Настоятель храма Сергий Демьянов

О Православных праздниках

НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ

3 марта

Неделя о блудном сыне – еще один этап подготовки к Великому посту, напоминающая, о том, какая бывает радость на небесах, когда грешники, казавшиеся уже погибшими, потерянными для Царствия Небесного, каются. В притче Господь уподобляет радость Божию по поводу покаяния грешника радости отца, к которому вернулся его блудный сын. У человека было два сына. Младший, неопытный и легкомысленный, попросил выделить ему часть имения, ушел в далекую страну и все расточил. Дойдя до крайней степени нищеты, он понял бедственность своего состояния, свою греховность перед Богом и перед отцом. По возвращении домой, он мечтал стать хотя бы работником в доме своего отца. Но отец, не дав ему договорить покаянных слов, обнял его, поцеловал, одел в лучшие одежды и устроил в честь его возвращения домашний пир. Так и Бог по любви к кающемуся грешнику милосердно приемлет покаяние и дает новые дары, взамен утраченных через грех.

ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ОБРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

9 марта (служба по Уставу переносится на 8 марта)

После усекновения честной главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна тело его ночью было тайно погребено учениками его в сирийском городе Севастии, а честная глава его тайно сокрыта Иродиадой, боявшейся, что при соединении главы с телом при погребении Иоанн может воскреснуть и снова обличить ее. Злобно надругавшись над главою пророка, она сокрыла ее глубоко в земле во дворце в нечистом месте. Об этом знала благочестивая Иоанна, жена домоправителя Ирода. Она, тайно откопав светлую главу, вложила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской. При Константине Великом два инока, пришедшие в Иерусалим для поклонения Гробу Господню, обрели главу Иоанна на горе. Много лет спустя она была сокрыта в пещере, где впоследствии устроился монастырь. Игумен этого монастыря Маркелл в 452 г. вторично обрел главу св. Пророка.

ВСЕЛЕНСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ (МЯСОПУСТНАЯ) СУББОТА

9 марта

Кроме частных дней, назначенных для поминовения близких усопших, Православная Церковь назначила общие дни, в которые должны поминаться и все вообще православные христиане, умершие в надежде воскресения и жизни вечной. Такие дни памяти называются вселенскими, или родительскими. Первый день – суббота на мясопустной неделе перед заговением на мясо на Великий пост. В эту субботу (следующее после нее воскресенье посвящено воспоминанию о Страшном Суде) Церковь молится о всех усопших христианах, умоляя праведного Судию, чтобы Он явил милость им в день всемирного Суда.

Установление этой субботы относится к первым временам христианства. На богослужении произносится молитва о всех «от Адама до днесь усопших в благочестии и правой вере», всякого звания, возраста, всех внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения.

НЕДЕЛЯ О СТАРШНОМ СУДЕ

10 марта

Дня Страшного Суда никто не знает, но признаки его приближения даны и в Евангелии и в Откровении св. ап. Иоанна Богослова. Пред концом земной жизни будет смятение, войны, междоусобицы, голод, землетрясения. Люди будут страдать от страха, будут издыхать от ожидания бедствий. Будет не жизнь, не радость жизни, а мучительное состояние отпадения от жизни. Но будет отпадение не только от жизни, но и от веры, и Сын Человеческий придя – найдет ли веру на земле? Явится Господь со славой на облаке. Вострубят трубы властно и громко. Все станет ясно в человеческой совести. И увидя Крест, одни обрадуются, а другие придут в отчаяние, смятение, ужас. Чем сознательнее и настойчивее стремился человек в своей жизни к Богу, тем большая будет его радость, когда услышит слово «придите ко мне благословенные» и наоборот, те же слова вызовут огонь ужаса и мучения у тех, кто не хотел Его, избегал или боролся и хулил при жизни. (Свт. Иоанн Максимович).

ВОСПОМИНАНИЕ АДАМОВА ИЗГНАНИЯ

17 марта

Богослужение этого дня стремится показать нам всю глубину и остроту того, что мы вспоминаем. Оно говорит об Адаме, который только был изгнан из рая: вот он сел и видит рай перед собой, и понимает, что его потерял, и горько плачет: «Помилуй мя, падшего!» Но все не заканчивается на этой безрадостной ноте, ведь Господь отвечает, что примет кающегося грешника, не даст погибнуть своему созданию. И весь день посвящен тому, чтобы нам захотелось поститься, начать духовные подвиги. А на вечерне совершается чин прощения, с которого и начинается Великий пост. В конце вечерни читается молитва св. Ефрема Сирина Господи и Владыко живота моего. Церковь говорит нам: если ты пал, встань на путь покаяния.

