О Православных праздниках

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ. ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

1 апреля

В последнее воскресенье Великого поста Церковь воспоминает торжественный вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим; вход, ставший преддверием крестных и вольной смерти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
На другой день после воскрешения Лазаря Иисус Христос отправился из Вифании в Иерусалим. За ним следовало много народа. «И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их… Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший восклицал: «Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних» (Мф. 21, 1-3, 6-9). И прославляли Его как Царя и Господа.
Когда Иисус вступил в Иерусалим, весь город пришел в движение, и спрашивали: «Кто это?» А народ, сопровождавший Его, говорил: «Это Иисус, пророк из Назарета Галилейского».
Иисус Христос, смотря на город, заплакал о нем. Он знал, что через несколько дней те, кто возглашает Ему: «Осанна!» – завтра будут кричать: «Распни Его!» И вошел Иисус в храм Божий, и приступили к Нему слепые и хромые, и Он исцелил их.
Название «Вербное воскресенье» – есть чисто русское и объясняется тем, что пальмовые ветви, которых у нас на Руси нет, заменяются во время службы ветвями вербы как дерева, которое прежде всех деревьев распускается и дает почки. На Всенощной освященные молитвой и окроплением святой водой ветви раздаются молящимся, с которыми при возжженных свечах верующие стоят до конца службы.

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА. ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК

2 апреля

Такое название эта неделя имеет потому, что она посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя. Его страстей (страданий), крестной смерти и погребения. В страстную седмицу полагается особенно строгий пост.
В Великий Понедельник мы воспоминаем бесплодную смоковницу, иссохшую по слову Господа до корня, как образ человека, погибшего в нераскаянии, т.е. не приносящего плода веры. «И увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам: если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21, 19 – 22).

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРТОК. ВОСПОМИНАНИЕ ТАЙНОЙ ВЕЧЕРИ

5 апреля

В этот день воспоминаются умовение Иисусом Христом ног ученикам, Тайная Вечеря, на которой Господь установил таинство святого причащения, и предание Его Иудою.
За два дня до ветхозаветной Пасхи, в четверг утром, Иисус Христос призвал двух учеников, Петра и Иоанна, и сказал им: «Пойдите в город к такому-то и скажите ему: «Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими». Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками» (Мф. 26, 18-20). «Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был перепоясан… Когда же умыл им ноги и надел одежду свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что я сделал вам?.. Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что я сделал вам» (Ин. 13, 3-5, 12-15). Во время самой вечери Иисус Христос сказал ученикам Своим: «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее… Он приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь». (Ин. 13, 21-27, 30). «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите, сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28). При этом Он повелел: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19). Так было установлено таинство Причащения, и апостолы под видом хлеба и вина причастились Тела и Крови Христовых.

ВЕЛИКИЙ ПЯТОК

6 апреля

В этот день воспоминается суд и осуждение Господа, Его распятие, крестные страдания и сама смерть на кресте. На вечерне из алтаря на середину храма выносится для общего поклонения Плащаница – большой плат с изображением лежащего во гробе Спасителя. Плащаница находится там в продолжение трех неполных дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.
Воины привели Иисуса Христа на Голгофу, близ Иерусалима, и там распяли Его между двумя разбойниками. Над головою Его по приказанию Пилата была прибита доска с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин. 19, 19). Когда пригвождали Иисуса Христа ко кресту, Он молился за Своих врагов и говорил: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34). Первосвященники и книжники смеялись над Господом и говорили: «Других спасал, а Себя Самого не можешь спасти! Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него» (Мф. 27, 42). ТО же говорили народ и воины. «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидеши во Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 39-43). У креста Господня стояла Матерь Его и любимый ученик Иоанн. Иисус Христос, увидя их, «говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!» (Ин. 19, 26-27). И с этого времени Иоанн взял Пречистую Деву Марию к себе в дом и заботился о Ней, как о своей матери. Когда распяли Иисуса Христа, был полдень, или по еврейскому счету шестой час дня. Вдруг солнце померкло и сделалась великая темнота, которая продолжалась три часа. В третьем часу пополудни Иисус Христос сказал: «Совершилось!» (Ин. 19, 30). Потом Он громким голосом воскликнул: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23, 46), — склонил голову и испустил дух. В эту минуту земля затряслась, камни рассыпались, завеса церковная, которая отделяла святое святых от святилища, раздралась надвое, с верхнего края до нижнего, и многие тела умерших святых воскресли. «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27, 54). И народ, бывший при распятии, в страхе стал расходиться, ударяя себя в грудь. Наступил вечер. «Первосвященникам не хотелось оставить тела распятых на кресте до субботы, так как в субботу был великий праздник Пасхи. Поэтому они просили у Пилата позволения перебить распятым голени, чтобы они умерли. Пилат позволил. Тогда воины перебили голени разбойникам, когда же пришли к Иисусу Христу, увидели, что Он мертв, и не перебили у Него голеней. Но один из воинов копьем пронзил Его ребро, и из раны истекла кровь и вода» (Ин. 19, 31-34).

