О Православных праздниках

СВ. ПРАВЕДНЫЙ ИОАНН, КРОНШТАДСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ

2 января

Св. прав. Иоанн родился в 1829 г., в семье бедного причетника села Суры, и с детских лет стяжал дар пламенной молитвы. Поступив в Петербургскую Духовную Академию, св. Иоанн намеревался стать монахом-миссионером, но вскоре понял, что Петербург не менее нуждается в духовном просвещении, чем далекие языческие страны. По окончании Академии св. Иоанн принял священническое место в Кронштадском Андреевском соборе, в котором он видел себя во сне еще в семинарии. Став священником, св. Иоанн строго отнесся к делу пастырства и священнослужения, но с любовью и милосердием принялся за спасение огрубелых и ожесточенных душ своей паствы.
Со временем св. Иоанн стал не только кронштадским, но и всероссийским пастырем, стяжав величайшие дары прозорливости и чудотворения. К нему прибегали не только изо всей России, но также из заграницы, и не только православные, но и инославные и даже не христиане. Всех исцелял и всем чудотворил сей великий угодник Божий.
Будучи великим прозорливцем, св. Иоанн стал и великим пророком, грозно проповедуя грядущий гнев Божий на Россию и на русский народ за богоотступничество, и призывая к всеобщему покаянию. Св. Иоанн мирно скончался в 1908 г., оплакиваемый всенародно.

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

7 января

Настало время явиться на землю обещанному Спасителю мира. Он родился ночью от Пресвятой Девы Марии в городе Вифлееме, в пещере, куда загоняли скот. Ангел Господень возвестил об этом пастухам, которые в ту ночь неподалеку от пещеры стерегли стада в поле. Вместе с божественным вестником внезапно явилось и множество других ангелов. Они славили Бога и пели: «слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». Пастухи поспешили к пещере и поклонились младенцу Христу.
Одновременно на небе появилась новая, необычайная звезда. Она указывала путь трем волхвам (мудрецам), пришедшим с востока. Звезда довела волхвов до Вифлеема и остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус. Волхвы поклонились Ему и поднесли свои дары: золото, как Царю, ладан, как Богу, и смирну, как человеку.

ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ

14 января

На восьмой день после Рождества Своего Иисус Христов, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками. По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец Закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти. В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся. Вместе с обрезанием, воспринятым Господом как знамение Завета Бога с людьми, Младенец получил Имя Иисус (Спаситель) как печать Своего служения делу спасения мира.

СВТ. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ

14 января

Свт. Василий Великий родился около 330 г. в Кесарии в знатной христианской семье, славившейся не только земным благополучием, но и духовными дарованиями: в роду были исповедники и мученики за веру во Христа. В семье было 10 детей. Первоначальное образование получил в семье под руководством отца-адвоката, затем обучался в школах Кесарии и Константинополя, завершил обучение в Афинах – центре классического образования.
Вскоре св. Василий вступил на путь аскетической жизни. Посетил Египет, Сирию и Палестину, чтобы у великих пустынножителей научиться «познанию истины». Раздав свое имущество, поселился в пустыне, где вскоре образовался монастырь. Сюда же он привлек своего друга Григория Богослова. Здесь он писал толкование на Священное Писание, подвизался в тяжелых трудах, посте и молитве. В то время Церковь была обуреваема арианской ересью, и великий светильник призывается на высокое служение. Наступила пора активнейшей деятельности знаменитого учителя и пастыря Церкви Христовой. Во всяком деле святитель трудился до самозабвения. Написал много сочинений в объяснение Свящ. Писания и чин Литургии, переданный апостолами; составил множество молитв, канонических правил и правила для монашествующих. Труды учения, строгие аскетические подвиги, чрезмерные заботы и скорби пастырского служения рано истощили силы святителя. Мирно скончался в возрасте 49 лет.

