Настоятель храма Сергий Демьянов

О Православных праздниках

ВОСПОМИНАНИЕ АДАМОВА ИЗГНАНИЯ

1 марта

Богослужение этого дня стремится показать нам всю глубину и остроту того, что мы вспоминаем. Оно говорит об Адаме, который только был изгнан из рая: вот он сел и видит рай перед собой, и понимает, что его потерял, и горько плачет: «Помилуй мя, падшего!» Но все не заканчивается на этой безрадостной ноте, ведь Господь отвечает, что примет кающегося грешника, не даст погибнуть своему созданию. И весь день посвящен тому, чтобы нам захотелось поститься, начать духовные подвиги. А на вечерне совершается чин прощения, с которого и начинается Великий пост. В конце вечерни читается молитва св. Ефрема Сирина Господи и Владыко живота моего. Церковь говорит нам: если ты пал, встань на путь покаяния.

НЕДЕЛЯ 1-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА. ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ

8 марта

В первую неделю св. Четыредесятницы совершается воспоминание Торжества Православия, окончательно установившего почитание святых икон. В 787 году VII Вселенский собор сформулировал догмат иконопочитания, а Собор в Константинополе в 842 году при св. Патриархе Мефодии и содействии св. царицы Феодоры установил почитать память сего восстановления ежегодно в 1-ю неделю Четыредесятницы. Но праздник имеет и более широкий смысл.

Все великие ереси Востока посягали на самую суть откровения – учение о Богочеловечестве Христа. Арий утверждал, что Он – лицо тварное, только подобное Богу. Несториане проводили грань между Иисусом – Сыном Божиим и Иисусом – человеком, Который стал единым только после Крещения в Иордане. Монофизиты считали, что человечность Христа поглощена Его Божеством, и потому отрицали ее; монофелиты признавали в Христе только одну волю – Божественную. И, наконец, иконоборцы, запретив изображать Богочеловека, фактически отказались от веры в реальность Воплощения.

Торжество Православия заключается в том, что через восстановления почитания икон Церковь отстояла истину Боговоплощения, истину, что Бог Себя являет, образно Себя открывает.

ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ОБРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

9 марта (служба по Уставу переносится на 8 марта)

После усекновения честной главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна тело его ночью было тайно погребено учениками его в сирийском городе Севастии, а честная глава его тайно сокрыта Иродиадой, боявшейся, что при соединении главы с телом при погребении Иоанн может воскреснуть и снова обличить ее. Злобно надругавшись над главою пророка, она сокрыла ее глубоко в земле во дворце в нечистом месте. Об этом знала благочестивая Иоанна, жена домоправителя Ирода. Она, тайно откопав светлую главу, вложила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской. При Константине Великом два инока, пришедшие в Иерусалим для поклонения Гробу Господню, обрели главу Иоанна на горе. Много лет спустя она была сокрыта в пещере, где впоследствии устроился монастырь. Игумен этого монастыря Маркелл в 452 г. вторично обрел главу св. Пророка.

СВТ. ГРИГОРИЙ ПАЛАМА

15 марта

Родился в 1296 году в Малой Азии. В 1336 году в скиту св. Саввы он занялся богословскими трудами, которых не оставлял до конца жизни. 27 мая 1341 года Константинопольский Собор принял положение св. Григория Паламы (против ереси монаха Варлаама) о том, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих нетварным благодатным Своим Светом, каким сиял Он на Фаворе. В 1344 году Патриарх Иоанн XIV Калека, приверженец учения Варлаама, отлучил св. Григория от Церкви и заключил в темницу. В 1347 году после смерти Иоанна XIV, св. Григорий был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок, и святителя в течение года продавали в различных городах. Лишь за три года до кончины св. Григорий вернулся в Солунь. Мирно преставился Богу 14 ноября 1359 года.