ВЕЛИКАЯ СУББОТА

7 апреля

На утрени Плащаница выносится священнослужителями из храма и обносится вокруг церкви в воспоминание пребывания тела Иисуса Христа во гробе плотски, сошествия Его духовного во ад и победы над адом и смертью. Затем, по внесении плащаницы в храм, она подносится к открытым царским вратам в знамение того, что Спаситель Божеством Своим неразлучно пребыл на престоле с Богом Отцом и Духом Святым.
В пятницу вечером пришел к Пилату Иосиф из Аримафеи, человек богатый и знатный, член Синедриона, тайный ученик Христа, и просил тело Иисусово. Пилат, узнав от сотника, что Иисус умер, отдал тело Его Иосифу. Иосиф купил плащаницу, снял со креста тело Иисусово и обвил Его плащаницею.
Пришел также и Никодим, тайный ученик Иисуса Христа, и принес около ста фунтов благовонного состава из смирны и алоя. Иосиф и Никодим взяли тело Иисуса Христа, обвили Его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребали иудеи. Близко от того места, где Иисус Христос распят, находится сад Иосифа, а в саду новый гроб, высеченный в скале, в котором еще никто не был положен. В этом своем гробе Иосиф с Никодимом положили тело Иисуса Христа и, привалив большой камень к двери гроба, удалились. В снятии Иисуса Христа со креста и погребении участвовала и Пресвятая Матерь Его. При этом были также и жены, пришедшие за Иисусом Христом из Галилеи. Возвратившись с погребения, они приготовили благовония и масти, чтобы помазать тело Иисуса Христа по прошествии субботы. В субботу собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и сказали: «Господин! мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу и положили к камню печать»»(Мф. 27, 63-66). Когда тело Иисуса Христа лежало во гробе, Он душою Своею сошел в ад, возвестил находящимся там душам умерших людей о Своей победе над дьяволом и смертью, вывел оттуда в рай души людей, с верою ожидавших Его пришествия, а Божеством Своим был на престоле с Богом Отцом и Духом Святым.

СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА

8 апреля

Слово Пасха в переводе с еврейского означает «избавление», «исход». Евреи, празднуя ветхозаветную Пасху, вспоминали об освобождении предков своих от рабства египетского. Христиане же, празднуя Пасху новозаветную, торжествуют избавление через Христа всего человечества от рабства дьяволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Празднуют исход от небытия к бытию, от ада на небо, от смерти и тления, приобретенных первыми людьми Адамом и Евой в результате грехопадения, к бессмертию, которое и является первоначальным и естественным состоянием человека.
Пасха – это исход человеческой жизни через восстание Христово из мертвых к ее началу – вечной жизни. По важности благодеяний, полученных нами через Воскресение Христово, Пасха является праздником праздников и торжеством из торжеств, почему и богослужение сего праздника отличается величием и необычайной торжественностью.
В первый день после субботы, рано утром, сделалось сильное землетрясение. С неба сошел Ангел Господень; вид его был, как молния, а одеяние белое, как снег. Он отвалил от двери гроба камень и сел на нем. Господь же Иисус Христос воскрес из мертвых. Воины, стоявшие на страже, от страха попадали на землю, как мертвые, а потом разбежались. Некоторые из них пришли к первосвященникам и рассказали им о случившемся. Первосвященники же дали им денег и научили говорить, будто бы ночью, когда они спали, ученики Иисуса Христа пришли и украли Его тело. Когда начало светать, Мария Магдалина и с нею некоторые благочестивые женщины пошли ко гробу с благовонным миром, чтобы помазать тело Иисусово. Дорогою они говорили между собой: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?» (Мк. 16, 3). Прежде других ко гробу подошла Мария Магдалина, но когда увидела, что камень отвален от гроба, побежала назад к Петру и Иоанну и сказала: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его» (Ин. 20, 1-2). Вслед за Марией Магдалиной пришли ко гробу и прочие мироносицы и увидели Ангела, который сказал им: «Вы Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен» (Мк. 16, 6). Мироносицы в страхе побежали назад. На дороге им явился Сам Иисус Христос и сказал: «Радуйтесь!» И они, приступивши, ухватились за ноги его и поклонились Ему» (Мф. 28, 9).

ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

10 апреля (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы)

В IX веке, в царствование императора Феофила во время иконоборства, одна благочестивая женщина, жившая около города Никеи, опустила образ в море, прося Владычицу спасти его. Сын этой женщины ушел на Афонскую гору, где стал иноком. Через два века, по подымавшимся над морем огненным столпам, увидели иноки Иверской обители в море икону. Грузин, старец Гавриил, получив веление Владычицы, прошел по воде, как по суше, и принес образ. По воле Владычицы икона была поставлена над вратами обители, от чего называется Вратарницей, а от имени обители – Иверской. Явлена икона была 31 марта в Светлый вторник. Список с нее был прислан архимандритом Иверского монастыря Пахомием царю Алексею Михайловичу в 1648 г. В России особым почитанием пользовалась чудотворная Иверская икона в Москве в часовне у Воскресенских ворот.

АНТИПАСХА. НЕДЕЛЯ АПОСТОЛА ФОМЫ

15 апреля

Это воскресенье называется Фомина неделя, или Антипасха (Обновление Пасхи), ибо в сей день Господь повторил и обновил свое явление всем одиннадцати ученикам, в числе которых был и апостол Фома, не хотевший верить воскресению Христа, пока сам не увидит ран Спасителя и не прикоснется к ним.
«В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди их и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 19-29).

РАДОНИЦА. ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ

17 апреля

В первый вторник после пасхальной недели св. Церковь, разделяя радость Воскресения Христова с умершими в надежде всеобщего воскресения, особо творит поминовение усопших, потому и день этот называется «Радоницей». После литургии совершается вселенская панихида. Издревле существует обычай в этот день посещать могилы своих родных.

СВЯТЫЕ ЖЕНЫ – МИРОНОСИЦЫ

22 апреля

«Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними. И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная от Иерусалима. Вы же свидетели сему» (Лк. 24, 36-48).
Мария Магдалина, как и другие ученики Господа, ходила из «страны в страну» и всюду рассказывала про Иисуса Христа, про то, как Он воскрес из мертвых и про то, чему Он учил людей. Однажды пришла она в Рим и там вошла во дворец. Когда-то давно Мария была знатной и богатой, ее во дворце знали и пропустили к императору Тиверию. В те времена, приходя к императору, люди всегда приносили ему какой-нибудь подарок. Богатые приносили драгоценности, а бедные приносили, что могли. И вот Мария пришла теперь, когда у нее ничего больше не было, кроме веры в Иисуса Христа. Она остановилась перед императором, протянула ему простое яйцо и громко сказала: «Христос Воскрес!» Удивился император и сказал: «Как может кто-нибудь воскреснуть из мертвых! Трудно в это поверить. Так же трудно, как поверить, что это белое яичко может стать красным!» И пока он еще говорил, яичко стало менять цвет: порозовело, потемнело и наконец стало ярко-красным!
 