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ, САРОВСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ

15 января

Господь благословил Своего великого угодника и пустынножителя Серафима и еще при жизни наделил его благодатным даром чудотворения. Силою Божиею Серафим провидел будущее и очень часто предсказывал будущее, а также исцелял тяжелые и неизлечимые недуги. В 1830 году прибыл в Саров больной водянкой – болезнью неизлечимой. Старец увидел больного и, зная его глубокую веру в Бога и надежду на помощь и силу молитвы Старца, сказал ему: «Завтра мы с тобою увидимся». На другой день Старец принимал приходивших к нему в лесу, у ручья. Когда пришел к нему, в числе многих других посетителей, и больной, с которым он вчера беседовал, святой Серафим велел ему умыться из ручья и напиться воды и дома омыть тело свое. Когда все приказанное Старцем больной исполнил, то болезнь его совсем прошла и он стал здоровым. Случаи чудесного исцеления от этого источника, прозванного Серафимовым источником, вообще были весьма часты. Молитва праведника избрала воду его внешним орудием благодатного действия.

СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

19 января

Великий двунадесятый праздник Богоявления Господня празднуется в память Божественного Крещения на Иордане от Иоанна Крестителя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Иисус крестился в возрасте тридцати лет. Вот как свидетельствует об этом событии Иоанн Предтеча: «Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем (Иисусе). Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий». В тот день явственно явило Себя миру Триединое Божество: Бог Сын крестился в водах Иорданских, Бог Дух Святой сходил на Него с небес «в виде голубине», Бог Отец свидетельствовал, возглашая: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17). Вот почему праздник Крещения зовется еще и Богоявлением.

СОБОР ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА

20 января

Иоанн Креститель, в младенчестве лишившийся родителей, удалился в пустыню Иудейскую и проводил там самую строгую жизнь. Он носил одежду из верблюжьего волоса, опоясывался кожаным поясом и питался акридами и диким медом. Когда настало время Иисусу Христу свиться народу, в 15-й год правления Тиверия Кесаря, по велению Божию Иоанн пошел по стране Иорданской и стал говорить: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2) – и проповедовал крещение покаяния для прощения грехов. И стал приходить к нему народ и креститься во Иордане, исповедуя грехи свои. Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, величайший из пророков, завершает историю Церкви Ветхозаветной и открывает эпоху Нового Завету. Святой пророк Иоанн засвидетельствовал пришествие на землю Единородного Сына Божия, воспринявшего человеческую плоть.
Предтеча и Креститель Господень Иоанн питался в пустыне медом диких пчел, потому при освящении пчельников принято молиться этому святому.

МУЧЕНИЦА ТАТИАНА

25 января

Св. мученица Татиана родилась в знатной римской семье. Ее отец был тайным христианином и воспитал дочь преданной Богу и Церкви. Достигнув совершеннолетия, она не стала выходить замуж и все свои силы отдала Церкви. Она была поставлена диакониссой в одном из римских храмов. Когда Римом стал править 16-летний император Александр Север, начались новые гонения на христиан. Св. Татиана была схвачена. Когда ее привели в храм Аполлона, чтобы заставить принести жертву идолу, святая помолилась, и внезапно идола разнесло на куски, а часть храма обрушилась. Тогда святую стали бить, выкололи ей глаза. На другой день св. Татиану вновь предали мучениям. После еще одного дня истязаний св. Татиану привели в цирк и выпустили на нее голодного льва, но зверь не коснулся святой и стал кротко лизать ее ноги. Знамения силы и истины Господней, явленные в мученичестве святой, многих привели к вере во Христа. После всех пыток и ухищрений, так и не заставивших св. Татиану отречься от Христа, язычники осудили ее на усечение мечом, с нею был казнен и ее отец.
 

НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ

4 февраля

Неделя о блудном сыне – еще один этап подготовки к Великому посту, напоминающая, о том, какая бывает радость на небесах, когда грешники, казавшиеся уже погибшими, потерянными для Царствия Небесного, каются. В притче Господь уподобляет радость Божию по поводу покаяния грешника радости отца, к которому вернулся его блудный сын. У человека было два сына. Младший, неопытный и легкомысленный, попросил выделить ему часть имения, ушел в далекую страну и все расточил. Дойдя до крайней степени нищеты, он понял бедственность своего состояния, свою греховность перед Богом и перед отцом. По возвращении домой, он мечтал стать хотя бы работником в доме своего отца. Но отец, не дав ему договорить покаянных слов, обнял его, поцеловал, одел в лучшие одежды и устроил в честь его возвращения домашний пир. Так и Бог по любви к кающемуся грешнику милосердно приемлет покаяние и дает новые дары, взамен утраченных через грех.

