Настоятель храма Сергий Демьянов

Православие и другие конфессии

Здравствуйте!

В детстве меня крестили в армянской церкви, но я хожу в православную. В православной мне не разрешили стать крестной матерью и сказали, что мне необходимо повторное крещение. Правы ли они? Спасибо! Очень жду Вашего ответа!

Зарема.

Ответ:

Здравствуйте Зарема!

Апостольская церковь Армении древнейшая христианская церковь, но имеющая ряд существенных особенностей в догматике и обряде, отличающих её как от византийского православия, так и римского католицизма. Евхаристическое общение с Армянской церковью со стороны Византийской церкви (т.е. Православной) прекратилось после Халкидонского собора, который проходил в 451 году. Главной причиной стало учение о двух естествах Господа Иисуса Христа – человеческом и божественном. С тех пор расхождения только усиливались. Поэтому принявшие крещение в армянской церкви не могут стать участниками Таинств в Православной Церкви. Но если вы хотите принять православие, то повторно крещение принимать не надо. Армянская церковь совершает крещение «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», как и Православная Церковь. Перейти в Православие можно через чин присоединения. В настольной книге священно- церковнослужителя С.В. Булгакова говорится: «Согласно с правилами древней церкви поступает в подобных случаях и русская православная церковь. Признавая крещение необходимым условием для вступления в число ее членов, она евреев, магометан, язычников и извращающих коренные догматы православной веры сектантов принимает чрез крещение; протестантов она принимает чрез миропомазание; тех из католиков и армян, которые не получили конфирмации или миропомазания от своих пастырей, она также принимает чрез миропомазание; получивших же миропомазание или конфирмацию католиков и армян она принимает третьим чином, посредством покаяния, отречения от заблуждения и причащения Св. Тайн». Таким образом, для присоединения к Православной Церкви надо отречься от вероучительных заблуждений Армянской церкви и правильно исповедовать Православие. Если вы решите перейти в Православие, то для этого надо обратиться с этой просьбой к священнику на приходе, где вы духовно окормляетесь. Он расскажет вам более подробно о существе вероучительных расхождений и подскажет как написать прошение правящему архиерею о присоединении.

Священник Сергий Демьянов.

Батюшка, благословите!

Для выпекания просфор часто используют муку Макфа. А недавно я узнал, что вся продукция этой фирмы является кошерной. Получается, что идоложертвенное используется для приготовления Святых Даров? Допустимо ли это? Объясните, пожалуйста.

Александр.

Ответ:

Здравствуйте Александр!

Во-первых, вы неправильно понимаете термин «кошерное». Кошерное означает не идоложертвенное, хотя бы потому, что иудеи категорически идолам не поклоняются, а чтут единого Бога — Творца Небу и земли. Для иудеев кошерность означает, что при производстве этого продукта не использовалось ничего для них нечистого и не работали нечистые люди. И этот продукт является возможным для употребления в пищу правоверным иудеем – она его не осквернит. Т.е. вы считаете, что если муку производили атеисты, язычники, блудники, гомосексуалисты и лесбиянки, пьяницы, воры и прочие нечистые люди, то это ничего, а вот если верующие в Бога иудеи, то для христиан это все – конец. Вспомните слова апостола Павла из 1 Послания к Коринфянам: «Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира [сего]. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ибо что мне судить и внешних?» (1 Кор. 5, 9-12). Кроме того, помните, что идол для христиан – ничто. Т.е. боязнь случайно съесть или использовать идоложертвенное по сути – маловерие, низведение силы Божией ниже идола. «Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1 Кор. 8, 4-6). Кроме того, откройте глаза на нашу действительность. Российские раввины без всякого лукавства заявляют, что на территории России невозможно производить ничего кошерного (вы где-нибудь видели работягу иудея?). Вся кошерная пища к нам завозится из-за рубежа.

С уважением,
протоиерей Сергий Демьянов.

Здравствуйте, дорогой батюшка!

Пожалуйста, подскажите, что делать? У меня есть родственница, которая в данный момент серьезно больна. Будучи крещеной по православному обычаю, она несколько лет посещала собрания евангелистов (протестантов) и исповедовала их взгляды, а сейчас просит принести ей крещенской воды, артоса, заказать сорокоуст о здравии. Возможно ли это?

Ольга.

Ответ:

Здравствуйте Ольга!

