Настоятель храма Сергий Демьянов

О христианских добродетелях, посте и молитве

Здравствуйте батюшка.

У меня такой вопрос: можно ли дома читать час первый, третий, шестой и девятый? И в какое время лучше их читать? Благодарю Вас за ранее за ответ на мой вопрос!!!!

Юлия.

Ответ:

Здравствуйте Юлия.

Да, это вполне допустимо и даже хорошо. 1-й, 3-й и 6-й часы лучше читать до обеда, а 9-й вечером. К конкретным часам дня не привязывайтесь, т.к. не всегда сможете это соблюдать и будете унывать. Бог вам в помощь!

Священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте, отец Сергий!

Скажите пожалуйста почему, когда я читаю дома вечернее молитвенное правило, ощущаю, как-будто кто-то стоит за спиной и мне становится очень жарко? Это меня пугает.

Мария.

Ответ:

Здравствуйте Мария.

Ваши страхи и телесные ощущения на молитве свидетельствуют о вашем духовном нездоровье. Некоторое ощущения телесного тепла во время молитвы бывает часто, так как молитва – это труд и души и тела, поэтому и происходит естественное усиление движения крови. Но то, что описываете вы, скорее всего, имеет иную природу. Причина этого, духовная нечистота сердца. Подумайте, были ли вы когда-нибудь на исповеди? Все ли открыли осознанные вами грехи, особенно связанные с изменой Господу через обращение к духовным целителям, бабкам, колдунам, экстрасенсам? Может быть, сами занимались чем либо подобным или гаданием? Может быть, ходили на собрания в секты или читали литературу, наполненную ложной духовностью? Нет ли у вас в квартире подобных книг или изображений каких либо идолов (часто висят в домах африканские маски или изображения богов востока)? Если имеются, то выбросите их или лучше сожгите, чтобы они точно не попали к кому-либо, и через вас не пришел к другим людям соблазн. Можно пригласить священника и попросить его освятить жилище или хотя бы сами, с молитвой, окропите дом Святой водой.

Когда молитесь, старайтесь понимать смысл молитвы, иметь в сердце кротость и покаяние. Просите этих даров у Господа в начале молитвенного правила. Никогда ничего на молитве не представляйте, не ищите от себя каких либо душевных переживаний и слез, они бывают благодатными только как дар Божий. Пренебрегайте, т.е. не обращайте никакого внимания, устремляя свой ум к словам молитвы, на все внешние и телесные ощущения. Когда будете на исповеди, обязательно скажите священнику о ваших страхах на молитве. Советую вам внимательно прочитать на нашем сайте раздел «Школа духовной жизни – Молитва».

Священник Сергий Демьянов.

Скажите, пожалуйста, как воспитать в ребенке мужество?

У нас с мужем маленький сыночек. Хороший папа в воспитании мужества — это, как мне кажется, уже полдела. Но тем не менее нам обоим интересны нюансы…

Что есть мужество по-христиански? в каких случаях молчание — это признак малодушия, а в каких — признак силы? Как должны вести себя родители, чтобы быть достойными примерами для подражания в воспитании этой добродетели?

Спасибо за ответ. Инна.

Ответ:

Здравствуйте Инна.

Христианское мужество это важная для спасения добродетель. Небуду её описывать от себя. Приведу её определения собранные из разных источников.

Мужество бывает разным. Мужество ожесточения и гордости это мужество вызванное отчаянием, бесчувственностью и равнодушием — иногда напускным. С таким мужеством некоторые преступники, по своему крайнему ожесточению и своей гордости, выслушивают приговор и идут на казнь. Христианское мужество принципиально отлично от фанатизма, безрассудства, упрямства, бесчувственности и напускного равнодушия. Критерием этого отличия является источник мужества (благодать Божия и любовь) и цель — правда. Фанатизм, это верность не по разуму, неразумная. Христианское мужество основано на высоких христианских добродетелях: на вере в Господа Бога, на надежде и уповании на Него, на любви к Богу и ближним, на всецелом послушании и непоколебимой верности Господу Богу. Мужество – христианская добродетель, качество духа, дающее человеку способность встречать опасность и затруднения с твердой решимостью, без страха и колебаний. Мужество есть устойчивость в правде. Мужество — действие Духа Божия в человеке, дающего человеку силы противостоять искушениям, творить правду и отстаивать её. Мужество – это любовь к Богу и ближнему, любовь настолько сильная, что затмевает страх перед опасностью и даже смертью.

Вот как определяют мужество святые отцы:

«Мужество есть не что иное, как твердость в истине». Преподобный Антоний Великий.

«Мужество есть твердость в опасностях». Святитель Григорий Богослов.

«Дело мужества и в том, чтобы управлять пятью чувствами и не допускать, чтобы через них осквернялся наш внутренний человек — дух или внешний – тело». Авва Евагрий.

Что касается воспитания ребёнка, то здесь действенным может быть только добрый пример жизни родителей, наставников, которых ребёнок встречает на своём пути и, конечно, примеры из хороших книг: духовных, исторических, художественных. Важно чтобы ребёнок любил читать и подбирать для него хорошие книги. Добрый пример заключается в стремлении жить по совести, для этого требуется не малое мужество, а совесть свою надо поверять евангилием и заповедями Божьими.

Далее приводится повествование архамандрита Тихона (Агрикова) о мужестве, оно относится к середине ХХ века.

«У Троицы окрылённые» архимандрит Тихон (Агриков).

Убеждаю вас ободриться (Деян.27,22)

Апостол Павел среди других узников плыл в Италию. Неожиданно поднялась сильная буря и обрушилась на корабль… Небо потемнело, ветер обратился в ураган, волны бешено били в борт судна, бросая его, как щепку. В корабле открылась течь… Четырнадцать суток, не видя ни солнца, ни звезд, носились, отдавшись волнам. Каждую минуту все ожидали смерти, не ели, не пили. На корабле было 276 душ.

