Настоятель храма Сергий Демьянов

О суеверии и гаданиях

Здравствуйте, батюшка!

Подскажите, пожалуйста, как может повлиять на судьбу ребенка свечка поставленная до его рождения? Дело в том, что мама моего мужа, поставила свечку, чтобы ребенок не родился в праздник 15 февраля. И он родился рано утром 16-го, хотя роды начались 15-го и у меня были тяжелые последствия.

Спасибо. Светлана.

Ответ:

Здравствуйте Светлана.

Длительность первых родов в медицине считается нормальной от 18 до 24 часов, так что свечка здесь не причем. Это все пустое. И понятие судьбы христианство отрицает. Есть живые отношения человека и Бога, которые зависят только от того, насколько чистым мы храним свое сердце от греха, и живем ли по заповедям Божиим. Никакая лжедуховность на вашего ребенка не повлияет, если сами не будете в это верить. Ищите в молитве помощи у Бога, его святых и никакое зло к вам не приблизится.

Священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте, 15 дней назад умер крестный папа моего сыночка. Недавно пришел во сне и попросил шапку, сотовый телефон, так как не может не до кого дозвонится и дописаться и свою фотографию… Вот я теперь думаю, можно ли это принести к нему на могилу и взять его сим карту с номерами при жизни? И что с этим всем нужно сделать? Подскажите, пожалуйста, может еще что-нибудь нужно? Заранее благодарю за ответ.

Александра.

Ответ:

Здравствуйте Александра.

Святая Православная Церковь учит нас не веровать снам, не вспоминать их, никому не рассказывать своих сновидений, так как у людей находящихся во власти греховных страстей, т.е. у нас с вами, источником их являются или наши мысли, в разных художественных образах, или бесовские наваждения. Бывают сны — откровения и от Бога, но вот что пишет о них игумен Никон Воробьев в книге «Нам оставлено покаяние»: «По снам ходить — живым не быть». Очень верно сказано. Однако есть, несомненно, сны особые или даже откровения, но очень редко и в особых случаях. Они имеют особый характер. Обычно при этом дается и особое удостоверение истинности. Но т. к. такие сны редки, а дьявол может повредить тем, кто доверяет снам (есть множество примеров этого), то Святые Отцы решительно запрещают верить всем снам, даже если будет и сон истинный среди них. Господь найдет средство внушить человеку, когда это необходимо, ту или иную мысль. Поэтому лучше и спокойнее не верить никакому сну».

А вот что пишет о сновидениях игумен Иоанн в книге «Письма Валаамского старца»: «Мне приходилось слышать, что многие миряне говорят о сновидениях и заключают о них разные свои догадки, некоторые и наши почтенные батюшки-иноки верят снам и придают им свое значение. Получая письма от мирян о сновидениях и читая их, некоторые иноки по своей неопытности в духовной жизни, ободряют эти письма и дают их прочитывать своим собратьям-инокам, как некое назидание. Вот такие неправильные понятия о снах и побудили меня сделать выписки из некоторых св. Отцов. «Бесы тщеславия — пророки в снах. Будучи пронырливы, они заключают о будущем из настоящих обстоятельств и возвещают нам оное, чтобы мы, по исполнении сих видений, удивились и, как будто уже близкие к дарованию прозрения, вознеслись мыслию. Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком; а кто презирает его, пред тем и он всегда оказывается лжецом. Как дух, он видит случающееся в воздушном пространстве и, заметив, например, Что кто-нибудь умирает, он предсказывает это легковерным через сновидение. Бесы о будущем ничего не знают по предвидению, но известно, что и врачи могут предсказывать смерть. Кто верит снам, тот вовсе не искусен, а кто не имеет к ним никакой веры, тот любомудр. Посему, кто верит снам, тот подобен человеку, который бежит за своею тенью и старается схватить ее» (св.Иоанн Лествичник о сновидениях). Блаженный Диадох пишет: «Да довлеет однакож нам паче, как великая добродетель, то правило, чтоб отнюдь не верит никакому сонному мечтанию». Ибо сны наибольшею частью бывают ничто иное, как идолы помыслов, игра воображения, или еще, как я уже говорил, бесовские над нами надругания и забавы».