То, что Ваша родственница попросила принести ей крещенской воды, артоса, заказать сорокоуст о здравии, вероятно, свидетельствует, что она снова обратила свое сердце к православному вероисповеданию. Если это действительно так, то важнее всего для нее сейчас исповедь. Если она готова раскаяться в своих заблуждениях, то обязательно пригласите к ней священника для совершения Таинства Исповеди. И тогда она естественным путем воссоединится с Православной Церковью, и все остальные вопросы отпадут сами собой. Если она не готова исповедоваться и не считает посещение протестантских собраний грехом отпадения от Церкви, тогда все сложнее. Дать ей крещенской воды и артоса возможно при условии ее отношения к этим предметам, как к великой Святыне с благоговением. А вот сорокоуст заказывать не стоит. Тех, кого мы поминаем на литургии, становятся соучастниками Таинства Евхаристии, а ими могут быть только люди православного вероисповедания, а если нет раскаяния в посещении протестантских собраний, о каком православии может идти речь? Но за нее можно и нужно молиться дома. Немаловажным в данной ситуации является ответ на вопрос: принимала она или нет там второе крещение? Если принимала, то присоединение к Православной Церкви возможно только по благословению епископа по специальному чину присоединения к православному вероисповеданию с совершением Таинства Миропомазания. Но это все возможно только в случае ее раскаяния и как поступить решит священник, которого Вы пригласите.

С уважением,
протоиерей Сергий Демьянов.

Здравствуйте, отец Сергий!

Объясните, пожалуйста, почему православные крестятся справа налево, а католики наоборот? Это просто традиция, сложившаяся веками, или же это имеет под собой какую-то основу?

Спасибо. Елена.

Ответ:

Здравствуйте Елена!

Позволю себе дать ответ на Ваш вопрос словами иеромонаха Иова (Гумерова) (текст взят с сайта www.pravoslavie.ru): «Религиозные обряды (в том числе и способ совершения крестного знамения от правого плеча к левому) православные люди на Руси приняли из Византии. Первый митрополит Киевский св. Михаил был греком. Из Византии прибыли в нашу страну и первые священники. От них русские переняли византийские церковные традиции. Никакой «оплошности» не было и быть не могло.

Крестное знамение человек совершает именем Божиим: «во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Если православный осеняет другого человека или пространство перед собой, то рука движется слева направо. Когда он от лица Божия осеняет крестным знамением себя, то, естественно, что рука движется в диаметрально-противоположном направлении: справа налево. Католики себя осеняют слева направо, а пространство перед собой — справа налево. За этими особенностями не стоит никое догматическое или духовно-символическое расхождение. Разница в традициях. Мы, православные, должны точно соблюдать свои установления и не осуждать традицию, возникшую у католиков.» Кроме того, более подробно об исторических аспектах, связанных с наложением на себя крестного знамения можно прочитать в книге Успенского Б. А. «Крестное знамение и сакральное пространство: Почему православные крестятся справа налево, а католики — слева направо?» (http://ec-dejavu.ru/s/Sign_of_the_Cross.html ).

С уважением,
протоиерей Сергий Демьянов.

Здравствуйте, Отец Сергий!

Позвольте занять немного Вашего драгоценного времени следующими вопросами.

1.Читал на православном сайте литературу о различии Католицизма и Православия, а также о причинах раскола. Все причины понятны, кроме одной — чем отличается очищение Девы Марии от первородного греха и божественное зачатие Иисуса Христа от католического догмата о непорочном зачатии. К сожалению, не узрел разницу при прочтении, ответьте, пожалуйста, простыми словами, если можно, в чем же различие?

2.Одной из причин раскола явилось католическое «Филиокве», согласно которому, Святой дух исходит как от Отца, так и от Сына (что противоречит православному вероучению). Но католики свое «Филиокве» основывают на словах блаженного Августина («Что есть у Отца, то есть и у Сына»). Какой же вывод следует сделать из прочитанного :

— католики неверно трактовали и применяли слова блаженного Августина,вырвали их из контекста и наложили на описание сути Святого Духа, тем самым совершив ошибку, явившуюся одной из причин раскола;

— католики применили слова блаженного Августина в том же смысле, какой сам Августин вкладывал в эти слова. Но если так, тогда блаженный Августин вольно или невольно стал проповедником раскола, и именно его труды, а не неправильное понимание их католиками, исказили учение о сути Святого Духа.

Помогите разобраться.

Прошу прощение за слишком длинный вопрос, но читая об этом хочу глубоко, а не поверхностно, понять суть и причины раскола

1054 года, как явления и исторического, и религиозного.

3. Читал на православных сайтах статьи об экранизации «Мастера и Маргариты».Мнения разные.А каково Ваше, если не секрет, собственное мнение об этой экранизации. Возможно, вы этот фильм не смотрели, но ведь есть же у Вас свое мнение, как священника, о самой идее экранизации и о самом произведении?