Богу, Который обещал спасти его и плывших с ним. Мужественно возвысив голос, Апостол сказал: «Мужи и братия, я убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет… Так сказал мне Ангел в эту ночь….» Действительно, с наступлением дня все увидели залив с отлогим берегом. То был остров Мелит. Никто не погиб — все спаслись.

Друзья мои, нужно быть мужественными, решительными. Ничего славного нельзя сделать без мужества. Легко делать только худое. А разве не мужество увенчало святых мучеников вечной славой? А пустынники, подвижники, столпники?..

Все великие ученые достигали открытий настойчивостью, мужеством. «Каким образом Вы открыли закон всемирного тяготения?» — спросили однажды Ньютона. «Неотступностью, постоянно думая о нем»,— отвечал он. А Архимед и другие ученые?..

Мужество нужно, чтобы усиленно работать, учиться, подвизаться, встать пораньше на молитву (на братский молебен), потерпеть с любовью посты, длинные богослужения, найти пути примирения с обиженным другом… Особенно когда спасение так трудно дается, какое надо мужество, чтобы до конца все перенести!..

Мужество нужно и чтобы безропотно терпеть страдания. Мало мы пожили, но уже и нас страдания коснулись своим огненным крылом. Ведь страдания, под разными видами (например, болезни, горе, нужды, тревоги, унижения), занимают огромное место в нашей жизни. «В мире скорбни будете» (Ин. 16, 33),— сказал Господь. «Претерпевый же до конца, той спасен будет» (Мф. 10, 22). И как мужественно простые люди умеют переносить страдания!

В 1871 г. шла война. У сестры милосердия Агриппины были ранены обе ноги. Ей было всего 20 лет. «Сестра, вам необходимо ампутировать ногу»,— сказал ей профессор. «Исполняйте»,— тихо ответила она. «Сестра моя, вам нужно ампутировать и другую ногу». — «Если есть на то воля Божия, доктор, исполняйте». После операции, придя в чувство, она тихо молилась: «Господи, не допусти меня возгордиться моими страданиями». Вскоре она тихо угасла навсегда.

…Госпиталь полон раненых. Предстояло много еще операций. Наркоз на исходе. У маленького ростом и слабого на вид солдата раздроблена рука. «Доктор, вы дадите что-нибудь, чтобы меня усыпить, не правда ли?».. — «О Боже, да у нас наркоз на исходе, есть совсем слабые братья…» — «Доктор, делайте мне так, я вынесу, а им сделайте полегче». И он выдержал страшную операцию, не испустив ни одного стона…

Мужество требуется и для того, чтобы говорить правду. Говорить правду — это основа всех добродетелей. Это достоинство каждого человека, христианина. Честность, правдивость — украшение верующего человека. «Блажени алчущие и жаждущие правды: яко тии насытятся» (Мф.5, 6). Посмотрите на человека, любящего правду: он открыт, ясен, благороден; добрые, чистые глаза. Он внушает доверие… А на другого посмотрите: он хитрит, лицемерит, в поведении отпечаток низкого человекоугодия… Он не может прямо смотреть вам в глаза…

А какое мужество нужно для того, чтобы устоять против искушений! Чтобы в самой трудной обстановке вести себя и говорить так, как подобает христианину, любящему своего Господа!

Дело было холодной зимой. Воспитанник 3-го класса семинарии оказался среди неверующих товарищей. Они потащили его в ресторан на берегу Волги. Усадили… «Пей с нами, дружок, в попы записался… Ты не хочешь — пережиток ты, такой отсталый, эгоист….» В эту минуту с улицы послышался вдруг душераздирающий крик… Семинарист вскочил и мигом исчез за дверью… Вскоре, еле переводя дыхание, он вылезал из ледяной воды… Кровь текла по лицу: острая льдина ударила его по голове… На руках он держал мокрую полузамерзшую трехлетнюю девочку… Мужество!

Что нужно для того, чтобы иметь мужество? Корень мужества — искреннее желание делать людям добро. И в этом надо закалить волю.

Если вы наметили себе высокую цель — быть верными Господу,— стремитесь быть мужественными. Для этого надо возлюбить Бога, людей, укрепить в добре свою волю и просить помощи у Бога — и вы будете мужественны.

Царство Небесное дается людям мужественным, энергичным, стойким, преданным до конца Господу. Спаситель говорит: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12).

Пастырь добрый душу свою полагает за овцы. Только с этим прекрасным качеством — мужеством — вы сумеете выполнить свой христианский долг. Сумеете хорошо трудиться, нетрепетно говорить правду, найдете силы перенести жгучие страдания — окажетесь победителем в любых огненных искушениях и своим мужеством, самоотвержением дадите прекрасный пример своим собратьям верующим и даже в инакомыслящих вызовете законный восторг и уважение.

Мужество — сила…

Священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте, батюшка!

Начался Успенский пост. С благословения я к нему приступила. Хотелось присутствовать на литургиях и вообще больше молиться в храме. Но в первый же день начались женские дни. Что мне теперь делать и не знаю. В связи с этим у меня несколько вопросов:

1. Можно ли посещать храм, но не прикладываться к иконам?

2. Можно ли дома возжигать лампаду, свечи и читать библию?

3. Уже наверное нельзя своими руками поить ребёнка святой водой и давать просфору, лучше если это сделает муж?

4. Как мне быть: в одной комнате муж постоянно смотрит фильмы, в другой комнате дети смотрят мультики играют в компьютер, на кухне проводить время нет возможности, т.к. проживаем в общежитии. Куда мне деться?

Спасибо за ответ.

Анна.

Ответ:

Здравствуйте Анна.

В дни женской нечистоты лучше воздержаться от посещения храма. Если совсем трудно без молитв в церкви, то можете прийти и помолиться в задней части храма, не прикасаясь к святыням.