Св. Симеон Новый Богослов пишет: «У тех только бывают истинные во сне видения (их не следует назвать снами, а видениями), которых ум благодатию св. Духа сделался прост и свободен от всякого давления со стороны страстей и от рабства им, — у которых вся забота и попечение о божественном и все помышление о будущих наградах и возданиях, — которых жизнь выше жизни живущих, беспопечительна, не развлеченна, тиха, чиста, исполнена милости, мудрости, небесного ведения и других плодов благих, возделываемых в них духом святым; у тех же, кои не таковы, сны ложны и беспорядочны, и все в них обман и прелесть явная».

Премудрый Сирах пишет: «Пустые и ложные надежды у человека безрассудного, и сонные грезы окрыляют глупых. Как обнимающий тень или гонящийся за ветром, так верящий сновидениям. Гадания и приметы и сновидения – суета».

Сновидения ввели многих в заблуждение и надеящиеся на них подверглись падению. Есть много примеров в отеческих сказаниях, когда веровавшие снам погибали. Оптинский старец иеросхимонах Леонид говорил своему ученику: «не должно верить снам, хотя бы они в своем роде и действительны были, ибо через верование снам многие прельстились. Любомудрый старец Феостерик сочинивший параклис пресвятой Богородице, вверившись снам, наконец так прельстился, что погиб».

Есть такое сказание в прологе. «Месопотамский монах удивлял всех своею строго подвижническою жизнью, но как веровавший снам — погиб. Ему был сон: св. Моисей с прочими пророками и евреями идут в рай, а апостолы с мучениками, со святителями и преподобными идут в ад. После этого сна монах принял иудейскую веру, женился на еврейке и стал вести полемику с православными».

Много можно было бы привести подобных сказаний, но довольно и этих. Если святым божиим людям и были сны пророческие, как-то св. Иосифу библейскому, св. Иосифу обручнику, пресвятой Богородице и прочим святым, то им и извещение внутреннее было от Бога. В святом писании хорошо и ясно сказано, как должно нам спасаться, но наш ограниченный и пытливый умишко не доволен этим и хочет что-то еще узнать о будущности из снов. Не лучше ли нам руководствоваться священным писанием и святоотеческими советами, чем увлекаться снами и им доверяться. Умудри нас, Господи, всех и каждого следовать по стезям заповедей твоих».

Так что не предавайте своему сну никакого значения. Только язычники поступают так, как вы помыслили сделать. В мире вечности, куда ушел близкий вам человек, ему уже не нужно ничего земного в материальном плане. Нужны только молитвы Церкви, родных и близких, помогающие человеку оказаться с Богом в Его Царствии.

Священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте!

Скажите пожалуйста как поступать в ситуации, когда свекровь увлекается заговорами, гаданием, верованием в гороскопы, а у меня маленький ребенок (1,5 года), я против её занятий и стараюсь всячески ограничивать контакты её с ребенком, из-за этого в семье возникают ссоры с мужем. Как мне поступать, правильно ли я поступаю, что ограничиваю общение? Ребенок крещеный, почти каждый месяц причащаем. Муж тоже крещеный, но подвержен сильному влиянию своей матери, часто попадает в неприятности, связано ли это с увлеченностью его матери? Недавно свекровь приехала и сказала, что гадала на картах и мужу выпали неприятности, через некоторое время муж попал в аварию. Слава Богу все обошлось, муж жив и здоров!

Наталья.

Ответ:

Здравствуйте Наталья.

Об отношении к заговорам, гаданиям, колдовству и как вести себя в ситуациях, когда вы сталкиваетесь с этим, подробно написано в ответе на подобный вопрос у о. Иова Гумерова:

«В Священном Писании сказано: «не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим» (Вт 18, 10-13). Всякое колдовство, ворожба, целительство, заклинания, экстрасенсорика и проч. являются общением с темными падшими духами. Слово Божие и творения святых отцов не только открывает нам демоническую природу всякого вида колдовства, но и научает нас защищаться от него. Диавол и все демоны никакой духовной силой не обладают. Без воли Божией падшие духи не могут навести «порчу» даже свиньям. Вспомним святое Евангелие: «Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, — потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и [бесы] просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло» (Лк 8, 30-33). Попускается их действие только тогда, когда человек духовно беспечен, живет в грехах, а каяться и исправляться не хочет. Чаще всего бесовские напасти случаются с людьми гордыми, надеющимися на себя, а не на Бога. Через это попущение они смиряются и сознают свое ничтожество. Мнимая сила бесов проявляется тогда, когда мы бессильны духовно, когда придаем им значимость. Нужно быть в постоянном духовном трезвении, избавиться от беспечности, но страшиться бесов не должно: бесобоязнь — вид духовной болезни. Защита от них одна — жить с Богом и надеяться на Его всесильную помощь. Чтобы Господь оградил нас от этой злобной и агрессивной силы, нужно жить в благодатном молитвенном опыте Церкви: участвовать в ее святых таинствах (исповедь, причастие, а Великим постом соборование), посещать воскресные и праздничные службы, совершать утреннее и вечернее молитвенное правило, стяжать мирный дух, не осуждать, возгревать в себе духовную радость, покоряться святой Божественной воле. Тогда мы становимся чадами Церкви, и Господь хранит нас как свое достояние. Апостол говорит: «покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак 4, 7)» (источник pravoslavie.ru).