40 МУЧЕНИКОВ СЕВАСТИЙСКИХ

23 марта

Это была дружина храбрых воинов-христиан. Сначала их осудили на побиение камнями, но камни летели мимо или возвращались на мучителей. Их снова заключили в темницу, где они в молитве вторично услышали утешающий голос Господа: «Верующий в меня, если и умрет, оживет». И «Претерпевший до конца, тот спасен будет». На следующий день святых осудили на холодную смерть: раздели и поставили под стражей на льду. В полночь один из них не выдержал и бросился бегом к бане, но едва вошел в нее, как упал замертво. Под утро воин Аглаий увидел над головой каждого мученика светлый венец и насчитал 39 венцов. Тогда он сказал остальным стражникам: «И я христианин» – и присоединился к мученикам. Наутро мучители с удивлением увидели, что они живы; им перебили голени, а тела сожгли.

НЕДЕЛЯ 1-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА. ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ

24 марта

В первую неделю св. Четыредесятницы совершается воспоминание Торжества Православия, окончательно установившего почитание святых икон. В 787 году VII Вселенский собор сформулировал догмат иконопочитания, а Собор в Константинополе в 842 году при св. Патриархе Мефодии и содействии св. царицы Феодоры установил почитать память сего восстановления ежегодно в 1-ю неделю Четыредесятницы. Но праздник имеет и более широкий смысл.

Все великие ереси Востока посягали на самую суть откровения – учение о Богочеловечестве Христа. Арий утверждал, что Он – лицо тварное, только подобное Богу. Несториане проводили грань между Иисусом – Сыном Божиим и Иисусом – человеком, Который стал единым только после Крещения в Иордане. Монофизиты считали, что человечность Христа поглощена Его Божеством, и потому отрицали ее; монофелиты признавали в Христе только одну волю – Божественную. И, наконец, иконоборцы, запретив изображать Богочеловека, фактически отказались от веры в реальность Воплощения.

Торжество Православия заключается в том, что через восстановления почитания икон Церковь отстояла истину Боговоплощения, истину, что Бог Себя являет, образно Себя открывает.

СВТ. ГРИГОРИЙ ПАЛАМА

31 марта

Родился в 1296 году в Малой Азии. В 1336 году в скиту св. Саввы он занялся богословскими трудами, которых не оставлял до конца жизни. 27 мая 1341 года Константинопольский Собор принял положение св. Григория Паламы (против ереси монаха Варлаама) о том, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих нетварным благодатным Своим Светом, каким сиял Он на Фаворе. В 1344 году Патриарх Иоанн XIV Калека, приверженец учения Варлаама, отлучил св. Григория от Церкви и заключил в темницу. В 1347 году после смерти Иоанна XIV, св. Григорий был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок, и святителя в течение года продавали в различных городах. Лишь за три года до кончины св. Григорий вернулся в Солунь. Мирно преставился Богу 14 ноября 1359 года.
 

НЕДЕЛЯ 3-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА, КРЕСТОПОКЛОННАЯ

7 апреля

Третья неделя Великого Поста – Крестопоклонная. За всенощной этого дня крест торжественно выносится на середину церкви и остается там всю неделю; после каждой службы совершается особое поклонение кресту. И в Евангельском чтении этого дня мы слышим призыв Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

7 апреля

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы празднуется в память о спасительном возвещении архангелом Гавриилом Деве Марии о Зачатии Ею Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! – благовестил архангел. – Благословенна Ты между женами!» Будущая Матерь Божия, увидев ангела, «смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие». Ангел же сказал Ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать от Бога: и вот зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречешь имя Ему: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего». Пречистая Дева вопросила: «Как же будет это, когда я мужа не знаю?» И он ответил Ей: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Вышнего осенит Тебя: посему и Рождаемое Святое Сыном Божиим наречется…». И сказала Мария: «Се, раба Господня, да будет Мне по слову Твоему».

Нынешнее название праздника установлено в VII веке. До этого он носил различные названия: Зачатие Христа, Начало Искупления, Благовещение ангела Марии.