На домашней молитве можно брать духовные книги, зажигать лампады и прочее, т.е. можно пользоваться святынями личного употребления. Например, и в дни нечистоты женщины всегда ведь носят нательный крестик.

Святые просфоры, воду, елей употреблять не надо, а детям в эти дни пускай дает ваш супруг.

Соблюдения поста это внутреннее состояние человека. И здесь дни нечистоты и обстановка в квартире не помеха. Внешне все может быть будет не так благочинно, но за своим сердцем следить можно всегда. В «Триоди Постной», содержащей песнопения Великого поста, говорится: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, отлагания лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть и благоприятный». Если дома нет возможности уединенно помолиться, то, если получится, заходите хотя бы на 15 минут по дороге с работы в близлежащий храм. Дома можно сесть в уголочке, в наиболее спокойном месте, и не привлекая к себе внимания, постараться молиться. Если не получается в такой обстановке читать со вниманием длинные молитвы, почитайте какое то время Иисусову молитву вместо молитвенных правил. Для этого можно выйти на улицу, и погуляв недолго вокруг дома, про себя помолиться. Вставайте с утра пораньше и пока все спят, помолитесь. Используйте всякую минуту уединения для духовного делания. Конечно это не просто, но «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12).

Священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте. Разъясните, пожалуйста. Наши предки в старину в подтверждение истины своих слов осеняли себя крестным знамением. Было ли в этом что-то плохое или неправильное и можно ли так поступать в наши дни? Спасибо!

Алексей.

Ответ:

Здравствуйте Алексей.

Крестное знамение, налагаемое на себя человеком, это всегда символ того, что он христианин. И налагать на себя крестное знамение, как утверждение истинности сказанного пошло, вероятно, как указание на то, что я христианин и поэтому не буду лгать. Но это нехороший обычай, потому что по существу он ни чем не отличается от клятвы. А Господь нам строго заповедал в Святом Евангелии не клясться вообще. «Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5, 33-37). Зачем же нам клясться, если нам совсем не следует лгать? Святитель Григорий Богослов пишет: «Избегай всякой клятвы. Но чем же уверить других? Словом и жизнью, удостоверяющей в слове… Сделай, чтобы посредником твоим были твои добрые нравы…». И с других тоже не следует требовать клятвы. «Ибо если не хочешь сам клясться, то и от других не потребуешь клятвы по следующим двум причинам: вопрошаюший или стоит в истине, или, напротив того, лжет. Если человеку обычно стоять в истине, то, без сомнения, он и до клятвы говорит истину. А если он лжец, то лжет и поклявшись» (преподобный Исидор Пелусиот).

Священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте! Скажите, правильно ли я понимаю, что купить (а не получить их в процессе обучения и сдачи экзамена) водительские права это грех? и что делать человеку, которому бывает нужно, или просто хочется (если просто на данный момент больше не с кем) поехать с человеком купившим права? всегда отказываться? как аргументировать отказ? некоторые люди считают что ничего ужасного в этом нет, и защищаются тем ,что на экзаменах сейчас заваливают, можно выложить кучу денег на учёбу и не получить права в итоге, и т.п. Ну это говорят люди неверующие. Моё мнение, что нужно пытаться честным способом получать права (диплом, ….), и с Божьей помощью всё получится. Но как вот быть если человек (а в моём окружении таких несколько) уже купил права и ездит, а, например, хочется съездить к морю, с компанией, в компании только у этого человека машина.

Юлия.

Ответ:

Здравствуйте Юлия.

Вы абсолютно правы, что когда человек покупает водительские права, то совершает грех. Обман совершает он сам и других вовлекает в него. Кроме того, он может представлять повышенною опасность жизни и здоровью людей на дороге, если не достаточно освоил навыки вождения и дорожные правила. Но найдите хоть одного человека, который бы при обучении своей специальности, в школе, в институте не допустил бы лукавства и в малом. Не списывал, не пользовался подсказками, учил прилежно всё задаваемое, не рассчитывая, что как-нибудь сойдет и пр. В каждом из нас живет грех в той или иной мере, и поэтому нечистота присутствует во всех наших делах. Но это не значит, что мы не должны пользоваться трудами друг друга. Но в некоторых случаях это недопустимо, так как делает нас продолжателями какого-то греха. Грань допустимого и недопустимого трудно формализовать. Надо подходить к каждому случаю с рассуждением и внимательно слушать голос свой совести. «Бог, сотворив человека, напечатлел в его природе знание закона – совесть…»(Иоанн Кассиан Римлянин, авва Серен). Нам надо, насколько хватает наших сил, стараться хранить нашу совесть в чистоте, это и должно быть критерием принятия того или иного решения.

Прп. Авва Дорофей пишет о совести: «Ныне же в нашей власти или опять засыпать ее, или дать ей светиться в нас и просвещать нас, если будем повиноваться ей. Ибо когда совесть наша говорит нам сделать что-либо, а мы пренебрегаем сим, и когда она снова говорит, а мы не делаем, но продолжаем попирать её, тогда мы засыпаем ее, и она не может уже явственно говорить нам от тяготы, лежащей на ней, но, как светильник, сияющий за завесою, начинает показывать нам вещи темнее. И как в воде, помутившейся от многого ила, никто не может узнать лица своего, так и мы, по преступлении, не разумеем, что говорит нам совесть наша, так что нам кажется, будто ее вовсе нет у нас. Однако нет человека, не имеющего совести, ибо она есть, как мы уже сказали, нечто Божественное и никогда не погибает, но всегда напоминает нам полезное, а мы не ощущаем сего, потому что, как уже сказано, пренебрегаем ею и попираем ее».