Спасибо за внимание к моим вопросам.

Прошу Вашего Благословения.

С уважением, Сергей, Московская область.

Храни Вас Бог, и доброго Вам здоровья.

Ответ:

Здравствуйте Сергей!

Простите за поздний ответ, все праздники был далеко от компьютера. Постараюсь ответить на Ваши вопросы.

1. Очищение Девы Марии связано с праздником Сретения. По закону Моисея на сороковой день после рождения младенца мужского пола, женщина приходила в храм и приносились жертвы в знак ее духовного очищения от женской нечистоты (течение крови), которое бывает около 40 дней. Дева Мария приносила эти жертвы в каком–то смысле формально, для исполнения закона. Потому что Она до рождества и по рождестве оставалась Девой.

Понятие первородного греха связано с повреждением грехом человеческой природы, которое наступило вследствие грехопадения наших прародителей, которое передается всему человеческому род. «Все под грехом, как написано: нет праведного ни одного» (Рим 3, 9-10).

Божественное зачатие Иисуса Христа подразумевает зачатие Спасителя Девой Марией от Духа Святаго. Католический догмат о непорочном зачатии идет дальше и говорит о непорочном зачатии самой Девы Марии, т.е., что Дева Мария особым действием Духа Святаго от рождения непричастна первородному греху, что противоречит учению Православной Церкви.

2. Я не берусь ответить точно что это было – неправильная трактовка слов блж. Августина или заблуждение самого блж. Августина. Но всегда нужно помнить, что частные святоотеческие мнения могут расходиться с учением Церкви, поэтому в качестве основания догмата не может служить частное мнение одного святого, а догмат о исхождении Духа Святаго был принят и подтвержден Святыми Отцами I-II Вселенских Соборов, на которых присутствовали целый ряд глубоко почитаемых святых угодников Божиих.

3. Экранизацию «Мастер и Маргарита» я действительно не смог посмотреть, только слышал мнение других людей, что экранизация качественная и в ней представлен ряд удачных актерских работ. Действительно, есть разные мнения богословов и священников о произведении «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Иногда – прямо противоположные, я думаю, Вы их читали. Вне всякого сомнения, псевдоевангельское повествование о Иешуа и апостоле Матфее не имеют никакого отношения к Священному Писанию, но они и отражают ту духовную ложь, которая насаждалась в Советской России. Я думаю, книгу можно читать только разумному христианину, который обращает внимание из чьих уст в романе какие слова исходят и который помнит, что дьявол всегда был отцом лжи. Духовно неподготовленному читателю роман может повредить увлечением, принятием сердцем ложной мистики. Вне всякого сомнения, что это талантливое произведение искусства.

С уважением,
протоиерей Сергий Демьянов.

Уважаемый отец Сергий!

Мне интересно узнать Ваше мнение на следующий вопрос: в нашем городе существует Новоапостольская православная церковь (извините, могу ошибаться в точной терминологии названия). Ее посещает большое количество наших горожан, начиная от обычных обывателей и заканчивая директорами и политиками нашего города. Да, я понимаю, что они делают очень много полезных и добрых дел, помогая страждущим, единственное не понятно, как в общем относиться к данной религии, имеет ли она право на существование?

Спасибо. Марина.

Ответ:

Здравствуйте Марина!

Сначала историческая справка.

Точное название этой секты – Новоапостольская церковь (НАЦ), ни в коем случае не православная. Она ведет начало от своеобразного движения внутри Римско-католической церкви, которое называлось «католическо-апостольское» и возникло в 30-е годы XIX века в Англии. Основатели этого движения якобы получили «откровение» от Бога, что в самом ближайшем будущем — еще при их жизни произойдет «конец света». Чтобы получить спасение и «царствовать со Христом», учили основатели нового движения, необходимо отказаться от всех, современных им, церковных установлений, которые «исказили чистую апостольскую веру и образ жизни христиан, теперь уже не соответствующий идеалам древней апостольской Церкви». По «откровению» они избрали двенадцать апостолов как руководителей общины и среди них — главного. Все степени священства и церковные должности были упразднены. Вместо них вернули к жизни служения христиан, которые упоминаются в Новом Завете. Среди них — кроме апостолов, пророки, евангелисты, учители и т.д.

К движению присоединились некоторые католические, англиканские и протестантские священнослужители, причем не только из Англии, но и из Германии, Швейцарии, Австрии.

Когда первые, избранные по «откровению», апостолы скончались и ожидаемое пришествие Христа не произошло, община решила подчиниться «Суду Божию» и самораспуститься.

