Настоятель храма Сергий Демьянов

О Православных праздниках

СВЯТЫЕ ПЕРВОВЕРХОВНЫЕ АПОСТОЛЫ ПЕТР И ПАВЕЛ

12 июля

Св. апостол Петр был одним из ближайших учеников Спасителя и свидетелем таких особых моментов земной жизни Господа, как Его Преображение. Св. Петр, ранее звавшийся Симоном, первый из учеников исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим. За твердость его веры Господь дал ему имя Петр (камень) и на этом камне веры обещал построить Церковь, которую и врата ада не одолеют. Однако, вера Петра была хотя и пылкой, но неустойчивой, поэтому для укрепления ее Господь попустил Своему апостолу падение: когда Христос был схвачен иудеями, Петр трижды отрекся от Него. Позже Господь восстановил его в апостольстве и поручил ему опеку над чадами Церкви. Св. Петр окончил свой подвиг в Риме, где он был распят вниз головой, при императоре Нероне.

Св. апостол Павел был особым избранником Божиим: по пути из Иерусалима в Дамаск, куда он направлялся для преследования христиан, его осиял свет с неба и он из гонителя христиан Савла превратился в величайшего проповедника христианства. Св. Павел написал множество богодуховных посланий и проповедовал во многих странах, начиная от Иерусалима и кончая столицею мира Римом. В Риме он был обезглавлен императором Нероном.

Свв. апостолы Петр и Павел, как более всех потрудившиеся в проповеди веры Христовой, наименованы Церковью первоверховными.

СВЯТЫЕ ЧУДОТВОРЦЫ КОСМА И ДАМИАН

14 июля

Косма и Дамиан были родные братья; отец их был язычник, а мать, Евдокия, исповедывала веру христианскую. Она рано овдовела и вела жизнь благочестивую, возложив всю надежду свою на Господа Бога. Евдокия приучала к благочестивой жизни и детей своих, строго наблюдая за ними, наставляла их в добродетели и сама знакомила их с священным писанием и учением церковным.

Косма и Дамиан с детства отличались послушанием, кротостию и благонравием. Чтобы более приносить пользы ближним, они изучили врачебную науку, узнавали врачебные свойства травы и растений и сделались весьма искусными врачами. Господь благословил добрых врачей и даровал им чудотворную целебную силу.

Братья, отдавая себя и свои знания на служение ближним, не искали ни земной славы, ни богатства, никогда не брали денег за лечение, утверждая, что дар исцеления они получили от Бога для блага ближним.

Святая церковь и назвала этих бескорыстных братьев-врачей бессребренниками.

Пожив мирно, братья мирно же и почили и по смерти были прославлены господом многими чудесами.

СВЯТОЙ ЦАРЬ-МУЧЕНИК НИКОЛАЙ

17 июля

Последний царь из дома Романовых и последний Российский Император (1894-1918), Царь-Мученик Николай родился 6-го мая 1868 г., в день памяти Св. Иова Многострадального, чем был предзнаменован и его собственный тернистый путь. Будучи истинным христианином, добрым семьянином и горячо-любящим свою страну и свой народ правителем, Царь-Мученик был осмеян, оклеветан и предан окружающей средой, пропитанной ядом богоотступничества. В царствование Царя-Мученика Николая, трудами сего благочестивейшего государя было прославлено восемь новых святых. Царь лично участвовал в торжественном прославлении преп. Серафима Саровского в 1903 г., за что, по пророчеству преподобного, и сам был прославлен: сменил свою поруганную земную корону на сияющий венец мученичества. В ночь на 4/17 июля 1918 года, Царь-Мученик Николай со своей семьей и верными слугами был злодейски убит богоборцами в подвале ипатьевского дома в Екатеринбурге. Отдав себя в умилостивительную жертву Богу за грехи всего русского народа, Царь-Мученик стяжал великое дерзновение перед престолом Царя Славы, где вместе со всеми Новомучениками и Исповедниками Российскими ходатайствует за землю русскую и за свой многострадальный народ.