И еще: «потщимся, братия, хранить совесть нашу, пока мы находимся в этом мире, не допустим, чтобы она обличала нас в каком-либо деле: не будем попирать её отнюдь ни в чем, хотя бы то было и самое малое. Знайте, что от пренебрежения сего малого и в сущности ничтожного мы переходим и к пренебрежению великого» (прп. авва Дорофей, поучение третье «О совести»).

Если ваш знакомый из-за того, что не учился опасен за рулём, то однозначно не ездите с ним. Если же он хорошо управляет машиной и старается ездить по правилам, то может быть и можно поехать с ним – как подскажет вам совесть. Помолитесь за него Господу, попросите прощения за его грех, но ни в коем случае не осуждайте, а сами подобным образом старайтесь не поступать.

Священник Сергий Демьянов.

Отец Сергий скажите пожалуйста я хочу уйти от жизни мирской и служить богу. Я принял такое решение но мне кажется что я не найду поддержки родных кроме моей бабушки она ходит в храм с детства мне 27 лет у меня высшее образование. и ещё я хотел бы принять имя ФИЛАРЕТ на сколько это возможно? Нахожусь в Ростове-на-Дону.

Виталий.

Ответ:

Здравствуйте Виталий.

Служить Богу и стать священником – это хорошее желание, но для его осуществления необходимо, чтобы Господь призвал вас к этому служению. Все начинается с исполнения человеком простых послушаний при храме, например, алтарника, чтеца или певчего. Через эти послушания человек сможет понять любит ли он церковные службы, любит ли он молиться, готов ли он жертвовать свое свободное время, свои силы служению людям. В настоящее время обязательным условием посвящения в сан является духовное образование в семинарии, полученное очно или заочно. Постарайтесь все вышеназванное осуществить в вашей жизни, и вы поймете наверняка, станете ли вы священником или это все пустые мечты. При рукоположении в сан священника имя, данное при крещении, не меняется. Имя меняется когда принимается монашеский постриг. Новое имя нарекает тот епископ, архимандрит или игумен, который совершает постриг. Иногда принимается во внимание пожелание о новом имени самого послушника. Просите у Господа помощи в осуществлении ваших стремлений.

Священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте!

Я около месяца читаю разные молитвы. Иногда один раз в день иногда два. А сколько надо правильно , с наибольшей пользой — не знаю. Может быть вы подскажите?

Евгений.

Ответ:

Здравствуйте Евгений.

Подробный ответ на ваш вопрос можно найти у иеромонаха Иова Гумерова. Он пишет: «Обязательными для православных христиан являются утренние и вечерние молитвы, а также молитвы перед трапезой и после нее. Накануне дня причастия нужно прочитать Последование ко Святому Причащению и три канона: Покаянный (или Иисусу Сладчайшему), Пресвятой Богородице и Ангелу Хранителю. Сверх этого молитвенное правило на каждый день должно быть индивидуально. Необходимо, чтобы оно соответствовало силам человека и его жизненным обстоятельствам. Неразумно брать правило сверх сил и возможностей. Тогда могут возникнуть искушения. Конечным итогом этого бывает уныние и расслабление. Однако также нельзя, чтобы оставались невостребованными наши духовные способности» (pravoslavie.ru).

От себя напомню вам слова Спасителя: «Итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» (Лк 21, 36) и слова свт. Игнатия Брянчанинова: «Избери себе правило, соответствующее силам. Сказанное Господом о субботе, что она для человека, а не человек для нее (Мк 2, 27), можно и должно отнести ко всем подвигам благочестивым, и между ними и к молитвенному правилу. Молитвенное правило для человека, а не человек для правила: оно должно способствовать человеку к достижению духовного преуспеяния, а не служить бременем неудобоносимым, сокрушающим телесные силы и смущающим душу. Тем более оно не должно служить поводом к гордостному и пагубному самомнению, к пагубному осуждению и унижению ближних. Благоразумно избранное молитвенное правило, соответственно силам и роду жизни, служит большим пособием для подвизающегося о спасении своем».

Домашнее молитвенное правило – это фундамент духовной жизни, но не забывайте и про церковную молитву «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18, 20) – говорит нам Спаситель. Старайтесь хотя бы раз в неделю бывать на церковных службах.

Священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте!

Подскажите можно ли с помощью молитв избавится от снов, и если можно, то с помощью каких?

Виктор.

Ответ:

Здравствуйте Виктор.

У свт. Игнатия Брянчанинова можно найти следующую мысль о причине сновидений: «Нам надо знать и знать, что в нашем состоянии, еще не обновленном благодатью, мы не способны видеть иных сновидений, кроме составляемых бредом души и наветом демонов» (Том V, стр. 347). Бред души – это следствие чувственного и психического переутомления человека. Излечивается это через прием лекарственных успокаивающих средств. А наветы демонов связаны с нашей неправильной духовной жизнью, действием наших греховных страстей. Здесь нужно искать ни какие-то специальные молитвы, а стараться изменить всю свою жизнь в соответствии с заповедями Божиими. Прежде всего, ежедневно утром и вечером, хотя бы коротко читайте молитвенные правила, которые можно найти в книге «Молитвослов». Прочитайте Евангелия из Нового завета, желательно с толкованием их. Обязательно постарайтесь приготовиться к исповеди и Святому Причастию и стремитесь приступать к этим Таинствам несколько раз в год. Старайтесь хотя бы раз в неделю молиться на церковных богослужениях. После утренних молитв испевайте натощак Святой воды (желательно крещенской), съедайте кусочек просфоры. После вечерних молитв совершайте крестообразное помазание на лбу Святым елеем.

Если в квартире имеются какие-то лжедуховные изображения (например, африканские маски, обереги и прочее), обязательно уберите их из квартиры и уничтожьте. Тоже касается и лжедуховной литературы. Это как окна, открытые в иной бесовский мир. Пригласите священника для освящения вашего жилища, но это после исповеди и Святого Причастия.