НЕДЕЛЯ 3-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА, КРЕСТОПОКЛОННАЯ

22 марта

Третья неделя Великого Поста – Крестопоклонная. За всенощной этого дня крест торжественно выносится на середину церкви и остается там всю неделю; после каждой службы совершается особое поклонение кресту. И в Евангельском чтении этого дня мы слышим призыв Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).

40 МУЧЕНИКОВ СЕВАСТИЙСКИХ

22 марта

Это была дружина храбрых воинов-христиан. Сначала их осудили на побиение камнями, но камни летели мимо или возвращались на мучителей. Их снова заключили в темницу, где они в молитве вторично услышали утешающий голос Господа: «Верующий в меня, если и умрет, оживет». И «Претерпевший до конца, тот спасен будет». На следующий день святых осудили на холодную смерть: раздели и поставили под стражей на льду. В полночь один из них не выдержал и бросился бегом к бане, но едва вошел в нее, как упал замертво. Под утро воин Аглаий увидел над головой каждого мученика светлый венец и насчитал 39 венцов. Тогда он сказал остальным стражникам: «И я христианин» – и присоединился к мученикам. Наутро мучители с удивлением увидели, что они живы; им перебили голени, а тела сожгли (320).

ПРП. ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК

29 марта

По преданию, св. Иоанн родился около 570 года в семье свв. Ксенофонта и Марии. Шестнадцати лет он пришел в Синайский монастырь, где через 4 года был пострижен в иноки и девятнадцать лет воспитывался под руководством старца Мартирия. Однажды они пошли к старцу Иоанну Савваиту, который встал, умыл ноги Иоанну и облобызал его руку. После их ухода ученик св. Иоанна Савваита спросил его, почему он так сделал. Старец ответил: «Поверь мне, чадо, я не знаю, кто этот отрок, но я принял игумена Синайского и умыл ноги игумену». Авва Стратигий предсказал, что он будет некогда великим духовным светочем. Слова великих старцев сбылись. В 35 лет прп. Иоанн удалился отшельником в пустыню у подножия горы Синай. Провел там 40 лет, смиренно и кротко трудился с молитвой, сочиняя книги. В семидесятипятилетнем возрасте он был избран игуменом Синайской обители. По просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря, им была написана знаменитая «Лествица добродетелей», где он раскрыл 30 ступеней восхождения к духовному совершенству. Цель этого творения -–показать, что дело спасения требует от человека самоотвержения и усиленных подвигов. Ступени «Лествицы» – это путь человека к совершенству, которое постепенно, а не вдруг может быть достигаемо, дабы он мог приблизиться к Царству Небесному. Четыре года св. Иоанн пробыл игуменом, затем вновь возвратился к уединению и безмолвию. Скончался в 649 г.
 

ПОХВАЛА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

4 апреля

Празднование Похвалы Пресвятой Богородицы установлено в воспоминание чудесного спасения Константинополя в 626 г. от персов и аваров. Чудо спасения города произошло во время горячей, усердной молитвы клира и народа за богослужением во Влахернском храме. В память этого события диаконом Константинопольской Церкви Григорием Писидийским был составлен акафист Божией Матери.

ПРП. МАРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ

5 апреля

Святая Мария Египетская происходила из города Александрии и в юности была великой грешницей. Благодаря милости Божией она возвратилась к праведной жизни, стала великой святой и своими подвигами в пустыне удивила ангелов.

Поминая ее в пятую неделю Великого поста, Церковь дает образец истинного покаяния и, для ободрения духовно труждающихся, показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам. Жизнь ее напоминает верующим, что никогда не следует отчаиваться в милосердии Божием, как бы низко кто ни пал.

Св. Марии Египетской молятся об избавлении от блудной страсти.

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

7 апреля

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы празднуется в память о спасительном возвещении архангелом Гавриилом Деве Марии о Зачатии Ею Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! – благовестил архангел. – Благословенна Ты между женами!» Будущая Матерь Божия, увидев ангела, «смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие». Ангел же сказал Ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать от Бога: и вот зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречешь имя Ему: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего». Пречистая Дева вопросила: «Как же будет это, когда я мужа не знаю?» И он ответил Ей: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Вышнего осенит Тебя: посему и Рождаемое Святое Сыном Божиим наречется…». И сказала Мария: «Се, раба Господня, да будет Мне по слову Твоему».