СВЯТЫЕ НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РОССИЙСКИЕ

4 февраля

Русская Церковь издревле славилась многочисленным сонмом святых, в земле русской просиявших. Эти святые были всякого сословия, пола и возраста: князья и простолюдины, монахи и миряне, мужчины и женщины, старцы и дети. Одного лишь недоставало этому преславному сонму: за небольшим исключением в нем не было мучеников. Когда же попустил Господь русскому народу, совершившему тяжкий грех богоотступничества и цареубийства, быть преданным в руки безбожников, и слуги сатанинские воздвигли гонения на веру более лютое, нежели в первые века христианства, тогда украсился лик русских святых сияющим венцом мученичества. Тропарь святым новомученикам и исповедникам ярко описывает подвиг этих новых и дивных страдальцев за Христа, этих сродников наших.

СВЯТАЯ БЛАЖЕННАЯ КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ

6 февраля

Св. блаженная Ксения родилась в первой половине 18-го столетия и была замужем за придворным певчим в С.-Петербурге. Неожиданная кончина молодого супруга, без церковного напутствия, изменила настроение и образ жизни Ксении. Она осознала все великое и презрела все малое, ненужное, временное. Оставшись вдовой в 26 лет, она приняла на себя великий подвиг юродства ради Христа, терпя насмешки от людей и различные злострадания. Блаженная Ксения исходила весь Петербург, не только в слякоть, но и в лютый мороз, одетая в самую ветхую одежду, с распухшими от холода больными ногами. На Смоленском кладбище, где позже она была похоронена, Ксения втайне носила кирпичи, натаскивая их ночью на верх строящейся церкви. Она во всякую погоду выходила из города в поле и простаивала ночи на молитве.
Так 45 лет совершала блаженная Ксения свой подвиг. За ее терпение Господь сподобил ее дара прозорливости и любви. Она провидела и кончину царей, и простых людей, помогала устроить жизнь, создать семью, заработать на хлеб, пристроить детей. На 71 году она почила сном праведницы и по ее кончине последовало множество случаев чудесной помощи. И поныне верующие миряне несут блаженной свои нужды и скорби, и получают от нее утешение.

ВСЕЛЕНСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ (МЯСОПУСТНАЯ) СУББОТА

10 февраля

Кроме частных дней, назначенных для поминовения близких усопших, Православная Церковь назначила общие дни, в которые должны поминаться и все вообще православные христиане, умершие в надежде воскресения и жизни вечной. Такие дни памяти называются вселенскими, или родительскими. Первый день – суббота на мясопустной неделе перед заговением на мясо на Великий пост. В эту субботу (следующее после нее воскресенье посвящено воспоминанию о Страшном Суде) Церковь молится о всех усопших христианах, умоляя праведного Судию, чтобы Он явил милость им в день всемирного Суда.
Установление этой субботы относится к первым временам христианства. На богослужении произносится молитва о всех «от Адама до днесь усопших в благочестии и правой вере», всякого звания, возраста, всех внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения.

НЕДЕЛЯ О СТАРШНОМ СУДЕ

11 февраля

Дня Страшного Суда никто не знает, но признаки его приближения даны и в Евангелии и в Откровении св. ап. Иоанна Богослова. Пред концом земной жизни будет смятение, войны, междоусобицы, голод, землетрясения. Люди будут страдать от страха, будут издыхать от ожидания бедствий. Будет не жизнь, не радость жизни, а мучительное состояние отпадения от жизни. Но будет отпадение не только от жизни, но и от веры, и Сын Человеческий придя – найдет ли веру на земле? Явится Господь со славой на облаке. Вострубят трубы властно и громко. Все станет ясно в человеческой совести. И увидя Крест, одни обрадуются, а другие придут в отчаяние, смятение, ужас. Чем сознательнее и настойчивее стремился человек в своей жизни к Богу, тем большая будет его радость, когда услышит слово «придите ко мне благословенные» и наоборот, те же слова вызовут огонь ужаса и мучения у тех, кто не хотел Его, избегал или боролся и хулил при жизни. (Свт. Иоанн Максимович).