Не доверяйте своим снам, не вспоминайте их, никому о них не рассказывайте. Внутренне пренебрегайте содержанием снов.

Священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте, батюшка!

Слышала о молитве задержания. Могли бы Вы коротко о ней сказать, и можно ли её читать когда мой ребёнок будет сдавать экзамен.

С уважением, Юлия.

Ответ:

Здравствуйте Юлия.

Молитва задержания читается когда на человека идет явное нападение со стороны «духов злобы поднебесной» (Еф 6, 12). Такое нападение может быть чисто духовным или через людей, с которыми мы общаемся. К сдаче вашим сыном экзамена, это не имеет никакого отношения. Обычно, принято молиться об учащихся Господу Богу или Божией Матери молитвой перед иконой «Прибавление ума», или прп. Сергию Радонежскому у которого в детстве возникли большие проблемы с учебой и Господь чудесным образом помог ему.

Молитва ко Господу:

Господи Боже и Создателю наш, образом Своим нас, людей, украсивший, избранных Твоих научивший Закону Твоему, так что внимающие ему дивятся, детям тайны премудрости открывший, Соломону и всем ищущим ее даровавший — открой сердца, умы и уста рабов Твоих сих (имена), чтобы уразуметь силу Закона Твоего и успешно познать преподаваемое им полезное учение для славы Пресвятого Имени Твоего, для пользы и устроения Святой Твоей Церкви и разумения благой и совершенной воли Твоей. Избавь их от всяких козней вражеских, сохрани их в вере Христовой и чистоте во все время жизни их, — да будут крепки разумом и исполнением заповедей Твоих и так наученные, прославят Пресвятое Имя Твое и будут наследниками Царствия Твоего, — ибо Ты, Бог, крепок милостию и благ крепостию и Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва к Божией Матери:

Премудросте Наставнице и смысла Подательнице, немудрых Вразумительнице и нищих Заступительнице, Мати Христа Бога нашего, утверди, вразуми сердце мое, Владычице, и разума прибави ко Христу моляще усердно. Ты даждь ми слово рождшая Отчее Слово, имаши бо дерзновение просити Сына Твоего о нас. Аминь.

(Вместо себя поминайте своего сына.)

Тропарь прп. Сергию Радонежскому:

Иже добродетелей подвижник, яко истинный воин Христа Бога, на страсти вельми подвизался еси в жизни временней, в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником: темже и вселися в тя Пресвятый Дух, Егоже действием светло украшен еси: но яко имея дерзновение ко Святей Троице, поминай стадо, еже собрал еси мудре, и не забуди якоже обещался еси, посещай чад твоих, Сергие преподобне, отче наш.

(И после своими словами попросите помощи в сдаче экзамена вашим сыном у прп. Сергия.)

Священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте, у меня к Вам вопрос относительно всем известной молитвы «Отче наш», в которой есть такие слова «И не введи нас во искушение». Как вы считаете, — Бог действительно тот, кто вводит человека во искушение? Или эта молитва обращена не к нему?

Иван.

Ответ:

Здравствуйте Иван.

То, что эта молитва обращена к Богу, не вызывает ни малейших сомнений, она начинается словами «Отче наш, сущий на небесах!..». Сущий только Бог, все остальное пребывает в Нем. «Я есть Сущий» (Исх. 3, 14) — с этим именем Бог открывается человеку в Ветхом Завете. Бог не искушает никого, об этом совершенно ясно и однозначно говорится в Новом Завете: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак. 1, 13-14). В окончании фразы, которую вы просите истолковать, дается точный ответ о том, кто нас искушает: «но избавь нас от лукавого» (Мф 6, 13). Подробное толкование на предложение молитвы «Отче наш» «и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого» с полным ответом на ваш вопрос можно найти у Тертуллиана (ок. 160-240 гг.), выдающегося раннехристианского писателя и теолога, в трактате «О молитве»: «Для полноты столь простой молитвы Он присоединил, чтобы мы молились не о прощении только грехов, но и о совершенном их отвращении: не введи нас во искушение, то есть, не допусти, чтобы мы страдали,- от того, кто искушает. Да будет далека мысль, что Господь, по-видимому, искушает,- как будто Он не знает веры каждого или радуется падению; и неверность, и злоба принадлежат диаволу. Ибо и Аврааму повелел привести сына в жертву не для искушения, а для укрепления веры, чтобы в нем явить пример Своей заповеди, которую имел впоследствии дать, именно, что и детей нельзя любить больше, нежели Бога (Мф 10, 37). И Сам, искушаемый от диавола, показал, что последний есть главный виновник и орудие искушения. Это подтвердил и впоследствии, говоря: «молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Лк 22, 46). А находились в искушении оставить Господа те, которые более прилежали сну, нежели молитве. Этому соответствует и заключение, разъясняющее, что означает: не введи нас во искушение. Именно означает: но избави нас от лукавого».

Священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте, батюшка, может ли крестная, читая молитвы о детях, перечислять имена крестников? И еще, можно ли в великий пост кушать креветки, кальмары, одна знакомая, давно соблюдает посты, воцерковленная, говорит, что они бескровные и к рыбе не относятся, поэтому, можно. Так ли это, подскажите «новичку». Спасибо.

Анастасия.

Ответ:

Здравствуйте Анастасия.

Да, конечно, в одних и тех же молитвенных прошениях вы можете поминать своих родных детей и крестников, которые являются вашими духовными детьми и, вероятно, чаще всего они нуждаются в одних и тех же благодатных дарах Божиих.

