Настоятель храма Сергий Демьянов

О Православных праздниках

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

2 июня

В сороковой день по воскресении из мертвых Господь Иисус Христос явился апостолам в Иерусалиме и вывел их из города на гору Елеонскую. Здесь Он повелел им не расходиться из Иерусалима, пока они не получат Духа Святого. Затем, подняв руки, Он благословил апостолов и, когда благословлял, стал отдаляться от них. Наконец, светлое облако скрыло Иисуса Христа из вида учеников. Господь вознесся на небо и воссел одесную Бога Отца. Апостолы долго смотрели на небо. Вдруг явились им два ангела в белых одеждах и сказали: «Мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 11). Апостолы поклонились Господу и возвратились в Иерусалим.

СВЯТЫЕ ОТЦЫ ПЕРВОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА

5 июня

Святая Церковь в разное время собирала семь вселенских соборов для борьбы с ересями. На этих соборах святые богоносные Отцы, под воздействием Святого Духа, утвердили истину Христову на все века.

Первый Вселенский Собор был созван в 325 году в городе Никее и осудил лжеучение Ария, который отвергал Божество Христа и учил, что Сын Божий есть только высшее творение.

ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА

23 июня

В пятидесятый день по воскресении Иисуса Христа свв. апостолы с Божией Матерью и прочими верующими были в одной горнице и молились. Вдруг в третьем часу от начала дня послышался с неба шум, как бы от сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились, и явились огненные языки, и спустились на каждого из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали.

В Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран по случаю праздника Пятидесятницы. Услышав шум, они собрались около дома, где были апостолы, и удивлялись, что простые, неученые люди говорят на разных языках. Тогда выступил ап. Петр и объяснил народу, что они получили Духа Святого от Иисуса Христа, Который был распят, но воскрес из мертвых. Слышавшие эту проповедь умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: «Что нам делать, мужи братия?» Петр же сказал им: «Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Господа Иисуса для прощения грехов, — и вы получите дар Святого Духа» (Деян. 2, 37-38). И в этот день крестилось около трех тысяч человек.

Праздник Пятидесятницы – день явления Духа Божия в Церкви. Бог Отец положил ей основание в Ветхом Завете. Сын – Логос (Иисус Христос) – создал ее, воплотившись на земле. Дух действует в ней. Поэтому праздник рождения Церкви именуется днем Святой Троицы. Настоящее начало Церкви, ее рождение произошло в 30 году, после Вознесения Господа Иисуса Христа. Храмы и дома украшаются в этот день цветами и летней зеленью в память об украшенной травой и цветами Сионской горнице, в знак того, что Дух Божий приходит как «жизни Податель», чтобы обновить весь сотворенный мир.

ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА

24 июня

На второй день праздника Святой Троицы, в понедельник, установлено празднование Святому Духу, сошедшему в виде огненных языков на учеников и апостолов Христовых и просветившего их.

Этот день – Праздник Всесвятого, Животворящего и Всесильного Духа, Единого от Троицы Бога, Единочестного, Единославного и Единосущного Отцу и Сыну. Святой Дух именуется Утешителем, могущим утешить нас и наставить на всякую истину. В Нем – премудрость, в Нем – жизнь, неисчерпаемая пучина даров духовных, в Нем – истинное просвещение.

ПРП. ТИХОН КАЛУЖСКИЙ

29 июня

По преданию преподобный Тихон Калужский в молодые годы принял монашеский постриг в Московском Чудовом монастыре и по любви к уединению удалился из столицы в дремучие леса, что в 17 км от Калуги. Жильем ему служило дупло исполинского дуба. Открыв место пребывания святого, местные жители стали приходить к нему за мудрым советом и помощью. Рядом с преподобным селились его ученики. Когда их число увеличилось, по многим просьбам прп. Тихон основал монастырь в честь Успения Божией Матери. По кончине праведника у его мощей стали совершаться во множестве чудесные знамения. Они и сейчас продолжают совершаться по молитвам преподобного.
 