СОБОР ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ: ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА И ИОАННА ЗЛАТОУСТА

12 февраля

В царствование благочестивого византийского императора Алексея Комнена (1081-1108), был в Константинополе великий спор между богословами о степени превосходства вышеупомянутых трех святителей. Святой Василий превзошел всех в книжной мудрости; святой Григорий достиг непостижимой высоты в области богословия; а святой Иоанн превзошел всех изяществом речи и неподражаемым истолкованием Божественного Писания. Поэтому одни ставили выше одного святителя, другие – другого, и от этого происходил между многими раздор. Спустя некоторое время, эти три великие святые явились вместе одному благочестивому епископу и сказали ему едиными устами: «Мы равны у Бога, как ты видишь; нет у нас ни разделения, ни противодействия друг другу. Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому соедини в один день память о нас и составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство». Блаженный епископ тотчас восстановил мир между враждующими и усмотрев, что в январе месяце (по старому стилю) совершается память каждого из святителей в отдельности, он соединил их в тридцатый день того же месяца.

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

15 февраля

В сороковой день по рождении Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятая Дева Мария принесла Его в храм во исполнение закона о посвящении Богу первенцев. В это время в Иерусалиме жил старец по имени Симеон. Он был человек праведный и благочестивый и ожидал пришествия Спасителя. Ему было предсказано Духом Святым, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа Господня. И вот в этот день, по внушению Духа Божия, Симеон пришел в храм, взял Младенца Иисуса на руки и возвестил, что в Нем спасение всем людям. Свое дивное пророчество Симеон изрек умилительными словами: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, — свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля».

ВОСПОМИНАНИЕ АДАМОВА ИЗГНАНИЯ

18 февраля

Богослужение этого дня стремится показать нам всю глубину и остроту того, что мы вспоминаем. Оно говорит об Адаме, который только был изгнан из рая: вот он сел и видит рай перед собой, и понимает, что его потерял, и горько плачет: «Помилуй мя, падшего!» Но все не заканчивается на этой безрадостной ноте, ведь Господь отвечает, что примет кающегося грешника, не даст погибнуть своему созданию. И весь день посвящен тому, чтобы нам захотелось поститься, начать духовные подвиги. А на вечерне совершается чин прощения, с которого и начинается Великий пост. В конце вечерни читается молитва св. Ефрема Сирина Господи и Владыко живота моего. Церковь говорит нам: если ты пал, встань на путь покаяния.

НЕДЕЛЯ 1-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА. ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ

25 февраля

В первую неделю св. Четыредесятницы совершается воспоминание Торжества Православия, окончательно установившего почитание святых икон. В 787 году VII Вселенский собор сформулировал догмат иконопочитания, а Собор в Константинополе в 842 году при св. Патриархе Мефодии и содействии св. царицы Феодоры установил почитать память сего восстановления ежегодно в 1-ю неделю Четыредесятницы. Но праздник имеет и более широкий смысл.
Все великие ереси Востока посягали на самую суть откровения – учение о Богочеловечестве Христа. Арий утверждал, что Он – лицо тварное, только подобное Богу. Несториане проводили грань между Иисусом – Сыном Божиим и Иисусом – человеком, Который стал единым только после Крещения в Иордане. Монофизиты считали, что человечность Христа поглощена Его Божеством, и потому отрицали ее; монофелиты признавали в Христе только одну волю – Божественную. И, наконец, иконоборцы, запретив изображать Богочеловека, фактически отказались от веры в реальность Воплощения.
Торжество Православия заключается в том, что через восстановления почитания икон Церковь отстояла истину Боговоплощения, истину, что Бог Себя являет, образно Себя открывает.

ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ИВЕРСКАЯ

25 февраля

В IX веке, в царствование императора Феофила во время иконоборства, одна благочестивая женщина, жившая около города Никеи, опустила образ в море, прося Владычицу спасти его. Сын этой женщины ушел на Афонскую гору, где стал иноком. Через два века, по подымавшимся над морем огненным столпам, увидели иноки Иверской обители в море икону. Грузин, старец Гавриил, получив веление Владычицы, прошел по воде, как по суше, и принес образ. По воле Владычицы икона была поставлена над вратами обители, от чего называется Вратарницей, а от имени обители – Иверской. Явлена икона была 31 марта в Светлый вторник. Список с нее был прислан архимандритом Иверского монастыря Пахомием царю Алексею Михайловичу в 1648 г. В России особым почитанием пользовалась чудотворная Иверская икона в Москве в часовне у Воскресенских ворот.


Понравилась статья? Поделитесь ей!
Комментарии к записи О Православных праздниках отключены
  • Наши контакты