Настоятель храма Сергий Демьянов

О Православных праздниках

СВЯТАЯ БЛАЖЕННАЯ КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ

6 февраля

Св. блаженная Ксения родилась в первой половине 18-го столетия и была замужем за придворным певчим в С.-Петербурге. Неожиданная кончина молодого супруга, без церковного напутствия, изменила настроение и образ жизни Ксении. Она осознала все великое и презрела все малое, ненужное, временное. Оставшись вдовой в 26 лет, она приняла на себя великий подвиг юродства ради Христа, терпя насмешки от людей и различные злострадания. Блаженная Ксения исходила весь Петербург, не только в слякоть, но и в лютый мороз, одетая в самую ветхую одежду, с распухшими от холода больными ногами. На Смоленском кладбище, где позже она была похоронена, Ксения втайне носила кирпичи, натаскивая их ночью на верх строящейся церкви. Она во всякую погоду выходила из города в поле и простаивала ночи на молитве.

Так 45 лет совершала блаженная Ксения свой подвиг. За ее терпение Господь сподобил ее дара прозорливости и любви. Она провидела и кончину царей, и простых людей, помогала устроить жизнь, создать семью, заработать на хлеб, пристроить детей. На 71 году она почила сном праведницы и по ее кончине последовало множество случаев чудесной помощи. И поныне верующие миряне несут блаженной свои нужды и скорби, и получают от нее утешение.

СВЯТЫЕ НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РОССИЙСКИЕ

10 февраля

Русская Церковь издревле славилась многочисленным сонмом святых, в земле русской просиявших. Эти святые были всякого сословия, пола и возраста: князья и простолюдины, монахи и миряне, мужчины и женщины, старцы и дети. Одного лишь недоставало этому преславному сонму: за небольшим исключением в нем не было мучеников. Когда же попустил Господь русскому народу, совершившему тяжкий грех богоотступничества и цареубийства, быть преданным в руки безбожников, и слуги сатанинские воздвигли гонения на веру более лютое, нежели в первые века христианства, тогда украсился лик русских святых сияющим венцом мученичества. Тропарь святым новомученикам и исповедникам ярко описывает подвиг этих новых и дивных страдальцев за Христа, этих сродников наших:

Тропарь, глас 4:

Цвети российскаго луга духовнаго* в годину лютых гонений дивно процветшии* новомученицы и исповедницы бесчисленнии:* святителие, царственнии страстотерпцы и пастырие,* монаси и мирстии, мужие, жены же и дети,* добрый плод в терпении Христу принесшии,* молитеся Ему, яко насадителю вашему,* да избавит люди своя от безбожных и злых,* да утверждается же Церковь Русская* кровьми и страданиями вашими* во спасение душ наших.

СОБОР ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ: ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА И ИОАННА ЗЛАТОУСТА

12 февраля

В царствование благочестивого византийского императора Алексея Комнена (1081-1108), был в Константинополе великий спор между богословами о степени превосходства вышеупомянутых трех святителей. Святой Василий превзошел всех в книжной мудрости; святой Григорий достиг непостижимой высоты в области богословия; а святой Иоанн превзошел всех изяществом речи и неподражаемым истолкованием Божественного Писания. Поэтому одни ставили выше одного святителя, другие – другого, и от этого происходил между многими раздор. Спустя некоторое время, эти три великие святые явились вместе одному благочестивому епископу и сказали ему едиными устами: «Мы равны у Бога, как ты видишь; нет у нас ни разделения, ни противодействия друг другу. Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому соедини в один день память о нас и составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство». Блаженный епископ тотчас восстановил мир между враждующими и усмотрев, что в январе месяце (по старому стилю) совершается память каждого из святителей в отдельности, он соединил их в тридцатый день того же месяца.

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

15 февраля

В сороковой день по рождении Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятая Дева Мария принесла Его в храм во исполнение закона о посвящении Богу первенцев. В это время в Иерусалиме жил старец по имени Симеон. Он был человек праведный и благочестивый и ожидал пришествия Спасителя. Ему было предсказано Духом Святым, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа Господня. И вот в этот день, по внушению Духа Божия, Симеон пришел в храм, взял Младенца Иисуса на руки и возвестил, что в Нем спасение всем людям. Свое дивное пророчество Симеон изрек умилительными словами: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, — свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля».

ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ИВЕРСКАЯ

25 февраля

В IX веке, в царствование императора Феофила во время иконоборства, одна благочестивая женщина, жившая около города Никеи, опустила образ в море, прося Владычицу спасти его. Сын этой женщины ушел на Афонскую гору, где стал иноком. Через два века, по подымавшимся над морем огненным столпам, увидели иноки Иверской обители в море икону. Грузин, старец Гавриил, получив веление Владычицы, прошел по воде, как по суше, и принес образ. По воле Владычицы икона была поставлена над вратами обители, от чего называется Вратарницей, а от имени обители – Иверской. Явлена икона была 31 марта в Светлый вторник. Список с нее был прислан архимандритом Иверского монастыря Пахомием царю Алексею Михайловичу в 1648 г. В России особым почитанием пользовалась чудотворная Иверская икона в Москве в часовне у Воскресенских ворот.

СВ. АЛЕКСИЙ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РОССИИ ЧУДОТВОРЕЦ

25 февраля

Св. Алексей из рода Плещеевых, родился в 1292 г. и назван Елевферием, принял иночество в Московском Богоявленском монастыре, посвящен во епископа в 1350 году. Избран в митрополиты в 1354 г. и хиротонисан патриархом Филофеем. Преставился 12 февраля 1378 года. При жизни славился чудотворениями и добродетелями; для блага Церкви и Отечества два раза путешествовал в Орду и много облегчал Россию от ига татар. Мощи его почивают открыто в Чудовом монастыре в Москве.
 

ВСЕЛЕНСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ (МЯСОПУСТНАЯ) СУББОТА

2 марта

Кроме частных дней, назначенных для поминовения близких усопших, Православная Церковь назначила общие дни, в которые должны поминаться и все вообще православные христиане, умершие в надежде воскресения и жизни вечной. Такие дни памяти называются вселенскими, или родительскими. Первый день – суббота на мясопустной неделе перед заговением на мясо на Великий пост. В эту субботу (следующее после нее воскресенье посвящено воспоминанию о Страшном Суде) Церковь молится о всех усопших христианах, умоляя праведного Судию, чтобы Он явил милость им в день всемирного Суда.

Установление этой субботы относится к первым временам христианства. На богослужении произносится молитва о всех «от Адама до днесь усопших в благочестии и правой вере», всякого звания, возраста, всех внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения.

ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ОБРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

9 марта

После усекновения честной главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна тело его ночью было тайно погребено учениками его в сирийском городе Севастии, а честная глава его тайно сокрыта Иродиадой, боявшейся, что при соединении главы с телом при погребении Иоанн может воскреснуть и снова обличить ее. Злобно надругавшись над главою пророка, она сокрыла ее глубоко в земле во дворце в нечистом месте. Об этом знала благочестивая Иоанна, жена домоправителя Ирода. Она, тайно откопав светлую главу, вложила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской. При Константине Великом два инока, пришедшие в Иерусалим для поклонения Гробу Господню, обрели главу Иоанна на горе. Много лет спустя она была сокрыта в пещере, где впоследствии устроился монастырь. Игумен этого монастыря Маркелл в 452 г. вторично обрел главу св. Пророка.

ВОСПОМИНАНИЕ АДАМОВА ИЗГНАНИЯ

10 марта

Богослужение этого дня стремится показать нам всю глубину и остроту того, что мы вспоминаем. Оно говорит об Адаме, который только был изгнан из рая: вот он сел и видит рай перед собой, и понимает, что его потерял, и горько плачет: «Помилуй мя, падшего!» Но все не заканчивается на этой безрадостной ноте, ведь Господь отвечает, что примет кающегося грешника, не даст погибнуть своему созданию. И весь день посвящен тому, чтобы нам захотелось поститься, начать духовные подвиги. А на вечерне совершается чин прощения, с которого и начинается Великий пост. В конце вечерни читается молитва св. Ефрема Сирина Господи и Владыко живота моего. Церковь говорит нам: если ты пал, встань на путь покаяния.

НЕДЕЛЯ 1-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА. ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ

17 марта

В первую неделю св. Четыредесятницы совершается воспоминание Торжества Православия, окончательно установившего почитание святых икон. В 787 году VII Вселенский собор сформулировал догмат иконопочитания, а Собор в Константинополе в 842 году при св. Патриархе Мефодии и содействии св. царицы Феодоры установил почитать память сего восстановления ежегодно в 1-ю неделю Четыредесятницы. Но праздник имеет и более широкий смысл.

Все великие ереси Востока посягали на самую суть откровения – учение о Богочеловечестве Христа. Арий утверждал, что Он – лицо тварное, только подобное Богу. Несториане проводили грань между Иисусом – Сыном Божиим и Иисусом – человеком, Который стал единым только после Крещения в Иордане. Монофизиты считали, что человечность Христа поглощена Его Божеством, и потому отрицали ее; монофелиты признавали в Христе только одну волю – Божественную. И, наконец, иконоборцы, запретив изображать Богочеловека, фактически отказались от веры в реальность Воплощения.

Торжество Православия заключается в том, что через восстановления почитания икон Церковь отстояла истину Боговоплощения, истину, что Бог Себя являет, образно Себя открывает.

40 МУЧЕНИКОВ СЕВАСТИЙСКИХ

22 марта

Это была дружина храбрых воинов-христиан. Сначала их осудили на побиение камнями, но камни летели мимо или возвращались на мучителей. Их снова заключили в темницу, где они в молитве вторично услышали утешающий голос Господа: «Верующий в меня, если и умрет, оживет». И «Претерпевший до конца, тот спасен будет». На следующий день святых осудили на холодную смерть: раздели и поставили под стражей на льду. В полночь один из них не выдержал и бросился бегом к бане, но едва вошел в нее, как упал замертво. Под утро воин Аглаий увидел над головой каждого мученика светлый венец и насчитал 39 венцов. Тогда он сказал остальным стражникам: «И я христианин» – и присоединился к мученикам. Наутро мучители с удивлением увидели, что они живы; им перебили голени, а тела сожгли (320).

СВТ. ГРИГОРИЙ ПАЛАМА

24 марта

Родился в 1296 году в Малой Азии. В 1336 году в скиту св. Саввы он занялся богословскими трудами, которых не оставлял до конца жизни. 27 мая 1341 года Константинопольский Собор принял положение св. Григория Паламы (против ереси монаха Варлаама) о том, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих нетварным благодатным Своим Светом, каким сиял Он на Фаворе. В 1344 году Патриарх Иоанн XIV Калека, приверженец учения Варлаама, отлучил св. Григория от Церкви и заключил в темницу. В 1347 году после смерти Иоанна XIV, св. Григорий был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок, и святителя в течение года продавали в различных городах. Лишь за три года до кончины св. Григорий вернулся в Солунь. Мирно преставился Богу 14 ноября 1359 года.

НЕДЕЛЯ 3-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА, КРЕСТОПОКЛОННАЯ

31 марта

Третья неделя Великого Поста – Крестопоклонная. За всенощной этого дня крест торжественно выносится на середину церкви и остается там всю неделю; после каждой службы совершается особое поклонение кресту. И в Евангельском чтении этого дня мы слышим призыв Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).