Вы совершенно правильно поступаете, что ограничиваете общение ребенка со своей свекровью. Ведь, например, если кто-то в семье заболевает опасной инфекционной болезнью, то мы всячески стараемся ограничить общение детей с этим человеком. Не потому, что он плохой, а потому что он болен и из-за этого опасен для здоровья детей. Постарайтесь, чтобы и ваша свекровь поняла, что вы ограничиваете ее общение с ребенком не из-за того, что она дурной человек, а потому что ее увлечение – это серьезная духовная болезнь, которая опасна для вашего ребенка, и, по возможности, не обижалась.

Когда родители ведут греховный образ жизни, это всегда будет сказываться скорбями в жизни их детей, но не надо осуждать за это маму. Отнеситесь к этому с терпением и всячески пренебрегайте ее духовными рассказами и предсказаниями, не доверяйте им.

Священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте!

Когда я гуляла с дочкой на улице, до её крестика дотрагивалась чужая женщина. Конечно, вроде она хорошая, но я все равно переживаю. Подскажите, пожалуйста, стоит ли беспокоиться? И что делать? Заранее спасибо за ответ!

Ольга.

Ответ:

Здравствуйте Ольга.

О происшедшем событии беспокоиться не стоит. Беспокоиться нужно об укреплении вашей дочери в православной вере, в жизни по заповедям Христовым, о благочестивом ее воспитании и здесь главное – пример вашей жизни, ежедневно протекающей перед глазами дочери. А вера в сглаз, порчу или что либо подобное относится к суевериям, т.е. к вере в пустое, несуществующее. Из апостольских посланий мы знаем, что дьявол, чтобы прельстить людей, может явиться и в образе Ангела света (2 Кор 11,14), т.е. даже самого Господа Иисуса Христа. Но никогда ни в каких духовных явлениях, бесовская сила не может терпеть благодатной силы животворящего креста Господня. Ежедневно молитесь за свою дочь и тогда Господь и Пресвятая Богородица, ее Ангел Хранитель и все святые, которым вы будет обращаться за помощью, несомненно, сохранят вашу дочь от любых нападок зла.

Священник Сергий Демьянов.

Добрый день!!! У меня такой вопрос. Можно ли на улице поднимать иконы? Моя дочь сегодня нашла на улице иконку Никона Радонежского. Знакомая сказала, что это к смерти. У меня муж уехал в командировку вчера на 1,5 месяца, теперь жутко переживаю. Просветите меня, пожалуйста. Дай БОГ Вам здоровья!

Елена.

Ответ:

Здравствуйте Елена.

Не стоит быть суеверными (т.е. верить в пустое), тем более если веруем во Христа. Когда мы встречаем какую-либо святыню в неподобающем ей месте лучше, если есть возможность, исправить ситуацию. В данном случае, поднять икону с дороги и дальше, если возможно, найти потерявшего ее и вернуть. Если нет, освятить и пользоваться самим или, особенно если икона испорчена, то придать сожжению, а если не горит, то можно утопить в реке.

За мужа жутко переживать не надо, это ему никак не поможет. Лучше помолитесь, например, молитвой за путешествующих:

Господи Иисусе Христе Боже наш, истинный и живый путю, состранствовати мнимому Твоему отцу Иосифу и Пречистей Ти Деве Матери во Египет изволивый, и Луце и Клеопе во Еммаус спутешествовавый! И ныне смиренно молим Тя, Владыко Пресвятый, и рабом Твоим сим Твоею благодатию спутешествуй. И якоже рабу Твоему Товии, Ангела Хранителя и наставника посли, сохраняюща и избавляюща их от всякаго злаго обстояния видимых и невидимых врагов, и ко исполнению заповедей Твоих наставляюща, мирно же и благополучно и здраво препровождающа, и паки цело и безмятежно возвращающа; и даждь им все благое свое намерение ко благоугождению Твоему благополучно в славу Твою исполнити. Твое бо есть, еже миловати и спасати нас, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Помолиться я вам советую не из-за того, что вы нашли икону и теперь переживаете. Просто старайтесь всегда искать помощи и защиты у Господа и Его святых.

Священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте уважаемый отец Сергий!

Подскажите, пожалуйста, мне в одной проблеме. У меня скоро должен родиться ребеночек и я хотела бы дать имя в честь моей мамочки Софии, которая умерла 6 января 2009 г. в 56 лет, но все родственники и знакомые уверяют, что давать имя в честь умершего человека это плохо, что он наследует такую же судьбу. Правда это отец Сергий или нет? Я, конечно, не верю в это, считаю, что это глупые суеверия, но постоянно все об этом говорят и начинаешь сомневаться. А мама у меня была очень хорошим человеком, верующим и умерла сразу после принятия причастия в больнице, и мне бы хотелось, чтоб моему ребенку она была примером, а не судьбой плохой.

Елена.

Ответ:

Здравствуйте Елена.

Нет ничего плохого в том, чтобы давать имя ребенку в честь умершего родственника. По поводу наследования судьбы – это несомненное суеверие, хотя бы потому, что христианство вообще отвергает такое понятие, как судьба. Есть живые отношения человека с Богом, есть промысел Божий о человеке и о всякой живой твари. Подробнее о понятие судьба смотрите на нашем сайте в этом же разделе «О суеверии и гаданиях» (вопрос «Скажите как относится церковь к «науке» о хиромантии…»). На Руси даже был такой обычай давать имя вновь рожденным детям в честь усопших близких родственников для того, чтобы Святой угодник, в честь кого был назван этот родственник, оставался покровителем семейного рода, становясь Небесным Покровителем вновь рожденного ребенка. Тем более, как я понимаю, в Вашем случае жизнь Вашей мамы может послужить добрым примером для подражания для ее внучки. Главное, чтобы муж не был категорически против. Все-таки, мир и любовь между Вами – важнее всего.

С уважением,
священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте!!!! Меня зовут Ульяна, мне 21 год. 11 ноября 2007г. я вышла замуж.мы с мужем хотели венчаться сразу, но у нас не получилось, вот мы хотим венчаться в этом году.

Можно ли венчаться в этом году, ведь он високосный?

и еще один вопрос: у меня 19 января умер дедушка, нужно ли ждать год? или можно венчаться в этом году?

Подскажите пожалуйста!!!! Заранее спасибо!!!!

Ответ:

Здравствуйте Ульяна.

Да действительно, существует суеверие, что високосный год приносит несчастья. Но что такое «суеверие» — суетная, ложная вера. Православному христианину не стоит обращать внимание на суеверия. Старайтесь укреплять свою душу чистым духом православной веры через живой опыт жизни в таинствах церкви.

Смерть Вашего дедушки действительно могла бы стать временным препятствием для свадьбы, т.е. праздника создания новой семьи. Но Вы уже создали семью, взяв обязательства перед государством и обществом быть мужем и женой через роспись в ЗАГСе. Но православным христианам, несомненно, следует брать благословение на семейную жизнь и у Отца Небесного, т.е. венчаться в церкви. Венчание в Вашем случае будет уже не праздником создания новой семьи, а праздником духовным – благословением Божиим Вашей семейной жизни и избавлением от греха невенчанного брака. Смерть дедушки в этом случае не является причиной, по которой следует откладывать венчание. Но готовясь к этому таинству, обязательно исповедуйтесь в своих грехах и в грехе невенчанной семейной жизни, причаститесь Святых Христовых Таин. Это необходимо, чтобы в духовной чистоте приступить к таинству брака.

С уважением,
священник Сергий Демьянов.

Благословите, батюшка.

Пишу по просьбе одной замечательной бабушки для ее внучки. Бабушка купила для внучки в церковной лавке складень, который ей положили в коробку. Надпись на коробке она прочитала уже потом. Складень оказался венчальным. Внучка, узнав об этом, сказала, что это плохая примета — покупать складень, когда и жениха еще нет. И отказалась от него, чем огорчила бабушку, которая переживает. Ответ прошу написать для внучки, которая живет в Москве и прочитает его на сайте.

Нина.

Ответ:

Здравствуйте Нина, бабушка и внучка.