Теперь о посте. Существо поста в воздержании. В воздержании от всего того, что поможет нам через утруждение тела смирить наши греховные страсти, которые повелевают нашей душой, прежде всего, через наше смертное тело. Одной из составляющих поста является воздержание в пище, которое утучняет наше тело. В церковном уставе явным образом указывается на то, что Великим постом необходимо воздерживаться от мясной пищи, яиц, молочных продуктов, рыбы (кроме праздников Благовещения, Входа Господня в Иерусалим и престольных праздников, если они попадают на Великий пост) и от вина и елея – растительного масла (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней). Так что употребление в пищу креветок и кальмаров буквы поста не нарушает, более того, например, на Афоне, где это пища является обычной, ее дозволяется вкушать в дни Великого поста. Но постарайтесь рассудить сами: не нарушает ли дух поста вкушение нами креветок, кальмаров, соевых майонеза, сыра, мяса и т.п.? Я, конечно, говорю это имея в виду телесный пост достаточно здорового молодого человека.

Несомненно, строгое соблюдение поста – смирение своей плоти – это дар Божий и не каждому он дается, а многим заменяется многоразличными недугами. Поэтому каждому нужно с рассуждением выбирать меру строгости поста в соответствии с его образом жизни (тяжестью работы), телесными, духовными силами. Телесный пост никак не должен опережать духовный труд во время поста, они должны быть соразмерны друг другу. Поэтому, еси считаете нужным, можете сделать определенные послабления на вкушение растительного масла во все дни, креветок, кальмаров. А, например, для беременных женщин и тяжело больных людей может быть послабление даже на рыбу и молочные продукты по мере необходимости.

С уважением,
священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте, уважаемый отец Сергий. У меня вопрос по молитве. Молитвы утренние и на сон грядущим достаточно длинные, не получается читать их сосредоточенно до конца, а Молитва Господня и Иисусова Молитва настолько хороши и понятны, что они читаются сердцем. Может быть можно как странник в «Откровенных рассказах странника своему духовному отцу…» читать только их? Извините за вопрос.

Ольга.

Ответ:

Здравствуйте Ольга.

Книга «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу…» хороша тем, что возбуждает нас на подвиг Христа ради. Но не следует по ней учиться молитвенному деланию, т.к. способ молитвы, указанный в ней легко может привести человека к духовному прельщению. Вы пишите, что читаете Иисусову молитву сердцем. Это уже свидетельствует о том, что Вы неадекватно оцениваете сове духовное состояние, т.е. прельщаетесь. Сердечная молитва – это высший способ молитвы – дар Божий, который могут стяжать только великие подвижники молитвенного делания. Скорее всего, Вы просто даже не замечаете рассеянности своего ума и тех помыслов, которые отвлекают Вас от молитвы. Давайте обратимся к святоотеческому учению.

В книге «Лествица» прп. отца нашего Иоанна Лествичника в 28 слове «О молитве» находим слова, подобные Вашим: «Вся ткань молитвы твоей да будет немногосложна; ибо мытарь и блудный сын одним словом умилостивили Бога», «Не старайся многословить, беседуя с Богом, чтобы ум твой не расточился на изыскание слов. Одно слово мытаря умилостивило Бога, и одно изречение, исполненное веры, спасло разбойника. Многословие при молитве часто развлекает ум, и наполняет его мечтаниями, а единословие обыкновенно собирает его». Но тут же прп. Иоанн пишет о невозможности подобной молитвы для новоначальных, какими являемся все мы в молитвенном делании: «Если ты постоянно обучаешь ум твой не удаляться от тебя, то он будет близ тебя и во время трапезы. Если же он невозбранно всюду скитается, то никогда не будет пребывать с тобою. Посему великий делатель великой и совершенной молитвы говорит: хощу пять словес умом моим глаголати (1 Кор. 14, 19) и прочее. Но для младенчествующих такое делание невозможно.

Посему мы, как несовершенные, с качеством молитвы должны соединять и количественное множество, потому что второе бывает причиною первого. Ибо сказано: Даяй молитву чисту молящемуся неленостно, хотя бы и не чисто, но с утруждением». Поэтому наши богослужения, наполненные различными псалмопениями и канонами, столь разнообразны. Только через утруждение себя длительными молитвословиями можно достигнуть внимательной, нерассеянной, умной молитвы. А про сердечную молитву нам и мечтать не стоит. Со временем, Вы постигните глубину и мудрость утренних и вечерних молитвословий и не захотите их ни на что променять. С уважением,
священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте Батюшка Сергий! Скажите, пожалуйста, насколько значимо положение нашего тела при домашней молитве? На что особо необходимо обратить внимание.

С уважением Андрей.

Ответ:

Здравствуйте Андрей.

Положение тела на молитве отражает, как и вся иная жизнедеятельность нашего тела, состояние души. Послабление своему телу можно давать только в случае болезни, или сильной усталости. Если трудно молиться стоя, молитесь на коленях, если трудно — сидя, в крайнем случае, лежа. Конечно, нужно понимать, что лучше помолиться или почитать Священное Писание сидя, чем вообще не молиться. Если физически здоровому человеку тело мешает молитве, то это свидетельствует о его духовных недугах.

С уважением,
священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте, уважаемый отец Сергий!

Подскажите, пожалуйста, как готовиться к исповеди и причастию? Так, как обычно я знаю, какие молитвы читаются, что надо поститься, но я сейчас беременна и беременность протекает с некоторыми осложнениями.

Неудобно об этом говорить, но есть ли послабление по поводу поста?
Заранее благодарю.

Марина.

Ответ:

Здравствуйте Марина.

Пост не является целью христианской жизни. Пост – это средство, которое приучает тело к воздержанию и помогает плоть подчинить духу. Пост можно разделить на две части: телесная – воздержание в пище, и духовная – соблюдение духовной чистоты и труды духа. Вторая часть важнее первой и она Вам вполне доступна. Воздержание в пище не должно приводить к ухудшению здоровья ни Вас, ни Вашего ребенка. Поэтому телесную часть поста в Вашем случае можно полностью оставить.