ПРП. ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК

14 апреля

По преданию, св. Иоанн родился около 570 года в семье свв. Ксенофонта и Марии. Шестнадцати лет он пришел в Синайский монастырь, где через 4 года был пострижен в иноки и девятнадцать лет воспитывался под руководством старца Мартирия. Однажды они пошли к старцу Иоанну Савваиту, который встал, умыл ноги Иоанну и облобызал его руку. После их ухода ученик св. Иоанна Савваита спросил его, почему он так сделал. Старец ответил: «Поверь мне, чадо, я не знаю, кто этот отрок, но я принял игумена Синайского и умыл ноги игумену». Авва Стратигий предсказал, что он будет некогда великим духовным светочем. Слова великих старцев сбылись. В 35 лет прп. Иоанн удалился отшельником в пустыню у подножия горы Синай. Провел там 40 лет, смиренно и кротко трудился с молитвой, сочиняя книги. В семидесятипятилетнем возрасте он был избран игуменом Синайской обители. По просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря, им была написана знаменитая «Лествица добродетелей», где он раскрыл 30 ступеней восхождения к духовному совершенству. Цель этого творения -–показать, что дело спасения требует от человека самоотвержения и усиленных подвигов. Ступени «Лествицы» – это путь человека к совершенству, которое постепенно, а не вдруг может быть достигаемо, дабы он мог приблизиться к Царству Небесному. Четыре года св. Иоанн пробыл игуменом, затем вновь возвратился к уединению и безмолвию. Скончался в 649 г.

ПОХВАЛА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

20 апреля

Празднование Похвалы Пресвятой Богородицы установлено в воспоминание чудесного спасения Константинополя в 626 г. от персов и аваров. Чудо спасения города произошло во время горячей, усердной молитвы клира и народа за богослужением во Влахернском храме. В память этого события диаконом Константинопольской Церкви Григорием Писидийским был составлен акафист Божией Матери.

ПРП. МАРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ

21 апреля

Святая Мария Египетская происходила из города Александрии и в юности была великой грешницей. Благодаря милости Божией она возвратилась к праведной жизни, стала великой святой и своими подвигами в пустыне удивила ангелов.

Поминая ее в пятую неделю Великого поста, Церковь дает образец истинного покаяния и, для ободрения духовно труждающихся, показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам. Жизнь ее напоминает верующим, что никогда не следует отчаиваться в милосердии Божием, как бы низко кто ни пал.

Св. Марии Египетской молятся об избавлении от блудной страсти.

ЛАЗАРЕВА СУББОТА. ВОСКРЕШЕНИЕ ПРАВ. ЛАЗАРЯ

27 апреля

В субботу на 6-й неделе поста вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря.

Близ Иерусалима есть селение Вифания. В нем жил некто Лазарь с двумя сестрами – Марфой и Марией. Господь очень любил это благочестивое семейство и часто посещал их. Незадолго до праздника Пасхи Лазарь заболел. «Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь болен. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией… Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе… Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет… Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился… Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит к гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит ему: Господи! уже смердит, ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что ты услышал Меня… Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком… Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него» (Ин. 11, 3-45)

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ. ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

28 апреля

В последнее воскресенье Великого поста Церковь воспоминает торжественный вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим; вход, ставший преддверием крестных и вольной смерти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

На другой день после воскрешения Лазаря Иисус Христос отправился из Вифании в Иерусалим. За ним следовало много народа. «И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их… Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший восклицал: «Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних» (Мф. 21, 1-3, 6-9). И прославляли Его как Царя и Господа.

Когда Иисус вступил в Иерусалим, весь город пришел в движение, и спрашивали: «Кто это?» А народ, сопровождавший Его, говорил: «Это Иисус, пророк из Назарета Галилейского».

Иисус Христос, смотря на город, заплакал о нем. Он знал, что через несколько дней те, кто возглашает Ему: «Осанна!» – завтра будут кричать: «Распни Его!» И вошел Иисус в храм Божий, и приступили к Нему слепые и хромые, и Он исцелил их.

Название «Вербное воскресенье» – есть чисто русское и объясняется тем, что пальмовые ветви, которых у нас на Руси нет, заменяются во время службы ветвями вербы как дерева, которое прежде всех деревьев распускается и дает почки. На Всенощной освященные молитвой и окроплением святой водой ветви раздаются молящимся, с которыми при возжженных свечах верующие стоят до конца службы.

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА. ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК

29 апреля

Такое название эта неделя имеет потому, что она посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя. Его страстей (страданий), крестной смерти и погребения. В страстную седмицу полагается особенно строгий пост.

В Великий Понедельник мы воспоминаем бесплодную смоковницу, иссохшую по слову Господа до корня, как образ человека, погибшего в нераскаянии, т.е. не приносящего плода веры. «И увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам: если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21, 19 – 22).