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ

18 июля

Преп. Сергий, в миру Варфоломей, родился в семье бояр Ростовской области. Он проживал в Радонеже и был с детства боголюбив. Чудесно, по горячей молитве, обрел способность к учению. По пострижении родителей и их кончине, преподобный осуществил свое давнишнее желание – ушел в пустынное место Маковец в дремучем Радонежском лесу на берегу реки Кончуры и принял монашество. Преподобный создал Св. Троицкую обитель и был поставлен ее игуменом, хотя продолжал работать как простой инок. Позднее он установил в обители общежитие. Преп. Сергий основал и другие обители и был, при посредстве своих учеников, распространителем монашества по всей Руси. Он благословил великого князя Дмитрия Донского перед Куликовским боем, даровал ему в помощь двух своих иноков и предсказал ему победу над врагом. Святой митрополит Алексей хотел иметь его своим преемником, но он, всегда смиренный, отказался. При конце жизни преподобный удостоился явления ему Божией Матери. Преп. Сергий почил 25 сентября 1392 г., а 5 июля 1422 г. состоялось обретение честных его мощей.

СВ. НОВОМУЧЕНИЦА ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ ЕЛИСАВЕТА

18 июля

Св. Великая Княгиня Елизавета происходила из немецкого протестантского рода, и была старшей сестрой последней русской Императрицы и супруги Великого Князя Сергея Александровича. С детства обладая доброй и чуткой душой, и отличаясь глубокой религиозностью, святая получила полный расцвет своему духовному облику в принятой ею православной вере. Во время долгого пребывания Великого Князя на посту Генерал-Губернатора в Москве, св. Елизавета была в живом соприкосновении с русскими вековыми святынями и исконным народным бытом, и тесно сроднилась со своим новым отечеством.

Мученическая смерть любимого супруга, погибшего от бомбы анархиста, произвела в душе Великой Княгини переворот. Она отошла от мира и, презрев насмешки общества, посвятила себя на служение Богу и ближним. Она основала Марфо-Мариинскую обитель и занялась широкой благотворительностью, опекая больных, сирот и бесприютных. Позже святая и сама приняла монашество.

За свое великое милосердие и любовь к ближним, св. Елизавета сподобилась принять от Господа мученический венец: 5/18 июля 1918 г., вместе со своей преданной послушницей и несколькими царственными родственниками, св. Великая Княгиня была убита богоборцами.

ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ КАЗАНСКАЯ

21 июля

Икона явлена в 1579 г. после пожара, уничтожившего часть Казани. Владычица троекратно повелела 9-летней Матроне, дочери стрельца, объявить архиепископу и воеводам, что на месте сгоревшего дома ее отца находится икона. Повеление было исполнено, но те не поверили рассказу матери девочки. Тогда обе 8 июля начали сами рыть землю. Именно Матроне удалось найти образ, завернутый в ветхую одежду. По-видимому, во времена владычества татар кто-либо из христиан скрыл под землею это свое сокровище. Икона была перенесена в ближайшую церковь, где совершались чудесные исцеления, а позже был построен собор и женский монастырь. Точный список с иконы был послан в Москву в 1579 г. царю Иоанну IV, а в 1811 г. был перенесен в Казанский собор в С.-Петербурге. Икона Казанской Божией Матери в С.-Петербурге пользовалась огромным почитанием. Перед ней молился Кутузов при назначении его в 1812 г. главнокомандующим. Третья икона, присланная из Казани князю Пожарскому при возглавлении им народного ополчения, находилась в воздвигнутом им в Москве Казанском соборе на Красной площади, после освобождения столицы от поляков 22 октября 1612 г.

СВЯТЫЕ ОТЦЫ СЕМИ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ

28 июля

Святая Церковь в разное время собирала семь вселенских соборов для борьбы с ересями. На этих соборах святые богоносные Отцы, под воздействием Святого Духа, утвердили истину Христову на все века.

Первый Вселенский Собор был созван в 325 году в городе Никее и осудил лжеучение Ария, который отвергал Божество Христа и учил, что Сын Божий есть только высшее творение.

Второй Вселенский Собор был созван в 381 году в Константинополе и осудил лжеучение Македония, который отвергал Божество Св. Духа. На первом и втором соборах Святыми Отцами был утвержден Символ Веры.

Третий Вселенский Собор был созван в 431 г. в городе Ефесе и осудил лжеучение Нестория, отвергавшего божественную природу Господа Иисуса Христа.

Четвертый Вселенский Собор был созван в 451 г. в городе Халкидоне и осудил лжеучение Евтихия, отвергавшего человеческую природу господа Иисуса Христа.

Пятый Вселенский Собор был созван в 553 году в Константинополе и осудил нераскаявшихся последователей несторианской ереси.