ПРЕПОЛОВЕНИЕ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ

2 мая

Преполовение – дохождение до половины. В день Преполовения (середина между первым днем Пасхи и днем Пресвятой Троицы – сошествием Св. Духа на апостолов) воспоминается приход Спасителя в Иерусалимский храм в преполовение ветхозаветного праздника Пятидесятницы, установленного в память получения Моисеем заповедей на горе Синай, и Его учение, в котором Он убедительно показывает Свое Божество и единосущность Богу Отцу и Святому Духу, вследствие чего устанавливается тесная духовная связь праздников Пасхи и Троицы.

ВМЧ. ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦЫ

6 мая

Великомученик Георгий Победоносец был родом из Каппадокии (область в Малой Азии). Отец его пострадал за Христа, когда мальчик был еще маленьким. Мать, владевшая имением в Палестине, переселилась на родину, где воспитывала сына в строгом благочестии. Во время воинской службы юноша был замечен императором Диоклетианом и возвышен. Когда началось гонение, Георгий, раздав свое имущество, явился в Сенат, объявил себя рабом Христа и призвал всех признать истинного Бога. Это известие поразило и разгневало императора. Св. мученика терзали самыми изощренными пытками, после которых сила Божия сохраняла его невредимым, являя дивные знамения. Многие язычники просветились светом Христовой истины. Наконец ему отсекли голову. Это было 23 апреля 303 года. Георгий скончался, когда ему не было и 30 лет. Называется Победоносцем за терпение и мужество, с каким он победил все страдания, которым был подвергнут. Одним из многих чудес, совершенных вмч. Георгием, было уничтожение змея, жившего в озере близ г. Бейрута и пожиравшего местных жителей. Имеет благодать покровительства христолюбивым воинам. Ему также молятся об охранении домашних животных от диких зверей.

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

17 мая

В сороковой день по воскресении из мертвых Господь Иисус Христос явился апостолам в Иерусалиме и вывел их из города на гору Елеонскую. Здесь Он повелел им не расходиться из Иерусалима, пока они не получат Духа Святого. Затем, подняв руки, Он благословил апостолов и, когда благословлял, стал отдаляться от них. Наконец, светлое облако скрыло Иисуса Христа из вида учеников. Господь вознесся на небо и воссел одесную Бога Отца. Апостолы долго смотрели на небо. Вдруг явились им два ангела в белых одеждах и сказали: «Мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 11). Апостолы поклонились Господу и возвратились в Иерусалим.

СВЯТЫЕ ОТЦЫ ПЕРВОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА

20 мая

Святая Церковь в разное время собирала семь вселенских соборов для борьбы с ересями. На этих соборах святые богоносные Отцы, под воздействием Святого Духа, утвердили истину Христову на все века.
Первый Вселенский Собор был созван в 325 году в городе Никее и осудил лжеучение Ария, который отвергал Божество Христа и учил, что Сын Божий есть только высшее творение.

СВТ. НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ

22 мая

Святитель Николай родился в городе Потары в стране Ликии в малой Азии. Уже в первые дни своего младенчества он был предназначен на особое служение господу. К храму Божию питал он любовь и проводил там иногда целые дни и ночи в молитве и чтении божественных книг.
Епископ исполнявший Таинство Священства над Св. Николаем пророчил, что он «видит новое солнце восходящее над концами земли, которое явится утешением для всех печальных. Блажено то стадо, которое удостоится иметь такого пастыря.»
Св. Николай со своей упорной молитвой с ранних лет уже воскрешал мертвых. Во время его искренней молитвы в Палестине на святом месте ему было сказано: «Николай, ты должен выступить на служение народу, если хочешь получить венец от меня.»
В стране Ликии Св. Николай был выбран как глава всей епархии. Тут уже он был известен не только во всей Ликии, но и в других странах. Чудеса и исцеления не прекращались.
Св. Николай прославился не только среди православных верующих, но и среди турок. Его дом был открыт для всех. Каждого он принимал с любовью и радушием.
Он скончался 6 декабря 342 года.
В 1087 году Св. Николай явился во сне одному священнику города Бари (в Южной Италии) и повелел перенести его мощи в этот город 9 мая 1097 года. Там и сейчас его мощи, из которых истекает чудотворное Миро.