Нынешнее название праздника установлено в VII веке. До этого он носил различные названия: Зачатие Христа, Начало Искупления, Благовещение ангела Марии.

ЛАЗАРЕВА СУББОТА. ВОСКРЕШЕНИЕ ПРАВ. ЛАЗАРЯ

11 апреля

В субботу на 6-й неделе поста вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря.

Близ Иерусалима есть селение Вифания. В нем жил некто Лазарь с двумя сестрами – Марфой и Марией. Господь очень любил это благочестивое семейство и часто посещал их. Незадолго до праздника Пасхи Лазарь заболел. «Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь болен. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией… Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе… Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет… Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился… Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит к гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит ему: Господи! уже смердит, ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что ты услышал Меня… Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком… Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него» (Ин. 11, 3-45)

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ. ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

12 апреля

В последнее воскресенье Великого поста Церковь воспоминает торжественный вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим; вход, ставший преддверием крестных и вольной смерти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

На другой день после воскрешения Лазаря Иисус Христос отправился из Вифании в Иерусалим. За ним следовало много народа. «И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их… Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший восклицал: «Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних» (Мф. 21, 1-3, 6-9). И прославляли Его как Царя и Господа.

Когда Иисус вступил в Иерусалим, весь город пришел в движение, и спрашивали: «Кто это?» А народ, сопровождавший Его, говорил: «Это Иисус, пророк из Назарета Галилейского».

Иисус Христос, смотря на город, заплакал о нем. Он знал, что через несколько дней те, кто возглашает Ему: «Осанна!» – завтра будут кричать: «Распни Его!» И вошел Иисус в храм Божий, и приступили к Нему слепые и хромые, и Он исцелил их.

Название «Вербное воскресенье» – есть чисто русское и объясняется тем, что пальмовые ветви, которых у нас на Руси нет, заменяются во время службы ветвями вербы как дерева, которое прежде всех деревьев распускается и дает почки. На Всенощной освященные молитвой и окроплением святой водой ветви раздаются молящимся, с которыми при возжженных свечах верующие стоят до конца службы.

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА. ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК

13 апреля

Такое название эта неделя имеет потому, что она посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя. Его страстей (страданий), крестной смерти и погребения. В страстную седмицу полагается особенно строгий пост.

В Великий Понедельник мы воспоминаем бесплодную смоковницу, иссохшую по слову Господа до корня, как образ человека, погибшего в нераскаянии, т.е. не приносящего плода веры. «И увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам: если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21, 19 – 22).

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРТОК. ВОСПОМИНАНИЕ ТАЙНОЙ ВЕЧЕРИ

16 апреля

В этот день воспоминаются умовение Иисусом Христом ног ученикам, Тайная Вечеря, на которой Господь установил таинство святого причащения, и предание Его Иудою.

За два дня до ветхозаветной Пасхи, в четверг утром, Иисус Христос призвал двух учеников, Петра и Иоанна, и сказал им: «Пойдите в город к такому-то и скажите ему: «Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими». Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками» (Мф. 26, 18-20). «Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был перепоясан… Когда же умыл им ноги и надел одежду свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что я сделал вам?.. Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что я сделал вам» (Ин. 13, 3-5, 12-15). Во время самой вечери Иисус Христос сказал ученикам Своим: «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее… Он приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь». (Ин. 13, 21-27, 30). «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите, сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28). При этом Он повелел: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19). Так было установлено таинство Причащения, и апостолы под видом хлеба и вина причастились Тела и Крови Христовых.