Шестой Вселенский Собор был созван в 680 году в Константинополе и осудил ересь монофелитов, признавших в Иисусе Христе два естества, но лишь одну волю.

Седьмой Вселенский Собор был созван в 787 г. в Никее, осудил ересь иконоборчества и установил праздник Торжества православия.

СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР

28 июля

Св. князь Владимир, сын князя-язычника Святослава Киевского, родился в 963 г. и был воспитан своей мудрой и благочестивой бабкой, св. княгиней Ольгой. Сначала св. Владимир был ревностным язычником, но подобно тому, как Промысел Божий превратил гонителя христиан Савла в великого апостола Павла, так и святому князю был уготован великий жребий стать духовным отцом своего народа, открыв ему путь в царство небесное. Уразумев заблуждение язычества, св. князь отправил послов испытать другие вероисповедания. Вернувшись из Царьграда, послы сказали св. Владимиру, что стоя в церкви, они не знали «на земле они или на небе». Слыша все это, и памятуя пример своей бабки св. Ольги, князь Владимир возгорелся духом быть христианином и обратить всю свою землю ко Христу. Сам князь крестился в Корсуне в 988 году, а затем на реке Днепре совершилось великое духовное торжество – крещение русского народа, о чем ангелы радовались на небе. После своего крещения св. князь полностью переродился: из сурового язычника он стал образцом христианских добродетелей, в особенности милосердия. Народ очень любил своего князя и ласково прозвал его «Владимир – Красное Солнышко». Умер св. князь (в крещении Василий) в 1015 г.
 

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ, САРОВСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ

1 августа

Господь благословил Своего великого угодника и пустынножителя Серафима и еще при жизни наделил его благодатным даром чудотворения. Силою Божиею Серафим провидел будущее и очень часто предсказывал будущее, а также исцелял тяжелые и неизлечимые недуги. В 1830 году прибыл в Саров больной водянкой – болезнью неизлечимой. Старец увидел больного и, зная его глубокую веру в Бога и надежду на помощь и силу молитвы Старца, сказал ему: «Завтра мы с тобою увидимся». На другой день Старец принимал приходивших к нему в лесу, у ручья. Когда пришел к нему, в числе многих других посетителей, и больной, с которым он вчера беседовал, святой Серафим велел ему умыться из ручья и напиться воды и дома омыть тело свое. Когда все приказанное Старцем больной исполнил, то болезнь его совсем прошла и он стал здоровым. Случаи чудесного исцеления от этого источника, прозванного Серафимовым источником, вообще были весьма часты. Молитва праведника избрала воду его внешним орудием благодатного действия.

ПРОРОК ИЛИЯ

2 августа

Один из величайших пророков и первый девственник Ветхого Завета. Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Когда родился Илия, отцу его Соваку было видение, что благообразные мужи беседовали с ним, пеленали огнем и питали пламенем огненным. С юных лет он поселился в пустыне и жил в строгом подвиге поста и молитвы. Призван на пророческое служение в царствование царя Ахава-идолопоклонника, который поклонялся Ваалу (солнцу) и заставлял народ еврейский делать то же. Господь послал Илию к Ахаву и повелел предсказать ему, что если он и его народ не обратятся к истинному Богу, то его царство постигнет голод. Ахав не послушался пророка, и в стране настала засуха и большой голод. Во время голода Илия прожил год в пустыне, куда ему вороны носили пищу, и более двух лет у одной вдовы в г. Сарепте. Через три с половиною года Илия вернулся в Израильское царство и сказал царю и всему народу, что все бедствия израильтян происходят оттого, что они забыли истинного Бога и стали поклоняться идолу Ваалу. Чтобы доказать заблуждение израильтян, Илия предложил сделать два жертвенника – один Ваалу, а другой – Богу, и сказал: «Принесем жертвы, и если огонь с неба сойдет на жертвенник Ваала, значит, он истинный Бог, а если нет, то идол» (3 Цар. 18, 21-24). Сначала сделали жертвенник Ваалу, набросали даров, закололи быка, а жрецы Вааловы стали молиться своему идолу: «Ваал, Ваал, пошли нам с неба огонь». Но ответа никакого не было, и огонь с неба на Ваалов жертвенник не сошел. Вечером Илия сделал свой жертвенник, положил дрова, полил их прежде водой и стал молиться Богу. И вдруг с неба упал огонь и попалил не только дрова и жертву, но и воду, и камни жертвенника. Когда народ увидел это чудо, то прославил истинного Бога и снова в Него уверовал.