СВЯТЫЕ ПЕРВОВЕРХОВНЫЕ АПОСТОЛЫ ПЕТР И ПАВЕЛ

12 июля

Св. апостол Петр был одним из ближайших учеников Спасителя и свидетелем таких особых моментов земной жизни Господа, как Его Преображение. Св. Петр, ранее звавшийся Симоном, первый из учеников исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим. За твердость его веры Господь дал ему имя Петр (камень) и на этом камне веры обещал построить Церковь, которую и врата ада не одолеют. Однако, вера Петра была хотя и пылкой, но неустойчивой, поэтому для укрепления ее Господь попустил Своему апостолу падение: когда Христос был схвачен иудеями, Петр трижды отрекся от Него. Позже Господь восстановил его в апостольстве и поручил ему опеку над чадами Церкви. Св. Петр окончил свой подвиг в Риме, где он был распят вниз головой, при императоре Нероне.

Св. апостол Павел был особым избранником Божиим: по пути из Иерусалима в Дамаск, куда он направлялся для преследования христиан, его осиял свет с неба и он из гонителя христиан Савла превратился в величайшего проповедника христианства. Св. Павел написал множество богодуховных посланий и проповедовал во многих странах, начиная от Иерусалима и кончая столицею мира Римом. В Риме он был обезглавлен императором Нероном.

Свв. апостолы Петр и Павел, как более всех потрудившиеся в проповеди веры Христовой, наименованы Церковью первоверховными.

СВЯТОЙ ЦАРЬ-МУЧЕНИК НИКОЛАЙ

17 июля

Последний царь из дома Романовых и последний Российский Император (1894-1918), Царь-Мученик Николай родился 6-го мая 1868 г., в день памяти Св. Иова Многострадального, чем был предзнаменован и его собственный тернистый путь. Будучи истинным христианином, добрым семьянином и горячо-любящим свою страну и свой народ правителем, Царь-Мученик был осмеян, оклеветан и предан окружающей средой, пропитанной ядом богоотступничества. В царствование Царя-Мученика Николая, трудами сего благочестивейшего государя было прославлено восемь новых святых. Царь лично участвовал в торжественном прославлении преп. Серафима Саровского в 1903 г., за что, по пророчеству преподобного, и сам был прославлен: сменил свою поруганную земную корону на сияющий венец мученичества. В ночь на 4/17 июля 1918 года, Царь-Мученик Николай со своей семьей и верными слугами был злодейски убит богоборцами в подвале ипатьевского дома в Екатеринбурге. Отдав себя в умилостивительную жертву Богу за грехи всего русского народа, Царь-Мученик стяжал великое дерзновение перед престолом Царя Славы, где вместе со всеми Новомучениками и Исповедниками Российскими ходатайствует за землю русскую и за свой многострадальный народ.

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ

18 июля

Преп. Сергий, в миру Варфоломей, родился в семье бояр Ростовской области. Он проживал в Радонеже и был с детства боголюбив. Чудесно, по горячей молитве, обрел способность к учению. По пострижении родителей и их кончине, преподобный осуществил свое давнишнее желание – ушел в пустынное место Маковец в дремучем Радонежском лесу на берегу реки Кончуры и принял монашество. Преподобный создал Св. Троицкую обитель и был поставлен ее игуменом, хотя продолжал работать как простой инок. Позднее он установил в обители общежитие. Преп. Сергий основал и другие обители и был, при посредстве своих учеников, распространителем монашества по всей Руси. Он благословил великого князя Дмитрия Донского перед Куликовским боем, даровал ему в помощь двух своих иноков и предсказал ему победу над врагом. Святой митрополит Алексей хотел иметь его своим преемником, но он, всегда смиренный, отказался. При конце жизни преподобный удостоился явления ему Божией Матери. Преп. Сергий почил 25 сентября 1392 г., а 5 июля 1422 г. состоялось обретение честных его мощей.

