,
протоиерей Сергий Демьянов.

Добрый день.

Прошу Вас помочь разобраться в следующем вопросе. Насколько я понимаю, цель жизни каждого человека ( верующего человека) это «обожение». Средства к достижению этой цели ,в приниципе, одни и те же , и для мирян и для монахов ( быть может, это грубое обобщение).

Насколько вредно простому человеку своим идеалом ставить жизнь монастырскую по духу. Ведь мирскому человеку тоже приходится по жизни смиряться, терпеть ..и пытаться изменить себя в стремлении к «обожению».

Спасибо
С Уважением
Л.

Ответ:

Здравствуйте Л.

Простому мирянину не вредно, а следует ставить своим идеалом жизнь монастырскую по духу, но именно по духу, а не по форме, стараясь избежать гордыни и тщеславия на этом поприще в попытках изменить себя.

С уважением,
протоиерей Сергий Демьянов.