Перед Причастием воздерживайтесь от мясной пищи один или три дня, по состоянию Вашего здоровья. И не избегайте Причастия из-за того, что не можете поститься, обязательно причащайтесь.

С уважением,
священник Сергий Демьянов
.

Батюшка, благославите!

На Вашем сайте я нашла некоторые моменты, которые показалась мне немного «шокирующими». Конечно, это касается не Вашего сайта конкретно,а тех советов, которые дают святые отцы ищущим спасения.

Есть некоторые моменты,которые не совсем понимаемы и принимаемы. Например:

«Без необходимости неотложной никуда не ходи, как можно меньше говори, не смейся, не любопытствуй праздным любопытством» или «Никто не ходит на Небо, живя благополучно»

(эти цитаты были взяты мною из раздела «Начала аскетики»)

Относятся ли данные советы к монашествующим или ко всем правослывным христианам? Быть может, от некоей внутренней неготовности и нерешительности, мне кажется такое требование немного завышенным для современного христианина.

Если данные ( и не только эти советы из списка «Христианской азбуки»)следует применять в жизни каждому христианину, где можно почитать «инструкции» как не сбиться с пути и не «взять по силам»? В отношении второй цитаты, прокомментируйте, пожалуйста, что значится под словом «благополучно»? материальное благо-неблагополучие или внутренние скорби?

Простите за немного спутанные вопросы.

С уважением, N.

Ответ:

Здравствуйте N!

Несомненно, данные советы давались монашествующим, но это не значит, что они не относятся к мирянам. Что в них шокирующего?

«Без необходимости неотложной никуда не ходи» — разве нам не нужно, прежде чем куда-то пойти, подумать о том не принесет ли это вред моей душе?

«Как можно меньше говори» — здесь можно добавить только одно: «как можно меньше», с учетом жизни мирского человека, его работы, домашних обязанностей, общения с близкими. Праздные, пустые, греховные разговоры вредны для всех.

«Не смейся» — в смысле излишне бурного (страстного) выражения своих чувств. Но, несомненно, улыбайтесь и радуйтесь.

«Не любопытствуй праздным любопытством» — без комментариев, всем известная поговорка гласит: «любопытство не порок, а большое свинство». Что еще к этому добавить? Не праздное любопытство – это любознательность, которая является добродетелью, если под знанием понимать мудрость, поиск истины.

Относительно второй части Вашего вопроса «Никто не ходит на Небо, живя благополучно» стоит сказать, что это не просто святоотеческое мнение, а фактически переложение слов самого Спасителя: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Ин 15, 18-20). «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин 16, 33). У каждого человека свое внутреннее устроение, поэтому и скорби бывают у разных людей разные: у кого-то внутренние, у кого-то внешние материальные.

С уважением,
протоиерей Сергий Демьянов
.

Такой вопрос: У меня день рождения, я всегда приглашаю всех своих друзей и они ждут этого события. И я думала отметить его в субботу, но очень сомневаюсь нужно ли это делать.
Подскажите пожалуйста, как сделать лучше!

Марина.

Ответ:

Здравствуйте Марина!

Страстная Седмица имеет такое название потому, что она посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни

Спасителя – его страстей (страданий), крестной смерти и погребения. Поэтому, в Страстную Седмицу полагается особенно строгий пост. День Великой Пятницы, когда вспоминается суд и осуждение Господа, Его распятие, крестные страдания и сама смерть на кресте и день Великой Субботы Великого поста, когда Церковь вспоминает пребывания тела Иисуса Христа во гробе плотски, сошествия Его духовного во ад и победы над адом и смертью – это дни самого строгого поста. Поэтому от празднования Вашего дня рождения в субботу следует воздержаться и перенести его либо на воскресенье (1 мая), либо на любой другой день Светлой Седмицы.

С уважением,
протоиерей Сергий Демьянов
.

Здравствуйте.

Откуда идут наши посты, в течение года, а так же в среду и пятницу? Что об этом сказано в Писании? Что они символизируют?

Спасибо,
Юлия.

Ответ:

Здравствуйте Юлия.

Часть ответа на Ваш вопрос можно найти у о. Афанасия Гумерова на сайте http://pravoslavie.ru/answers/040323083437 .

«Где в Библии прочитать о посте? Или это просто традиция отдельных церквей»?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Святитель Василий Великий говорит: «Пост – не новое изобретение, но драгоценность отцов. Все отличающееся древностью, почтенно. Уважь седину поста. Он современен человечеству. Пост установлен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: «от древа познания добра и зла не ешь» (Быт.2:17). А сие: «не снесте» есть узаконение поста и воздержания» (Творения, Минск, 2003, с. 96).

Позже заповедь о посте была закреплена законодательно. Это были однодневные посты, приуроченные к определенным дням: «И было ко мне слово Господа Саваофа: так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир» (Зах.8:18-19). Когда же отдельного человека или народ постигали испытания, люди прибегали к продолжительным постам, чтобы снискать милость у Бога: «И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо?» (2 Цар.!»:22); «И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле» (Дан.9:3); «Итак мы постились и просили Бога нашего о сем, и Он услышал нас» (1 Езд.8:23). Благочестивому сознанию древних было очевидно, что молитва к Богу приобретает сугубую силу, когда она человек, молясь, приностит некоторую жертву, утесняет себя, временно отказывается от удовольствий.

Сам Спаситель освятил пост Своим примером: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей» (Мф.4:1-2). О посте в священных новозаветных книгах говорится многократно: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян.13:2); «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян.14:23). В новозаветной Церкви Великий пост (святая Четыредесятница) был установлен в образ того поста, который совершил Иисус Христом перед началом Своего общественного служения. Рождественский пост также длится 40 дней.

Постящиеся люди хорошо знают, как благотворно духовное состояние человека во дни поста. Для детей (по уставу с 7 лет) пост – замечательная школа, научающая управлять своими желаниями. Родители, которые освобождают ребенка от поста, сильно вредят его нравстенному здоровью. Позже они проливают много слез, когда видят свое бессилие справиться с его быстро растущими неуправляемыми желаниями.