За свою пламенную ревность о Славе Божией прор. Илия был взят на небо живым в огненной колеснице. Свидетелем этого чудного восхождения был прор. Елисей. Затем в Преображении Господнем явился вместе с пророком Моисеем и предстал пред Иисусом Христом, беседуя с ним на горе Фавор. По преданию Святой Церкви, прор. Илия будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.

Пророку Илие молятся о даровании дождя во время засухи.

МИРОНОСИЦА РАВНОАП. МАРИЯ МАГДАЛИНА

4 августа

Родилась в небольшом городке Магдалы на берегу Генисаретского озера. С юности она страдала тяжким недугом – беснованием. После изгнания из нее Христом семи бесов Мария начала новую жизнь и стала верной ученицей Спасителя. Она следовала за Господом, когда Он проповедовал по городам Иудеи и Галилеи, шла за ним по Крестному пути, рыдала у ног распятого Иисуса, присутствовала при Его погребении. Св. Мария удостоилась первой видеть Воскресшего Спасителя и оповестила о том апостолов.

После Вознесения Господня Мария отправилась на проповедь в Рим. Святая пребывала в Риме до прибытия туда ап. Павла и еще два года после суда над ним. Из Рима св. Мария Магдалина переселилась в Ефес, где помогала в проповеди ап. Иоанну Богослову. Здесь св. Мария Магдалина мирно скончалась и была похоронена.

ЖИТИЕ СВ. ВЕЛИКОМУЧЕНИКА И ЦЕЛИТЕЛЯ ПАНТЕЛЕИМОНА

9 августа

Св. Пантелеимон родился в малоазиатском городе Никомидии от богатых и знатных родителей. Отец его был ревностный язычник, а мать – христианка. Первоначальное воспитание он получил под руководством матери, в духе христианской религии. К несчастью мать скоро умерла, и отрок остался на попечении отца, который отдал его в языческие школы. Одаренный от Бога обширными способностями и ясным умом, он успешно окончил школу. По желанию отца Пантелеимон изучил врачебное искусство и его готовили в придворные врачи. Познакомившись с христианством и тайно от отца приняв святое крещение, Пантелеимон отдал себя и все свои знания на служение ближним: он лечил больных, помогал бедным и никогда не брал за это платы. Когда отец и правительство узнали о том, что Пантелеимон христианин, его подвергли ужасным и жестоким мучениям: его тело жгли смоляными факелами, бросали его живым в котел с кипящей водой, били, терзали колесами и наконец отсекли ему голову. Еще при жизни святой мученик сподобился благодати Божией, помогавшей ему терпеливо переносить мучения и творить чудеса.

ИЗНЕСЕНИЕ (ПРОИСХОЖДЕНИЕ) ЧЕСТНЫХ ДРЕВ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ

14 августа

По преданию, в Константинополе издревле был обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отгнание болезней, весьма часто бывавших в августе. С 1 августа и до праздника Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали Крест народу для поклонения. Но празднество 14 августа с поклонением честному Кресту Христову и с торжественной службой Всемилостивому Спасу установлено в 1168 г. Константинопольским патриархом Лукою и Киевским митрополитом Константином при великом князе Андрее Боголюбском в память знамений от честных икон во время победы царя Мануила над сарацинами, а русского князя Андрея Боголюбского над язычниками, обитавшими в низовьях Волги. Случилось это в 1164 году. В первый день августа у греков совершалось сражение с сарацинами, а у русских с болгарами. В этот день после битвы в стане русских и греков наблюдалось дивное зрелище: от находившихся среди войска икон исходили лучи и осенял полки. Греческий царь и русский князь обменялись посланиями об одержанных победах и об исходившем от святых икон сиянии и в знак благодарности Богу был установлен в этот день праздник.

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

19 августа

Иисус Христос в беседах со своими учениками часто говорил им, что Ему должно идти в Иерусалим, там пострадать и в третий день воскреснуть. Апостолы, хотя и верили, что Иисус есть ожидаемый Мессия, однако глубоко огорчались при мысли о Его страданиях и не могли допустить, чтобы Сын Божий и Спаситель мира был унижен пред людьми и умер на кресте. Чтобы укрепить их веру и отвлечь от земных помыслов, Господь явил троим из них Свою Славу. Будучи в Галилеи, Он взошел на гору Фавор, взяв с собой апостолов Петра, Иакова и Иоанна, и, удалившись, начал молиться. И когда молился, лицо Его изменилось и одежда Его сделалась белой, блистающей. И два мужа, Моисей и Илия, беседовали с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: «Наставник! Хорошо нам здесь быть: сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею, одну Илии». Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их, и вошли пророки в облако. И был из облака голос, говорящий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный. Его слушайте». Когда был голос сей, остался Иисус один, и они умолчали, и никому не говорили о том, что видели. В память этого события Церковь и установила праздник Преображения Господня.