Но часть участников движения не захотела мириться с прекращением своей деятельности, прежде всего немецкие «апостолы», отделившиеся от англичан еще в 1863 году и основавшие свою общину в Гамбурге. Путем долгих споров и организационных преобразований в 1867 году Новоапостольская церковь окончательно сформировалась. Усилиями сменяющих друг друга «первоапостолов» при четко организованной работе она не только дожила до наших дней, но и окрепла и распространилась настолько, что сегодня имеет последователей в 180 странах, а в Германии занимает третье место по численности — после Лютеранской и Римско-католической церквей.

Подробно о Новоапостольской Церкви Вы можете почитать на сайте http://bogoslov.com/?id=50

Вы спрашиваете «как в общем относиться к данной религии, имеет ли она право на существование». Отвечу немного более широко, чем Вы спрашиваете – как относиться к любой протестантской конфессии. Первое, что смущает человека, что – «Они же тоже христиане?» Чем же они отличаются от православных христиан? Любые конфессии, да и религии отличаются друг от друга ответом на вопрос о спасении, то есть как мне жить, что делать, чтобы стать наследником жизни вечной. Мало называться христианами, нужно помнить, что «Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин 4, 24). В истине, значит так, как заповедал поклоняться сам Господь Иисус Христос. Известен горький пример, когда Аарон по настоянию израильтян сделал золотого тельца, и воскликнули израильтяне: «вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской» (Исх 32, 4). Вроде бы и к тому же Богу обращались, но самочинно, не так, как заповедал им Господь. «И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он – жестоковыйны; итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их» (Исх 32, 9-10). Что же принципиально отличает все протестантские конфессии от православной Церкви? Они не имеют законного священства, т.е. имеются конфессии, в которых есть так называемые апостолы, епископы, священники, но это не имеет никакого отношения к истинному священству, т.к. эти люди не имеют апостольской преемственности, не от новых апостолов, а от тех, которых поставил Господь Иисус Христос. А там, где нет законного священства, не могут совершаться и Таинства Церкви, а значит, и нет Таинства Святой Евхаристии, Святого Причащения. А ведь Господь ясно говорит «… истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин 6, 53-54). Как бы не было интересно или приятно общаться с членами той или иной протестантской конфессии, если они не могут дать мне Истинное Тело и Истинной Крови Христовой, то я не найду у них спасения. И как бы не было тяжело больна наша Матерь Православная Церковь, в ее земной части, только в ней можно вкусить Истинное Тело и Истинную Кровь Христову. Это одна из причин, по которой можно точно определить, что данная церковь не ведет к спасению. Существуют и другие, но не буду сейчас на этом останавливаться.

Если кто-то делает «много полезных и добрых дел, помогая страждущим», то для нуждающегося человека это всегда хорошо – он утешен, напился и наелся. Но добрые дела сами по себе никак не приближают творящего их ко спасению. Как «… вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак 2, 17), так и дела без истинной веры остаются только здесь на земле, т.е. не творятся Христа ради.

И последнее. «Имеет ли она право на существование»? Ответ находим в притче о плевелах, рассказанной Господом своим ученикам (Мф 13, 24-30, 36-43) — «… чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы».

С уважением,
протоиерей Сергий Демьянов.

Здравствуйте, как православная церковь относится к протестантизму, и как надо относиться к нему православному человеку?

Ответ:

Здравствуйте!

Понятие протестантизма объединяет в себе множество достаточно разных церквей и сект. Не углубляясь в их историю и различия, скажу о главном, принципиальном отличие протестантизма от православия.

Протестантские лидеры, проповедники и, так называемые, новые «апостолы» и «священники» не имеют благодатной (апостольской) преемственности. Через это протестантизм не имеет общения с Богом в таинствах Церкви. Максимум, что Вы сможете найти в протестантской церкви, – это узнать о Христе (часто с большими искажениями с точки зрения Православия). Но это не приведет никого ко спасению. Православие не рассказывает о Христе, а указывает путь полного познания Христа, соединения со Христом, прежде всего, в таинстве Святого Причащения. «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 53-54).

Слово «религия» (от лат. religion) по мнению западного христианского писателя и оратора Лактанция (†330 г.) происходит от латинского глагола religare, означающего «связывать», «соединять». Из вышесказанного следует, что протестантизм не может соединить человека с Богом, поэтому Православие относится к протестантизму как к ложному (т.е. не способному привести к конечной цели, вводящему в заблуждение) религиозному направлению.

Более подробно на эту тему Вы можете найти ответ, например, в книге дьякона Андрея Кураева «Протестантам о православии»: http://www.kuraev.ru/books2.html .

С уважением,
прот. Сергий Демьянов.