ВЕЛИКИЙ ПЯТОК

17 апреля

В этот день воспоминается суд и осуждение Господа, Его распятие, крестные страдания и сама смерть на кресте. На вечерне из алтаря на середину храма выносится для общего поклонения Плащаница – большой плат с изображением лежащего во гробе Спасителя. Плащаница находится там в продолжение трех неполных дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

Воины привели Иисуса Христа на Голгофу, близ Иерусалима, и там распяли Его между двумя разбойниками. Над головою Его по приказанию Пилата была прибита доска с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин. 19, 19). Когда пригвождали Иисуса Христа ко кресту, Он молился за Своих врагов и говорил: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34). Первосвященники и книжники смеялись над Господом и говорили: «Других спасал, а Себя Самого не можешь спасти! Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него» (Мф. 27, 42). ТО же говорили народ и воины. «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидеши во Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 39-43). У креста Господня стояла Матерь Его и любимый ученик Иоанн. Иисус Христос, увидя их, «говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!» (Ин. 19, 26-27). И с этого времени Иоанн взял Пречистую Деву Марию к себе в дом и заботился о Ней, как о своей матери. Когда распяли Иисуса Христа, был полдень, или по еврейскому счету шестой час дня. Вдруг солнце померкло и сделалась великая темнота, которая продолжалась три часа. В третьем часу пополудни Иисус Христос сказал: «Совершилось!» (Ин. 19, 30). Потом Он громким голосом воскликнул: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23, 46), — склонил голову и испустил дух. В эту минуту земля затряслась, камни рассыпались, завеса церковная, которая отделяла святое святых от святилища, раздралась надвое, с верхнего края до нижнего, и многие тела умерших святых воскресли. «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27, 54). И народ, бывший при распятии, в страхе стал расходиться, ударяя себя в грудь. Наступил вечер. «Первосвященникам не хотелось оставить тела распятых на кресте до субботы, так как в субботу был великий праздник Пасхи. Поэтому они просили у Пилата позволения перебить распятым голени, чтобы они умерли. Пилат позволил. Тогда воины перебили голени разбойникам, когда же пришли к Иисусу Христу, увидели, что Он мертв, и не перебили у Него голеней. Но один из воинов копьем пронзил Его ребро, и из раны истекла кровь и вода» (Ин. 19, 31-34).

ВЕЛИКАЯ СУББОТА

18 апреля

На утрени Плащаница выносится священнослужителями из храма и обносится вокруг церкви в воспоминание пребывания тела Иисуса Христа во гробе плотски, сошествия Его духовного во ад и победы над адом и смертью. Затем, по внесении плащаницы в храм, она подносится к открытым царским вратам в знамение того, что Спаситель Божеством Своим неразлучно пребыл на престоле с Богом Отцом и Духом Святым.

В пятницу вечером пришел к Пилату Иосиф из Аримафеи, человек богатый и знатный, член Синедриона, тайный ученик Христа, и просил тело Иисусово. Пилат, узнав от сотника, что Иисус умер, отдал тело Его Иосифу. Иосиф купил плащаницу, снял со креста тело Иисусово и обвил Его плащаницею.

Пришел также и Никодим, тайный ученик Иисуса Христа, и принес около ста фунтов благовонного состава из смирны и алоя. Иосиф и Никодим взяли тело Иисуса Христа, обвили Его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребали иудеи. Близко от того места, где Иисус Христос распят, находится сад Иосифа, а в саду новый гроб, высеченный в скале, в котором еще никто не был положен. В этом своем гробе Иосиф с Никодимом положили тело Иисуса Христа и, привалив большой камень к двери гроба, удалились. В снятии Иисуса Христа со креста и погребении участвовала и Пресвятая Матерь Его. При этом были также и жены, пришедшие за Иисусом Христом из Галилеи. Возвратившись с погребения, они приготовили благовония и масти, чтобы помазать тело Иисуса Христа по прошествии субботы. В субботу собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и сказали: «Господин! мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу и положили к камню печать»»(Мф. 27, 63-66). Когда тело Иисуса Христа лежало во гробе, Он душою Своею сошел в ад, возвестил находящимся там душам умерших людей о Своей победе над дьяволом и смертью, вывел оттуда в рай души людей, с верою ожидавших Его пришествия, а Божеством Своим был на престоле с Богом Отцом и Духом Святым.

СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА

19 апреля

Слово Пасха в переводе с еврейского означает «избавление», «исход». Евреи, празднуя ветхозаветную Пасху, вспоминали об освобождении предков своих от рабства египетского. Христиане же, празднуя Пасху новозаветную, торжествуют избавление через Христа всего человечества от рабства дьяволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Празднуют исход от небытия к бытию, от ада на небо, от смерти и тления, приобретенных первыми людьми Адамом и Евой в результате грехопадения, к бессмертию, которое и является первоначальным и естественным состоянием человека.

Пасха – это исход человеческой жизни через восстание Христово из мертвых к ее началу – вечной жизни. По важности благодеяний, полученных нами через Воскресение Христово, Пасха является праздником праздников и торжеством из торжеств, почему и богослужение сего праздника отличается величием и необычайной торжественностью.

В первый день после субботы, рано утром, сделалось сильное землетрясение. С неба сошел Ангел Господень; вид его был, как молния, а одеяние белое, как снег. Он отвалил от двери гроба камень и сел на нем. Господь же Иисус Христос воскрес из мертвых. Воины, стоявшие на страже, от страха попадали на землю, как мертвые, а потом разбежались. Некоторые из них пришли к первосвященникам и рассказали им о случившемся. Первосвященники же дали им денег и научили говорить, будто бы ночью, когда они спали, ученики Иисуса Христа пришли и украли Его тело.

Когда начало светать, Мария Магдалина и с нею некоторые благочестивые женщины пошли ко гробу с благовонным миром, чтобы помазать тело Иисусово. Дорогою они говорили между собой: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?» (Мк. 16, 3). Прежде других ко гробу подошла Мария Магдалина, но когда увидела, что камень отвален от гроба, побежала назад к Петру и Иоанну и сказала: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его» (Ин. 20, 1-2). Вслед за Марией Магдалиной пришли ко гробу и прочие мироносицы и увидели Ангела, который сказал им: «Вы Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен» (Мк. 16, 6). Мироносицы в страхе побежали назад. На дороге им явился Сам Иисус Христос и сказал: «Радуйтесь!» И они, приступивши, ухватились за ноги его и поклонились Ему» (Мф. 28, 9).

ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

21 апреля (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы)

В IX веке, в царствование императора Феофила во время иконоборства, одна благочестивая женщина, жившая около города Никеи, опустила образ в море, прося Владычицу спасти его. Сын этой женщины ушел на Афонскую гору, где стал иноком. Через два века, по подымавшимся над морем огненным столпам, увидели иноки Иверской обители в море икону. Грузин, старец Гавриил, получив веление Владычицы, прошел по воде, как по суше, и принес образ. По воле Владычицы икона была поставлена над вратами обители, от чего называется Вратарницей, а от имени обители – Иверской. Явлена икона была 31 марта в Светлый вторник. Список с нее был прислан архимандритом Иверского монастыря Пахомием царю Алексею Михайловичу в 1648 г. В России особым почитанием пользовалась чудотворная Иверская икона в Москве в часовне у Воскресенских ворот.

АНТИПАСХА. НЕДЕЛЯ АПОСТОЛА ФОМЫ

26 апреля

Это воскресенье называется Фомина неделя, или Антипасха (Обновление Пасхи), ибо в сей день Господь повторил и обновил свое явление всем одиннадцати ученикам, в числе которых был и апостол Фома, не хотевший верить воскресению Христа, пока сам не увидит ран Спасителя и не прикоснется к ним.

«В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди их и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 19-29).

РАДОНИЦА. ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ

28 апреля

В первый вторник после пасхальной недели св. Церковь, разделяя радость Воскресения Христова с умершими в надежде всеобщего воскресения, особо творит поминовение усопших, потому и день этот называется «Радоницей». После литургии совершается вселенская панихида. Издревле существует обычай в этот день посещать могилы своих родных.