А вторую часть ответа я хочу предложить Вам из «Книги о Церкви», Москва, Паломник, 1997 г.

Что такое пост?

С уважением,
священник Сергий Демьянов.

Здравствуйте, отец Сергий! Скажите, если день рождения ребенка попадает всегда на пост, что делать? Можно праздновать его? Все-таки для ребенка это важное событие, другие же дети всегда собираются, веселятся в этот день. Что делать?

Заранее благодарю,
Марина.

Ответ:

Здравствуйте Марина.

Поздравить ребенка, или любого другого человека с днем рождения, подарить ему подарки даже в дни Великого поста не является грехом, более того, это проявление Вашей любви к ближнему, внимательное отношение к нему. Проблемы с постом могут возникнуть, если мы начнем этот день праздновать.

Соблюдение поста имеет смысл, когда человек осознанно и с желанием относится к нему. Конечно, православным родителям нужно заботится о том, чтобы их дети привыкали почитать и соблюдать посты в соответствии с их возрастом, духовными и телесными силами. Я могу предложить Вам следующие способы как можно решить проблему празднования дня рождения во время поста.

1. Самый удобный способ, который решает все проблемы, особенно, если день рождения близок к началу, или концу поста. В Ваших силах перенести день празднования дня рождения соответственно до начала, или после окончания поста. Близкие люди за 2-3 года привыкнут к этому, и у Вас и Вашего ребенка не будет никаких проблем с праздником. Этот способ тем более можно рекомендовать, если день рождения попадает на Великий пост.

2. Можно переносить праздник дня рождения на ближайшую субботу, или воскресенье. Эти дни – всегда праздник и бывает послабление поста.

И можно дать общие рекомендации. Если решите устраивать празднование дня рождения в дни поста, то, конечно, не надо заставлять поститься неверующих гостей с точки зрения пищи, всегда можно сделать так, чтобы на столе были и постные и непостные блюда. Для соблюдающих пост, конечно, можно сделать послабление на вкушение рыбы.

Постарайтесь устроить праздник так, чтобы избежать греховных увеселений и тогда радость общения детей в праздник дня рождения не будет в духе сильным нарушением понятия поста.

С уважением,
протоиерей Сергий Демьянов.

Здравствуйте, отец Сергий! У меня такой вопрос: можно ли есть яблоки нового урожая до праздника Преображения? По этому поводу в среде православных христиан существуют разные предположения, но точного ответа никто не знает. Подскажите нам, пожалуйста!
Спаси Господи! Татьяна.

Ответ:

Здравствуйте Татьяна!

Общеправославный церковный устав строго воспрещает вкушение винограда. В типиконе говорится: «Яко аще кто от братии снесть гроздие прежде сицеваго праздника, то преслушания запрещение да приимет, и да не вкусит гроздие чрез весь август месяц, яко заповеданный устав презрев: яко да от сего навыкнут и прочие повиноватися уставу святых отец». Аналогично этому запрещению в русской православной церкви издревле существует запрещение на вкушение яблок до праздника Преображения. Упоминания об этом можно найти в минее за август месяц, 6 (19) числа. А вкушать или не вкушать яблоки, т.е. держаться или не держаться преданию святых отцов русской церкви – выбирайте сами.

С уважением,
протоиерей Сергий Демьянов.

Батюшка, благодарю Вас за быстрый и исчерпывающий ответ. Хотелось бы еще узнать следующее: можно ли православным употреблять в пищу мясо кролика, а, также, морепродукты (креветки, кальмары и т.п.)?

Ольга.

Ответ:

Здравствуйте Ольга!

Понятие о скверной для человека пищи мы встречаем в Священном Писании в Ветхом Завете, когда Господь через Моисея передал евреям Синайское законодательство. Действуют ли эти ограничения для христиан в Новом Завете? В книгах Деяний и Посланий Апостолов дается однозначный ответ. Нет, не действует, самой по себе никакой скверной пищи для христиан не существует. «Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями, написав и вручив им следующее: «Апостолы и пресвитеры и братия — находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться. Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом, человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа. Итак мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно. Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы». (Деян. 15, 22-29).

В посланиях к Римлянам апостол Павел пишет: «Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его». (Рим. 14, 2-3), «Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни – для Господа различает; и кто не различает дней – для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест – для Господа не ест, и благодарит Бога». (Рим. 14, 5-6), «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто». (Рим. 14, 14).

Так что все перечисленную Вами пищу христианам можно вкушать и благодарить за нее Господа Бога.

С уважением,
протоиерей Сергий Демьянов.

Благословите, батюшка.

Решила опять воспользоваться этим видом общения, так как, возможно, и другим будет интересно прочитать Ваш ответ на мой вопрос. Вопрос такой. В Евангелии от Матфея Иисусова молитва заканчивается словами «…Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь». (Мф.5, 13). В Евангелии от Луки этих слов нет (Лк 11, 2-4). Уже интересовавшись этим вопросом слышала такой ответ. «Если есть священник, то он произносит этот возглас, при домашней молитве можно читать его самим.»

Как Вы считаете?

Нина.

Ответ:

Здравствуйте Нина!

Действительно, в отсутствии священника на домашней молитве эти Евангельские слова Спасителя можно читать самим. Но можно и пропускать эти слова даже на домашней молитве из благоговения перед церковной службой, памятуя, что это возглас священника. Можно поступать и так, и так – что ближе Вашему сердцу.

С уважением,
протоиерей Сергий Демьянов.

br /br / Такой вопрос: У меня день рождения, я всегда приглашаю всех своих друзей и они ждут этого события. И я думала отметить его в субботу, но очень сомневаюсь нужно ли это делать.