Конечно, православному человеку негоже веровать в приметы. Грех это – верить в силу тех или иных вещей (даже если это икона – подарочный складень) больше, чем в живые отношения Бога и человека, т.е. в силу промысла Божиего о нас. Это называется – СУЕВЕРИЕ, т.е. вера в пустое, несуществующее. Суеверие является грехом потому, что подменяет веру в Вечного Бога на веру в Его творение, которое является приходящим. Но мне кажется, что в данной ситуации не только бабушка переживает, но и внучка не меньше переживает эту конфликтную ситуацию. Ведь ей и перед бабушкой неудобно, и о счастье семейной жизни страшится. Поэтому, для внучки лучше стараться избавляться от веры в приметы, а бабушке – понять духовные немощи своей внучки и не обижаться, внимая словам апостола Павла: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал…» (Рим. 15, 1-3).

С уважением,
священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте, батюшка!

С давних времен на Руси принято гадать на новогодние празднества — святки. Но ведь гадание — это серьезный грех. Или в эти дни делается какое-то исключение?

Ольга.

Ответ:

Здравствуйте, Ольга!

К сожалению, на Руси, действительно, долго жили и до сих пор встречаются языческие обычаи, которые вошли в народную культуру, стали традицией, но при этом не имеют никакого отношения к православию и, более того, абсолютно несовместимы с христианством. Например, это шумные гуляния на масленицу в дни, когда в церквях уже начинаются богослужения по великопостному чину, и гадание на святках. Никаких исключений быть не может. Заповедь Божия, данная еще в Ветхом Завете «Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор 18, 10-12) не изменится никогда.

С уважением,
протоиерей Сергий Демьянов.

Здравствуйте, отец Сергий! Ответьте мне, пожалуйста, на следующий вопрос: меня крестили во вторник (на 3-й день Пасхи), и мама мне говорила, что в этот день недели нельзя мыться. Так ли это?

Заранее благодарна.

Татьяна.

Ответ:

Здравствуйте Татьяна!

Православная церковь подобных ограничений на человека не налагает. Но если Вы будете мыться и это обидит Вашу маму, то лучше этого не делать за послушание ей. Так будет правильнее.

С уважением,
протоиерей Сергий Демьянов.

Здравствуйте!

Скажите как относится церковь к «науке» о хиромантии? Гадание по руке, является это грехом и стоит ли верить гаданиям по руке? Гадание это вообще грех, но мне бы хотелось знать о вашем отношении к хиромантии.

С уважением,
Анастасия

Ответ:

Здравствуйте Анастасия!

Не буду приводить цитат из Священного Писания на тему гадания, которые в изобилии присутствуют в Ветхом и Новом Завете. Как видно из вопроса, Вы сами понимаете, что гадание – это грех и посмертная участь тех, кто прибегает к гаданиям и прорицаниям, по слову Господа, будет очень прискорбной. Гадание по руке, хиромантия, по существу, ничем не отличается от других видов гаданий. Гадание всегда подразумевает наличие судьбы, которая, по определению Даля, есть участь, жребий, доля, рок, часть, предопределение, неминучее в быту земном, т.е. то, что в малом зависит от него самого. И по существу, не имеет значения, каким образом Вы хотите угадать эту судьбу. Православная Церковь категорически отрицает понятие судьбы и говорит нам о промысле Божием о всей твари и, в частности, о человеке. Промысел Божий есть непрестанное действие Всемогущества, Премудрости, Благости Божьей, которыми Он сохраняет бытие и силы тварей, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает и направляет к добрым последствиям. Таким образом, отношения человека с Богом есть отношения двух личностей, они живые, их определяет и Бог, и сам человек. Например, покаялся человек в содеянных грехах, Господь простил его по своей милости и наш завтрашний день, в широком смысле этого слова, становится совсем иным. Хотя конечно, по своему всеведению, Господь изначально знает финал жизни каждого человека, к которому каждый идет по своей воле, но не Господь определяет этот финал, а мы сами выбираем его всей своей жизнью. Красивый и, как мне кажется, исчерпывающий ответ можно найти в акафисте мученику Трифону: «Егда вопроси тя игемон на судилище: «Кто еси, кая судьба твоя и како веруеши?» — ты, не обинуяся, отвещал еси ему сице: «Трифон имя мое; отечество – Компсада; судьбы же несть у нас, зане веруем, яко вся Промыслом Божиим бывают. По вере же – христианин есмь, Христос же есть и моя сила, и моя крепость, и слава, и радость моя» (Икос 8).

С уважением,
протоиерей Сергий Демьянов.

С уважением,