СВ. НОВОМУЧЕНИЦА ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ ЕЛИСАВЕТА

18 июля

Св. Великая Княгиня Елизавета происходила из немецкого протестантского рода, и была старшей сестрой последней русской Императрицы и супруги Великого Князя Сергея Александровича. С детства обладая доброй и чуткой душой, и отличаясь глубокой религиозностью, святая получила полный расцвет своему духовному облику в принятой ею православной вере. Во время долгого пребывания Великого Князя на посту Генерал-Губернатора в Москве, св. Елизавета была в живом соприкосновении с русскими вековыми святынями и исконным народным бытом, и тесно сроднилась со своим новым отечеством.

Мученическая смерть любимого супруга, погибшего от бомбы анархиста, произвела в душе Великой Княгини переворот. Она отошла от мира и, презрев насмешки общества, посвятила себя на служение Богу и ближним. Она основала Марфо-Мариинскую обитель и занялась широкой благотворительностью, опекая больных, сирот и бесприютных. Позже святая и сама приняла монашество.

За свое великое милосердие и любовь к ближним, св. Елизавета сподобилась принять от Господа мученический венец: 5/18 июля 1918 г., вместе со своей преданной послушницей и несколькими царственными родственниками, св. Великая Княгиня была убита богоборцами.

ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ КАЗАНСКАЯ

21 июля

Икона явлена в 1579 г. после пожара, уничтожившего часть Казани. Владычица троекратно повелела 9-летней Матроне, дочери стрельца, объявить архиепископу и воеводам, что на месте сгоревшего дома ее отца находится икона. Повеление было исполнено, но те не поверили рассказу матери девочки. Тогда обе 8 июля начали сами рыть землю. Именно Матроне удалось найти образ, завернутый в ветхую одежду. По-видимому, во времена владычества татар кто-либо из христиан скрыл под землею это свое сокровище. Икона была перенесена в ближайшую церковь, где совершались чудесные исцеления, а позже был построен собор и женский монастырь. Точный список с иконы был послан в Москву в 1579 г. царю Иоанну IV, а в 1811 г. был перенесен в Казанский собор в С.-Петербурге. Икона Казанской Божией Матери в С.-Петербурге пользовалась огромным почитанием. Перед ней молился Кутузов при назначении его в 1812 г. главнокомандующим. Третья икона, присланная из Казани князю Пожарскому при возглавлении им народного ополчения, находилась в воздвигнутом им в Москве Казанском соборе на Красной площади, после освобождения столицы от поляков 22 октября 1612 г.

СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР

28 июля

Св. князь Владимир, сын князя-язычника Святослава Киевского, родился в 963 г. и был воспитан своей мудрой и благочестивой бабкой, св. княгиней Ольгой. Сначала св. Владимир был ревностным язычником, но подобно тому, как Промысел Божий превратил гонителя христиан Савла в великого апостола Павла, так и святому князю был уготован великий жребий стать духовным отцом своего народа, открыв ему путь в царство небесное. Уразумев заблуждение язычества, св. князь отправил послов испытать другие вероисповедания. Вернувшись из Царьграда, послы сказали св. Владимиру, что стоя в церкви, они не знали «на земле они или на небе». Слыша все это, и памятуя пример своей бабки св. Ольги, князь Владимир возгорелся духом быть христианином и обратить всю свою землю ко Христу. Сам князь крестился в Корсуне в 988 году, а затем на реке Днепре совершилось великое духовное торжество – крещение русского народа, о чем ангелы радовались на небе. После своего крещения св. князь полностью переродился: из сурового язычника он стал образцом христианских добродетелей, в особенности милосердия. Народ очень любил своего князя и ласково прозвал его «Владимир – Красное Солнышко». Умер св. князь (в крещении Василий) в 1015 г.