Настоятель храма Сергий Демьянов

Архитектура храма

Дошедшие упоминания сообщают, что кирпичный храм Преображения был выстроен уже в 1613-1614г. г. Затем он неоднократно перестраивался. Исходя из общего характера архитектурных форм и деталей, в своем окончательном виде храм сложился не ранее второй половины семнадцатого столетия.

Храм Преображения пятиглавый, бесстолпной конструкции. Его композиционное решение соответствует широко распространенному в посадском строительстве второй половины 17 века типу храма, известному под названием “корабля”, где по продольной оси располагаются колокольня, трапезная и основной объем здания, называемый “настоящая”. Замечательные памятники подобной архитектуры, расположенные в Москве, — церковь в селе Поярково (1670), церковь Николы в Хамовниках (1680), а также в Подмосковье — церковь Казанская в селе Котельниково (1675), церковь Косьмы и Дамиана в Кузьминском (1652).

Проезжая по Калужской дороге, вскоре после Обнинска, близ Шемякино, вы увидите вдалеке белую церковь Спаса — Преображения, словно парящую над рекой, холмами и близлежащими деревенскими домиками. Особую торжественность, вознесенность горе, напоминающую о восхождении Господа с учениками на гору Фаворскую перед Преображением, зодчие сообщили храму, приподняв его над землей на высоком подклете.


В подклете, или в подцерковье, имеется нижний придел в честь Казанской иконы Богоматери. В документах Оболенской церковной десятины указано, что он был освящен в 1696г. Очевидно, что изначально в храме нижнего придела не было. Доказательством этому служит, во-первых, крайне скудное освещение нижней церкви; во-вторых, выпиленные связи в пятах сомкнутых сводов, и, наконец, в-третьих, пол, опущенный на 52-53 сантиметра ниже уровня земли, с целью увеличить высоту подцерковья. Так как при этом обнаружились обрезы фундамента из бутового камня, то не желая его тревожить, обрезами воспользовались для устройства каменных сидений, которые в виде лавок проходят по стенам.
Ярус подклета внешне отделен от верхнего храма горизонтальной тягой. В настоящее время теплый храм подлежит ремонту, и службы там не совершаются.
При взгляде на церковь Преображения остается ощущение необычайно мощного движения архитектурных форм вдоль центральной оси запад-восток, почти не уравновешенного в поперечном направлении. Объясняется это отсутствием галереи, разобранной в 19 веке. Галерея была открытая, на аркадах, и окружала храм с трех сторон. Об этом свидетельствует портал входа на северном фасаде. Выход в галерею имелся также с паперти, расположенной под колокольней (хорошо видны заложенные арки, в прошлом ведущие в северное и южное крыло галереи). На паперть ведет лестничный всход. Когда галерея была разобрана, к лестнице пристроили, выносные столбы, завершенные треугольным фронтоном. Выносные столбы соединяются с центральной аркой четверика колокольни перекрытием, которое напоминает широко распространенные в 17 веке “ползущие своды”.


Реконструкция помогает представить, каким образом примыкала галерея, и как она изменяла облик храма.
 

Живописный характер церкви Спаса усиливается введенной в ее композицию трехъярусной шатровой колокольней. Обычная для колокольни конструкция “восьмерик на четверике” имеет примечательную особенность: ребра ее восьмигранного яруса звона ориентированы по сторонам света. В оформлении колокольни можно отметить лопатки с полуколонками, усиливающие четверик, ярусы карнизов, наличники слухов в и излюбленный мотив декоративного убранства 2-й половины века — ширинки. Колокольня гармонично согласуется с другими частями храма.
Настоящей является обширный, квадратный в плане, бесстолпный зал, перекрытый высоким сомкнутым сводом, увенчанным пятью главами. Лишь центральная глава открывается в интерьер, пропуская потоки света. Четыре боковые главы глухие, они снаружи декорируют храм в сочетании с двумя рядами килевидных кокошников, поставленных “вперемежку”. В тимпанах кокошников помещены девятилепестковые ромашки, которые восходят к белокаменным резным раковинам в тимпанах закомар Архангельского собора Московского Кремля, а затем широко использовавшимся в зодчестве 2-й пол. 17 века. Стилизация упростила их, сделав похожими на плоский цветок. Основания барабанов глав тоже окружены кокошниками.
Углы внешних стен настоящей оформлены лопатками с утопленными в них полуколоннами. Завершаются стены сложным раскрепованным карнизом с поясом поребрика. Окна расположены в два яруса.
С востока к настоящей примыкает алтарная часть с четырьмя полукруглыми апсидами. Северная — принадлежит приделу Покрова Божией Матери. Придел был выстроен одновременно с церковью, что доказывается асимметричной разбивкой окон и дверей настоящей.


Трапезная одноэтажная, перекрыта цилиндрическим сводом с большим лотком над западным входом и маленькими — над окнами. Снаружи она завершается двускатной кровлей.
Форма наличников настоящей и трапезной в виде прямоугольной скобки указывает на датировку памятника 70-80-ми гг. 17 века. Окна нижнего храма декорированы значительно скромнее — треугольными фронтонами.


Исследователи считают, что венчающая часть храма должна была перестраиваться в 18 веке.
В середине 18 века селом владеет Василий Васильевич Нарышкин (1712-1770). Вероятно, при нем был произведен ремонт в храма. В это же время мог появился Крестовоздвиженский придел, выгороженный в трапезной.


Если довериться имеющимся у нас сведениям о постройке каменного храма в селе Спас-Загорье в первой четверти 17 века, то можно сделать вывод, что он претерпевал серьезные изменения на протяжении этого столетия. В нем проявляется наследие такого яркого памятника московского зодчества середины века как церковь Рождества Богородицы в Путинках. Система “корабля”, а также скрепообразные наличники окон, “раковины” закомар и другие детали характерны для многих памятником Москвы и Подмосковья второй половины 17 века. Таким образом, храм Преображения был завершен в то время, когда архитектурный стиль эпохи получил выражение в устойчивых архитектурных формах, то есть не ранее 70-80-х гг. 17 века.