РАВНОАПОСТОЛЬНЫЕ КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ

24 мая

Св. Кирилл, в мире Константин, родился в городе Солуне в 827 г. Лишась отца в 14 лет, он был вызван в Царьград, где воспитывался с царским сыном Михаилом. В 862 г. он был отправлен императором на проповедь Евангелия с братом своим Мефодием в Моравию. На пути они крестили многих болгар и перевели священные богослужебные книги на славянский язык, составив для этого славянскую азбуку. В 847 г., по вызову папы Николая, св. Кирилл отправился в Рим и там, приняв иночество, скончался 14 февраля 869 года.
Св. Мефодий, старший брат св. Кирилла, был десять лет правителем Струменской славянской области. Оставив мирскую жизнь, он удалился в обитель и был игуменом в Полихрониевом монастыре, откуда был дан в помощь своему брату Кириллу для просвещения славян христианской верой. Вместе со своим братом и по смерти его, св. Мефодий трудился в проповеди славянским племенам и в переводе св. Писания и богослужебных книг на славянский язык. В Риме св. Мефодий был посвящен папой Адрианом во архиепископа Моравского, а позже претерпел изгнание и заточение от католиков-немцев. В Богемии св. Мефодий крестил чешскую княгиню Людмилу и ее супруга Боривоя, и затем мирно преставился 6 апреля 885 года.

ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА

27 мая

В пятидесятый день по воскресении Иисуса Христа свв. апостолы с Божией Матерью и прочими верующими были в одной горнице и молились. Вдруг в третьем часу от начала дня послышался с неба шум, как бы от сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились, и явились огненные языки, и спустились на каждого из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали.
В Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран по случаю праздника Пятидесятницы. Услышав шум, они собрались около дома, где были апостолы, и удивлялись, что простые, неученые люди говорят на разных языках. Тогда выступил ап. Петр и объяснил народу, что они получили Духа Святого от Иисуса Христа, Который был распят, но воскрес из мертвых. Слышавшие эту проповедь умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: «Что нам делать, мужи братия?» Петр же сказал им: «Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Господа Иисуса для прощения грехов, — и вы получите дар Святого Духа» (Деян. 2, 37-38). И в этот день крестилось около трех тысяч человек.
Праздник Пятидесятницы – день явления Духа Божия в Церкви. Бог Отец положил ей основание в Ветхом Завете. Сын – Логос (Иисус Христос) – создал ее, воплотившись на земле. Дух действует в ней. Поэтому праздник рождения Церкви именуется днем Святой Троицы. Настоящее начало Церкви, ее рождение произошло в 30 году, после Вознесения Господа Иисуса Христа. Храмы и дома украшаются в этот день цветами и летней зеленью в память об украшенной травой и цветами Сионской горнице, в знак того, что Дух Божий приходит как «жизни Податель», чтобы обновить весь сотворенный мир.

ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА

28 мая

На второй день праздника Святой Троицы, в понедельник, установлено празднование Святому Духу, сошедшему в виде огненных языков на учеников и апостолов Христовых и просветившего их.
Этот день – Праздник Всесвятого, Животворящего и Всесильного Духа, Единого от Троицы Бога, Единочестного, Единославного и Единосущного Отцу и Сыну. Святой Дух именуется Утешителем, могущим утешить нас и наставить на всякую истину. В Нем – премудрость, в Нем – жизнь, неисчерпаемая пучина даров духовных, в Нем – истинное просвещение.


Понравилась статья? Поделитесь ей!
Комментарии к записи О Православных праздниках отключены
  • Наши контакты