В этот день в храм приносят виноград и плоды для освящения («Яблочный Спас»).

СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ЛАВРЕНТИЙ КАЛУЖСКИЙ, ХРИСТА РАДИ ЮРОДИВЫЙ

23 августа

Преставился 23 августа 1515 г. Мощи Лаврентия почивают в Лаврентиевском монастыре. Кто и откуда был родом Лаврентий, — в летописях монастыря не находится достоверного сведения; но в книге Синодика рода Хитровых, находящейся в Лютиковском Троицком Перемышльском монастыре, возобновленном боярами Хитровыми, упомянут в поколении Григория Симеоновича Хитрова, в голове всех имен, Лаврентий чудотворец, юродивый инок; и потому можно заключить, что он принадлежал точно к роду Хитровых. Сей подвижник большей частию жил в доме князя Симеона, а для духовных подвигов уклонялся в уединенное место, где стояла церковь, а потом монастырь названный его именем. На древних иконах, хранящихся и в церквах и в домах, Лаврентий благоговейно изображается в рубахе, портах и овчине с топором, насаженным на длинное топорище. На отпустах поминается как блаженный Лаврентий, Христа ради юродивый.

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

28 августа

После Вознесения Господа, Богоматерь жила в Иерусалиме, в доме Апостола Иоанна Богослова. Она часто любила посещать места, на которых бывал Спаситель. Однажды, когда Пресвятая Мария молилась на горе Елеонской, явился Ей архангел Гавриил и сказал Ей, что через три дня Господь возьмет Ее к себе. Богоматерь несказанно обрадовалась этой вести, рассказала о ней Апостолу Иоанну и стала готовиться к Своей кончине. Прочих апостолов в то время не было в Иерусалиме, они разошлись по разным странам для проповеди, но всех их, кроме Фомы, Господь чудесным образом собрал к Богоматери. В час Ее успения необыкновенный свет осиял комнату, где лежала Божия Матерь, и Сам Господь Иисус Христос, окруженный ангелами, явился и принял Ее святую душу. Апостолы похоронили пречистое тело Богородицы в Гефсиманском саду. Через три дня после погребения прибыл в Иерусалим и отсутствовавший апостол Фома. Опечаленный тем, что он не смог проститься с Богородицей, Фома пожелал поклониться Ее пречистому телу. Но когда апостолы открыли могильную пещеру, то нашли в ней только погребальные пелены. Потом им было открыто, что Господь воскресил Свою пречистую Матерь, взял Ее на небо с пресвятым телом Ее и поставил выше ангелов.

НЕРУКОТВОРНЫЙ ОБРАЗ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

29 августа

Во дни явления Господа Иисуса Христа на земле в сирийском городе Эдесса жил князь Авгарь. Он страдал неисцельной болезнью – проказой. До Авгаря достиг слух об Иисусе и о великих чудесах совершаемых Им. Авгарь возымел сильное желание увидеть Христа и получить от Него исцеление. Однако, не имея возможности сам идти в Иудею, он послал умилительную просьбу Господу Иисусу, умоляя Его придти к нему в Эдессу. Одновременно он послал в Палестину одного искусного живописца, поручив ему изобразить на иконе лицо Господне. Так велика была любовь Авгаря ко Христу, внушенная верой по слуху, что он желал хотя бы видеть Его изображение.

По промыслу Божию живописец не смог изобразить лик Христа, но Сам Господь умыл Свое лицо водой и отер четвероконечным убрусом, на котором отпечаталось чудесное подобие божественного лица. Затем Господь отослал это изображение Авгарю вместе с посланием, в котором обещал вместо Себя послать одного из Своих учеников, который исцелит Авгаря от болезни и подаст ему жизнь вечную. Это и совершилось по вознесении Господа, когда в Эдессу пришел святой апостол Фаддей и крестил Авгаря, который вышел из святой купели совершенно чистый и здоровый душой и телом.